Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВЕРА - ЭСКОМ": Взятка – недоверие Богу


Совсем недавно произошла такая история со взяткой. Затеял человек доброе дело – построить храм: решил реально помочь людям, дать им рабочие места, а значит, зарплату и стабильность их семьям. Формальности в оформлении строительства обещали быть долгими, и пока шла обычная бумажная волокита, не дожидаясь официального разрешения, успели построить. Понятно, что благословения духовника не было получено, а торопыжка чудом остался зрячим – при строительстве отлетевший с фрезы кусок попал в глазницу – спасла пара миллиметров. Сейчас ему нужно разобрать незаконную постройку, да ещё грозит суд и штраф. Вывод из этого казуса был сделан интересный – надо было "дать на лапу" ещё тогда, перед началом стройки, а сейчас и подавно надо. Мои возражения о промысле Божьем, о необходимости послушания духовнику и Богу вызвали у строителя изумление – ведь дело благое, сиречь богоугодное. Самое печальное, что этим строителем был служитель Церкви.

Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного туза – деньги – и хрясь! – "Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне), бита!". Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое – освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную страшного: "и огонь пожрёт шатры мздоимства" (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал: "не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните развращённого из среды вас" (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику, то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.

Очень сомнительным представляется праведность дачи прямой взятки за спасение храма. Лукавый хитёр и способен за самое дорогое, что есть на земле – душу праведника и мученика, – предложить и больше, чем храм. Можно задаться целью и в Церкви начать в глобальных масштабах собирать деньги на взятки, чтобы через государственных функционеров и депутатов без проблем дожить до Апокалипсиса. И уже сейчас мир предлагает свою цену за сотрудничество, и многие религиозные организации и секты не стесняются платить (вспомнить хотя бы злоключения закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Но тогда через нас и придёт "мерзость запустения" в церковь, если она не будет построена и выстрадана самим приходом, а подарена (разрешена) за взятку. И что это будет за церковь? И кому нужен духовный отец – взяточник? Понятно, что в Церкви нет места полемике по этому поводу.

Судя по словам отца Всеволода Чаплина, о которых говорится в статье ("необходимость борьбы с этим злом"), эта проблема имеет место быть. По себе знаю – искушение сильнейшее: раз! – и ты вроде будешь счастлив навсегда. Не "дал на лапу" – проиграл, терпишь житейские неудачи. И только доверие Богу, зрение своих грехов приводят к пониманию – какое счастье, что всё именно так и сложилось. Опытный духовник или время подскажет, в чём промысл Божий. А приговор всем крещёным участникам мздоимства есть в Евангелии: "Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи" (2 Пет. 2, 19-22), "лихоимцы – Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10), а "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской" (Матф. 18, 6).

Всем помощи Божией в борьбе с этим искушением.

Андрей Бойко

28 ноября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования