Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"СТРАНА.РУ": Доктор Филипп Уолтерс: "Архиепископ Уильямс - либерал. А в Англии это выражается в отношении к гомосексуализму и к рукоположению женщин в священники"


104-й архиепископ Кентерберийский доктор Роуэн Уильямс известен в Англии либеральными взглядами, неприятием войны с Ираком. Однако, обывателей больше интересует его лояльность к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, что действительно необычно для лица такого высокого духовного сана. Действительно доктор Роуэн Уильямс будучи женатым человеком проповедует терпимость к гомосексуалистам, планирует изменить отношение англичан к женскому священству. Об этом Стране.Ru рассказал близкий друг архиепископа, представитель Института Кестона (который следит за соблюдением свободы религий, особенно в коммунистических и пост-коммунистических странах) доктор Филипп Уолтерс.

- Доктор Уолтерс, вы давно знаете ненышнего главу Английской Церкви. Много лет дружите с ним. Что вы можете рассказать об архиепископе Роуэне Уильямсе?

- Доктор Уильямс очень открытый человек. Для него неважно, откуда вы, он со всеми приветлив и внимателен. Он очень умный и образованный человек. И это хорошие черты, необходимые для каждого священнослужителя. Много лет он служил в самых разных местах - от Кембриджского университета, где преподавал, до обычных сельских приходов.

- На сегодня в России известно лишь то, что он либерал и категорически против войны в Ираке, что у него есть семья и дети и что он рукоположил в священники по крайне мере одного гомосексуалиста. Насколько, по-вашему эта информация соответствует действительности?

- Он действительно либерал. Сейчас в Англии это выражается именно в отношении к гомосексуализму, в отношении к рукоположению женщин в священники.

- В священники, но не в епископы?

- Пока только в священники, но может быть и это изменится.

Но либеральные взгляды также заключаются в том, что когда возникает необходимость, представитель Церкви готов выступить против любых действий или высказываний правительства. В настоящее время, это несомненно, война в Ираке. Как вы знаете, у нас, в Англиканской Церкви есть разные течения. Есть либералы и консерваторы. Новый епископ - либерал, что не мешает ему очень внимательно следить за всеми проблемами, которые существуют в Церкви и обществе.

Когда я с ним только познакомился, оказалось, что он также как и я изучает русскую религиозную философию, так называемое русское религиозное возрождение конца XIX века. Он писал диссертацию про одного русского мыслителя, я - про другого. Так что он очень хорошо знает православную традицию и все течения в Православии, а его интересы не заканчиваются на Англиканской Церкви. У него очень хорошее понимание других христианских традиций.

- В России, традиционно православной стране, довольно сложно представить возможность рукоположения женщин в священники. В Англии же постоянно ведутся горячие дебаты по вопросу возможности рукоположения лиц женского пола не только в священники, но и в епископы. Хотя на это счет существует совершенно однозначное высказывание апостола Павла, что епископ, это "муж одной жены" (1 Тим.3:2), а допускаются "к священнослужению только вдовы, "бывших женою одного мужа" (1 Тим.5:9), дабы жертвенник Божий пребывал всегда чист и безгрешен (Тертуллиан. "Послание к жене", 1,7). Следует ли понимать, что при либеральном архиепископе возможность женщин епископов становится более очевидной?

- Думаю, да. Хотя, конечно, ничего пока неизвестно. Существует довольно долгая процедура согласования каждого нововведения. Вопрос следует обсудить в различных инстанциях, в частности, на собрании епископов. Но думаю, что будет найден компромисс. Удалось же прийти к компромиссу в области женского священства. Сегодня в нашей Церкви у прихожан есть возможность выбора.

Если какой-то приход не захочет, чтобы в нем служили священники женского рода, они смогут выбрать и епископа, противника такой возможности. Это типичный англиканский компромисс.

- Но если в одной области живут и противники нововведений и сторонники их, не возникнут ли там конфликтные ситуации?

- Очень может быть. Но у нас в Англиканской Церкви конфликты бывают в различных областях. Консерваторы и либералы спорят и по богословским вопросам и по богослужебным. Существуют приходы, где сохранены все старые обряды, служба ведется по старинным книгам, а есть приходы совсем другого рода, но все они - приходы Англиканской Церкви.

- Насколько правомерна точка зрения, что Англия - одна из самых неверующих стран?

- Сегодня безверие типично не только для Англии, но и для многих стран Западной Европы и нескольких стран Центральной Европы, например, Восточной Германии. По ряду причин, Чешская республика является тоже очень светским государством.

У нас наблюдается такой феномен - верующий без принадлежности какой-либо Церкви. Несмотря на это, согласно опросам населения, большинство все же считает себя верующими, хотя и не ходит в церковь регулярно. У них остается чувство трансцендентности, ощущение, что Бог есть, при этом большинство положительно реагирует на приходскую жизнь остальных. Более того, не смотря на то, что многие сами не ходят в церковь, они хотят, чтобы богослужебная жизнь продолжалась, чтобы продолжалась религиозная жизнь. И именно в контексте традиционной Англиканской Церкви.

Но раз или два раза в год в церковь ходят почти все. Венчаются тоже обязательно в церкви. Правда это скорее культурная традиция. Но могу утверждать, что в Англиканской Церкви живая духовная жизнь. А то, что в Церкви существуют различные течения, только оживляет ее жизнь.

- Если можно, вернемся к проблеме гомосексуализма в Церкви. Архиепископ Роуэн Уильямс не только либерально смотрит на гомосексуализм, но и рукополагает их в священники. Таким образом впервые настолько открыто говорится о возможности священнического служения для гомосексуалистов. Конечно, эта проблема существует в каждой Церкви, но она тщательно скрывается.

- Действительно, все стараются сделать вид, что такой проблемы не существует. Я не могу говорить о том, что по этому поводу думает сам архиепископ Уильямс, но дело в том, что гомосексуалисты рукополагались и служили всегда. Этот факт известен во всех Церквах. Мне кажется, что он считает, что настало время открыто говорить об этом явлении в жизни Церкви.

- Однако такой шаг может оттолкнуть какое-то число верующих.

- Очень может быть. И бывает, что отталкивает, но зато привлекает других, новых членов Церкви. Но как сложится ситуация - остается только наблюдать.

Ведь известно, что не все епископы были сторонниками его избрания архиепископом Кентерберийским. Мнения разделились примерно пополам, но так бывает каждый раз. Хотя голосование тайное, всегда примерно известно, кто претендует на это место. Нового здесь нет.

4 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования