Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА.РУ": "Запрещённый" народ. Эстонские власти отказываются признать православный народ сету отдельным этносом


Эстонии угрожает сепаратизм. Виноваты в этом сами сидящие во власти эстонские националисты, отказывающиеся признать близкий к ним, но исповедующий православие народ сету. В результате сету вынуждены смотреть в сторону России, где их притеснять не собираются.

Не исключено, что уже в ближайшем будущем о праве на самоопределение заявит народ сету, проживающий в Эстонии. Его, так же как и русинов Закарпатья на Украине, власти страны отказываются признать отдельным этносом. Более того, в Таллине уверены, что если это произойдет, сету объявят о независимости или же присоединят свои земли к России.

Такой вариант развития событий отнюдь не исключен. Дело в том, что сету по культуре, религии и обычаям во многом близки русским. Районы их компактного проживания - юго-восток Эстонии, до 1920 года входивший в состав Псковской губернии Российской империи, а также Печорский район Псковской области. В древней Руси их называли чудью, а чуть позже за ними закрепилось название псковская чудь.

В настоящее время их точную численность установить практически невозможно. Проблема в том, что данный этнос не внесен в список народов, проживающих ни на территории России, ни на территории Эстонии. При переписях населения сету записывали либо русскими, либо эстонцами. Тем не менее, ученые пришли к выводу, что всего сетусцев не менее 10 тысяч человек, а, скорее всего, в разы больше.

Эстонское руководство, известное своим "специфическим" отношением к национальным меньшинствам, сознательно относит сету к эстонцам. Однако между двумя народами существуют значительные культурные и языковые отличия. Основное из них конфессиональное: сету – православные, а эстонцы – лютеране. Хотя, сету, как и эстонцы, являются финно-уграми, а язык их считается вырусским диалектом эстонского языка, ныне почти исчезнувший в самой Эстонии.

Это дает основание некоторым эстонским ученым предполагать, что сету не являются автохтонным народом, а произошли от эстонских переселенцев, спасавшихся от гнета Ливонского Ордена, а позже - от насильственного перехода в лютеранство. Между тем, большинство исследователей придерживаются версии о том, что сету – коренной народ, сохранившийся до нашего времени, потомок древней чуди.

Со временем они приняли православие, оставив при этом себе многие языческие обычаи и обряды. С Библией сетусцам удалось ознакомиться только в ХХ веке. Правда, это не мешало им, в течение всего этого времени исполнять православные обряды. Однако непонимание догматов православия привело к тому, что русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их "полуверцами". Эсты же Лифляндской губернии считали сету людьми "второго сорта" и не признавали соплеменниками.

Наибольшая численность сетусцев была зафиксирована переписью 1903 года, когда их насчитывалось более 22 тысяч человек. Тогда же была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция.

В 1920 году, эстонцы, предав своего союзника ­­- белого генерала Юденича, заключили с советской Россией Тартусский мирный договор. Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница была проведена тогда по линии фронта и не соответствовала этнической границе. Таким образом, на территории с преобладающим числом русского населения, был создан уезд Петсеримаа Сетумаа (земля сету).

В межвоенные годы эстонские националисты, правившие страной, попытались ассимилировать сету. Их православные имена и фамилии, образованные от имени деда были насильственным образом переведены на эстонский. Во всех переписях, производимых в республике, сету учитывались именно как эстонцы. В школах и учебных заведениях было запрещено преподавание на сетуском диалекте, а православная церковь Эстонии под нажимом властей перевела служение храмов на эстонский.

Формально властями республики не делалось отличий между сету и коренными населением. Однако на бытовом уровне, как это происходит и ныне, сету считались "диким" народом. Им позволялось проводить свои праздники, носить национальную одежду, но права называться народом, у них было отнято.

После освобождения Эстонии 23 августа 1944 года была создана Псковская область, а в 1945 году в нее вошел Печорский район, входивший ранее в состав Эстонии. Таким образом, граница разделила область расселения сету, создав для западной группы более приемлемые условия экономического развития. В связи с этим, в послевоенные годы тысячи сету переселились в Эстонию.

В Псковской области остались лишь кладбища предков, да заброшенные деревни. Правда, переселившись в ЭССР, сету продолжали эстонизироваться. После распада СССР эмиграция в Эстонию усилилась. К настоящему времени на Псковщине остается лишь несколько десятков сетусцев.

Между тем, проживая в Эстонии, сету по-прежнему тяготеют к русской православной культуре и четко отличают себя от эстонцев. В связи с этим их положение в стране остается не до конца проясненным. Официальный Таллин не торопится дарить сету какую-либо автономию и считает их, чуть ли не пятой колонной и чинит им всевозможные препятствия в развитии национальной культуры и языка. Когда в 1999 году в Эстонии проводилась всеобщая перепись населения, сетусцам запретили указывать свою этническую принадлежность.

Тем не менее, оформление области Сетумаа в автономию, на которую сету имеют историческое право, становится все более и более актуальным. Таким образом, как знать, не приведет ли национальная политика эстонских властей к тому, что в скором времени на ее территории появится республика, тяготеющая к России. И, стало быть, благодаря сету, земли, некогда входившие в состав Псковской губернии Российской империи, будут воссоединены.

Михаил Вовк, 26 ноября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования