Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Что у язычника на уме? В Марийской Республике третий год преследуют жреца за нестандартные религиозные взгляды


Тут на днях мы дали достойный ответ американцам. Они избрали темнокожего президента и загордились своей толерантностью. А зато у нас марийские язычники провели выездное моление на территории Нижегородской области. И никто им не помешал. Ни коммунисты, вырубавшие когда-то священные языческие рощи, ни скинхеды, ни какие-нибудь поклоняющиеся шашлыкам на природе адвентисты выходного дня.

Более того, находящаяся в Тонашевском районе роща Грозная, издавна почитаемая марийцами как священная, решением местной власти объявлена памятником природы. Чтоб никто сюда ни с топором, ни с пилой! Мол, приезжайте, марийские братья и сестры, и молитесь себе на здоровье. Как говорится, 77 богов в помощь.

Да, у марийцев, которые наряду с удмуртами являются, пожалуй, последними язычниками Европы, именно 77 богов. Храмов у язычников нет (их заменяют священные рощи, холмы и ручьи), а богов столько, что всех и не запомнишь: Бог Солнца, Бог Ветра, Бог Плодородия…

Бога Прав Человека вроде бы нет, а жаль. Ведь пока жрец Альберт Рукавишников из марийского поселка Куженер свободно проводил моления в соседней Нижегородской области, в его родной Марийской Республике другой жрец, Виталий Танаков, находился под угрозой уголовного наказания. Третий год жрец Танаков молится на правозащитную организацию "Человек и закон", защищающую его от весьма сомнительных обвинений со стороны прокуратуры.

В январе прошлого года "Новая газета" подробно рассказывала, за что прокурор потребовал приговорить мирного жреца к двум годам колонии. Если вкратце, то это выглядело так: Виталий Танаков написал брошюру под названием "Жрец говорит". В ней, ссылаясь на размышления древних жрецов и свою интуицию, автор приходит к выводу: "Наступит время, когда все народы придут к Богу через марийскую веру". И еще он полагает, что "марийцам уготовлено быть народом, ведущим всю мировую цивилизацию в справедливое будущее".

Казалось, кто бы возражал? Да лишь бы нам всем вместе попасть в это справедливое будущее! И если получится, скажем спасибо марийцам за то, что наконец-то они нас туда привели.

Однако прокуратура и сама не ведет нас в светлое будущее, и другим не дает. Жреца Танакова обвинили в "разжигании неприязни между народами". Хотя никакие народы этой самодельной брошюры, отпечатанной на принтере, даже не заметили.

Ко времени той нашей публикации имелось еще не вступившее в силу решение Йошкар-Олинского городского суда: Танакова приговорили к 120 часам исправительных работ. Затем в течение почти двух лет, после многочисленных обжалований, суды разных инстанций принимали то сторону жреца, то снова сторону обвинения. Ученые-эксперты бились над текстом, пытаясь понять, что же хотел сказать автор брошюры, который, совмещая религиозную деятельность с трудом в народном хозяйстве, является не теологом, не философом, а электромонтером "Водоканала". И не раз приходили к выводу, что никакого экстремизма в ней нет.

Недавно брошюру направили на пятую по счету экспертизу — теперь уже в Москву, в Межрегиональный институт независимых судебных экспертиз. Новая экспертиза не обязательно станет последней. Любое заключение экспертов может оспорить одна из сторон.По нашему мнению, — комментирует ситуацию сопредседатель правозащитной организации "Человек и закон" Сергей Подузов, — прокуратура как орган, надзирающий за соблюдением прав и свобод человека, получив доказательства отсутствия признаков экстремизма в брошюре, должна была отозвать заявление из суда, а не защищать честь мундира.

С помощью правозащитников жрец Танаков подал жалобу в Страсбургский суд, и там она принята к рассмотрению. В защиту представителя традиционной марийской веры выступили Международная Хельсинкская федерация за права человека и Московская Хельсинкская группа. Ну, в самом деле, как поступить с автором брошюры, заканчивающейся таким призывом: "Не искать, кто больше виноват: еврей, русский, англичанин, американец, чеченец или мариец — всему миру покаяться в своих грехах, уйти от лжи, хамства, подлости, остановить убийства и войны, отказаться от брани, алкоголя и наркотиков. Нужно встать на путь правды, справедливости и добра…"? Неужто отправить его на лесоповал?

Кстати, о лесоповале. Недавно в Советском районе Марийской Республики браконьер прошелся с топором по священной роще и срубил 71 березу. Его приговорили к 1 году и 1 месяцу колонии-поселения. Правоохранительные органы подсчитали количество кубометров и причиненный государству ущерб в рублях и возбудили дело по статье "Незаконная рубка леса в особо крупном размере". Конечно, учли, что роща священная, но при этом никакого религиозного экстремизма и разжигания межнациональной розни порубщику не пришили. И наверное, правильно сделали. Браконьер — он и есть браконьер, для него любое дерево — дрова, и чего искать экстремистов в лесу?

А вот в случае с брошюрой "Жрец говорит" прокуратура, похоже, наломала дров в особо крупном размере.

Борис Бронштейн
cоб. корр. "Новой"

27 ноября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования