Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": "Православному есть дело до всего". Инициативу создания православных дружин прокомментировал глава Московского отделения "Союза православных граждан" Кирилл Фролов


На днях замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин предложил создать в России православные народные дружины, которые смогут участвовать в поддержании общественного порядка на улицах российских городов. "У нас немало людей и группировок, которые сегодня буквально порабощают жизнь улицы, района, маленького города, села. И здесь, я считаю, православные дружины могут навести порядок в своем месте проживания, а через это — навести порядок и во всей России", — сказал он в эфире радио "Радонеж".

В МВД России заявили о готовности поддержать любые инициативы по оказанию содействия в охране общественного порядка со стороны общественных структур и религиозных организаций. "МВД заинтересовано в помощи любых общественных движений и объединений в сфере поддержания общественного порядка в российских населенных пунктах", — заявил "Интерфаксу" начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин. В то же время эта инициатива вызвала критику со стороны ряда правозащитников, настаивающих на том, что в светском государстве за общественный порядок по закону должны отвечать только правоохранительные органы.

Инициативу создания православных дружин "Росбалту" прокомментировал известный православный публицист, глава Московского отделения Союза Православных Граждан Кирилл Фролов. Кроме того, он высказал целый ряд идей о том, какую роль могло бы сыграть православное сообщество России в условиях мирового финансово-экономического кризиса, ударившего и по нашей стране.


- Как вам видится реализация идеи православных дружин, учитывая опасения насчет того, как будет воспринято появление православных дружинников на улицах больших городов, с многонациональным и поликонфессиональным населением?

- В Московском отделении Союза Православных Граждан целиком  и полностью поддерживают инициативу о.Всеволода Чаплина о создании православных народных дружин. Эта мера более чем назрела. Такие православные дружины, будучи миролюбивыми и миссионерскими, смогут больше, чем правоохранительные органы, сделать для укрепления правопорядка и межнационального мира. Точнее, могут разговаривать неформально с теми, кто не до конца откровенен с властью. Это и представители националистических группировок, ненавидящие мигрантов, и сами мигранты, многие из которых работают незаконно.

Именно православные миссионерские организации могут вести "социальную профилактику" в радикальной среде, разъяснять молодым националистам, что любить Родину можно и нужно по другому, что экстремизм и уличный мордобой — это дискредитация патриотизма. Мигрантам же надо разъяснять, что надо любить и учить язык, культуру, традиции той страны, где они работают, то есть помогать им инкультурироваться.

Этим уже занимается первая православная миссионерская дружина, созданная при храме св. Апостола Фомы у метро "Кантемировская", настоятелем которого является священник Даниил Сысоев. Они уже издали молитвословы на языках народов Центральной Азии и Кавказа и будут раздавать их приезжим рабочим на московских стройках.
Это один из примеров того, как православные народные дружины могут стать факторами мира и порядка, особенно необходимых в период кризиса, ибо дестабилизация только ухудшит положение.

- Почему активность православной общественности оказалась направлена именно на сферу правопорядка? Не смущает ли вас поддержка этой идеи со стороны одиозных фигур российской политики — лидеров ДПНИ, движения "Наши"? Не станут ли такие дружины инструментом в руках сил, не имеющих ничего общего Православием?

- Действительно, православному христианину есть дело до всего — начиная от чистоты в подъезде и во дворе, и заканчивая назначениями в правительстве. Закономерно и то, что призывы к созданию православных народных дружин звучат в период кризиса и грядущей безработицы. И православные подставляют свое плечо государству и обществу.
Как раз православную народную дружину будет тяжело использовать коррумпированным чиновникам, ибо православный человек имеет серьезные нравственные тормоза, он идет в дружины защищать и проповедовать, а не отбирать и насиловать.

В Русской Православной Церкви есть достаточное количество разумных и здоровых мужчин, способных составить такие дружины. Тем более, что "антиправославные антинародные дружины" уже пустили глубокие корни. Например, в Петербурге организации "скинхедов" теперь исповедуют "неоязычество" — откровенно экстремистское, агрессивно антихристанское сектантское течение, оправдывающее агрессию и насилие. Помимо правовых усилий, этому необходимо противопоставить православное миссионерское усилие, в том числе в его уличной версии с воинской этикой, столь интересной для молодых людей.

Что касается "Наших" и "Молодой Гвардии", то мы совершенно не считаем эти движения одиозными. Я горжусь и считаю совершенно необходимыми наши совместные летние политические и миссионерские действия с Православным Корпусом "Наших" против "диомидовской" изоляционистской и антимиссионерской, антисоциальной и антипатриаршей "оппозиции", тянувшей и продолжающей тянуть православное сообщество на дно.

Все эти заявления о "святом Распутине" тянут нас на дно, а нападки на иерархов и священников РПЦ, проповедующих молодежи, в том числе на рок-концертах, попросту преступны — я уже приводил пример питерских "скинов-неоязычников". Так вот, такими "неозычниками" может стать вся русская молодежь, если православные уйдут с улицы, из студенческих "общаг", "тусовок", рок-концертов и клубов интеллектуалов.

Православные народные дружины — это только часть "антикризисного плана" православного сообщества, того "пакета" мер социальной амортизации, которое может предложить стране и народу православная общественная мысль и действие.

- Пожалуйста, конкретизируйте, о каких еще предложениях идет речь.

- Задачи Российского государства по преодолению сырьевого характера отечественной экономики, построению конкурентоспособной инновационной, высокотехнологичной экономической  модели — и задачи Церкви по преодолению экстенсивного, "требоисполнительского" характера ее деятельности, по возрождению интеллектуальной богословской школы, "инновационно"-миссионерскому возрождению, — перекликаются.

Какие же социальные проекты может реализовать Церковь в подобных ситуациях? Один ответ известен — это приходские общины и братства. Они должны, наконец, появиться в каждом храме. И об этом должны задуматься те священники, которым ранее было недосуг.

Второе — христианская солидарность. Немецкие протестанты, не желающие подчиняться "правилам толерантности", согласно которым каждый работодатель должен в обязательном порядке брать на работу представителей религиозных и сексуальных меньшинств (и не имея возможности их уволить, не будучи обвиненным в ксенофобии), организовали свои христианские биржи труда.

Надо подумать, подходит ли нам такой опыт в прямом смысле, не приведет ли он православных в "гетто" в своей же стране, но частично такой опыт может быть реализован. Такие "православные биржи труда" могут быть реализованы при каждом приходе, тем более — миссионерском. Богатые прихожане должны помогать бедным, причем не по образцу "совка" — когда делят и раздают, а в форме "помощи не едой, а удочкой", в том числе — путем предоставления и создания новых рабочих мест.

- Как отразился финансово-экономический кризис, затронувший и нашу страну, на православных приходах? И что намерена предпринять православная общественность для смягчения его последствий в своей среде?

- В наибольшей степени к кризису оказались готовы сильные приходские общины, у которых есть свои производства, в том числе сельскохозяйственные. Одной из таких общин является приход игумена Сергия (Рыбко), являющегося не только миссионером, но и талантливым приходским бытоустроителем — его прихожане не умрут с голоду даже в самых крайних ситуациях.

Те общины, что имеют свое производство, в ситуации краха нынешних торговых сетей могут даже сделать экономический прорыв — открыть на территории приходов продовольственные магазинчики, где они будут торговать своей же продукцией. И новые рабочие места создадут, и цены снизят, и поспособствуют освобождению российского сельского хозяйства от импортной зависимости. А когда кризис кончится, "Рамсторы" и "Пятерочки" окажутся в надежных и предприимчивых православных руках, не испугавшихся кризиса. Так что, социальной ответственности — да, а вот уравнительному социализму — нет!
Кстати, попытки создания такой системы были. Однако ее создатели почему-то испугались пакостей, написанных в антицерковных СМИ, а также доносов "диомидовцев" на игумена Мелхиседека (Артюхина), открывшего на территории храма св. Петра и Павла в Ясенево такой магазинчик.

Есть и другие варианты — конвертация приходского сельского хозяйства в конкурентоспособную отрасль церковной экономики, это всего лишь пример. Другим таким примером может быть издание доступной и покупаемой апологетической литературы с выходом именно в светскую книготорговую сеть и т.д.

Недавно правительство Москвы объявило о том, что отдаст здания бывших теплопунктов, переводимых в подвалы, под нужды малого бизнеса. Здания бывших теплопунктов есть почти в каждом московском дворе. И Церковь может взять многие из них под свои нужды. И в первую очередь — под храмы. Да-да!
Строительную отрасль ждут непростые времена, а мы не можем ждать, пока там все наладится, чтобы отстроить соборы, в которых так нуждаются наши новые районы. Поэтому и надо реализовывать замысел Российского Клуба Православных Меценатов, разработавшего проект строительства храма за один день, и приспосабливать под храмы помещения бывших "теплушек".

Появление сотен храмов во дворах, в самом сердце социальной жизни, станет для Церкви настоящим миссионерским прорывом к собственному народу. Один священник может окормлять сразу несколько таких приспособленных храмов — в субботу служить в микрорайоне 1, в воскресенье — микрорайоне 2, в понедельник — 3... В те дни, когда его нет, община служит мирянским чином, миссионерствует, осуществляет социальную диаконию и т.д.

Таким образом, Церковь может организовать вокруг себя ростки здорового социума, центром которого станет Св. Евхаристия. Эта сеть, эти островки ни в коем случае не являются "альтернативным социумом", — так пытаются поприличнее назвать "православное гетто". Наоборот — эти общины не могут не быть миссионерскими, они должны действовать по принципу "снежного кома", обрастая все новыми людьми. Это произойдет, если православный социум будет лучшим, чем обычный, если там будут любить и уважать личность. Православное сообщество — это "социальный клей", собирающий атомизированных "граждан РФ" в нацию, народ, гражданское общество.

Беседовал Владислав Краев

21 ноября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования