Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Свобода совести по-мусульмански. Ислам противостоит не христианству, а материалистическому либерализму


В последнее время много говорится о конфликте христианской и исламской цивилизаций. При этом нет единого научного определения самого понятия "цивилизация". Хотелось бы, к примеру, узнать, что такое христианская цивилизация в современном мире? В каких конкретных странах Библия положена в основу Конституции?

На мой взгляд, современная цивилизация Запада базируется не на христианских, а скорее на либеральных ценностях, ставших доминантой жизни Запада после цепи буржуазных революций. Эти революции отстранили от власти абсолютных монархов и ввели свободный рынок и необходимый для его существования набор демократических свобод. Эти свободы, в свою очередь, породили массовую культуру, основанную на критерии коммерческой выгоды, прибыли. Неужели современная западная "свобода от всего" - это и есть христианская цивилизация? Думаю, вряд ли сами христиане с этим согласятся. Во всяком случае председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своих публикациях в "Независимой газете" выступал с серьезной теоретической критикой либерализма как раз от имени христианства. И его позиция нашла позитивный отклик среди многих мусульман и представителей других традиционных религий.

Исламская цивилизация действительно основана на нормах Корана и имела реальное выражение в Халифате. Однако сегодня Халифата нет и говорить об исламской цивилизации как о чем-то цельном и едином тоже весьма затруднительно. Цивилизация Турции сильно отличается от цивилизации Саудовской Аравии, цивилизация Ирана - от них обеих. Между цивилизацией Ибн Сины, Аль Рошда, Аль Газали, Улугбека, Навои и Руми и цивилизацией аравийского пропагандиста XVIII века Мухаммеда Абдуль Ваххаба такая же пропасть, как между исламской религией и культом индийской богини Кали.

Тем не менее ислам не сдается перед мощным натиском атеистического и оккультного вариантов либерализма. И если уж говорить о противостоянии цивилизаций, то оно происходит между исламом и современным западным либерализмом, дошедшим в своем развитии до фазы, близкой к массовому суициду, моральному разложению в стиле Римской империи периода заката. "Свобода от всего" приводит к отрицанию самой себя и к полному порабощению. Европейские монархи подавляли свободу личности, а либералы боролись с ними. Сегодня либералы с такими же мерками подходят и к исламу, видя в нем угрозу свободе личности. Однако ислам в отличие от европейских монархий Средневековья явил миру совсем иное учение о равенстве и братстве всех людей и народов, учение о праве человека на свободный выбор религии, учение о договоре, как о высшей форме мирного сосуществования между людьми и народами, представляющими различные верования и убеждения. И это было реальностью на протяжении нескольких веков расцвета Халифата.

Поэтому сегодня ислам противостоит не христианству, не каким-либо другим религиям, а современному материалистическому, атеистическому либо оккультному либерализму. И противостоит он не с точки зрения защиты или лоббирования каких-то моделей тоталитарных монархий, диктаторских режимов, а наоборот - с позиций подлинной свободы, равенства и братства. Звучит это, может быть, и несколько парадоксально для современного человека, но тем не менее это так. И это заложено в учении ислама и Коране.

Недопонимание между современными либералами и представителями ислама возникает из-за того, что есть разные подходы к самой сути вопроса, каковы должны быть границы человеческой свободы, в какой мере общество и государство могут устанавливать эти границы и требовать их соблюдения. Тем самым все сводится к разнице между религиозным и нерелигиозным мировосприятием. Материалистическое мировоззрение считает главной ценностью земную жизнь человека и сопутствующие ей земные блага. Вычерчивается некая средняя арифметическая величина, при которой права и свободы всех примерно равны. А критерием является благо для земной жизни каждого.

Напротив, религиозное мировоззрение (не только исламское) считает главной ценностью вечную жизнь человека, и потому критерием прав и свобод человека в этой жизни считает такой тип поведения, который ведет человека к вечному благу, к счастью в вечной жизни, то есть в рай. Отсюда границы прав и свобод личности устанавливаются, исходя из понятия средств достижения счастья в вечной жизни. Блага же этой земной жизни имеют поэтому релятивный, относительный характер.

Проблема усугубляется тем, что есть несколько мировых религий и каждая устанавливает свой собственный тип поведения как единственно правильный. Поэтому проблема нахождения консенсуса между религиозным и нерелигиозным, либеральным типами мировоззрения становится сложнее. Тем не менее выход есть. И он предполагает, чтобы представители всех мировоззрений договорились сделать шаг навстречу друг другу. Каждый неверующий или либерал должен признать наличие религиозного типа поведения человека не как какой-то экзотики или сугубо частной жизни, а как законную реализацию такого же права человека, как и все остальные права в земной жизни.

С другой стороны, каждый верующий, к какой бы религии он ни принадлежал, не должен переносить абсолютность требования своей религии на людей иной веры, иных убеждений. Тогда каждая личность и каждое объединение людей, каждая община смогут исповедовать свою веру в полном соответствии с религиозными предписаниями, но не вторгаясь в права других людей, не нарушая этих прав.

Хотя в последнее время в связи с борьбой с международным терроризмом об исламе говорят много негативного и клеветнического, именно ислам учит человека толерантности. Вот что говорится в священном Коране (10: 99): "И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали все до одного, кто есть на Земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?" Тем самым принятие веры в Бога - это индивидуальное дело каждого. И даже своему благословленному Пророку Творец не дал права принуждать в выборе своих убеждений. Тем более никто другой не вправе это делать.

Основные права и свободы человека в исламе установлены самим Богом в священном Коране. Может быть, многим незнакомым с исламским учением это покажется удивительным, но свобода совести и свобода вероисповедания также конституированы в Коране (18: 29), где говорится: "Скажи, о, Пророк: исходит истина от Бога твоего: кто хочет, тот уверует в Него, кто хочет, тот останется неверным". Если проанализировать эти слова, то мы увидим в них и чисто религиозный путь к вечной жизни, и право на свободу вероисповедания, и право на свободу совести. Тем самым право на свободу совести и вероисповедания является необходимым условием и средством исповедания ислама вообще. Наличие подобных свобод отнюдь не означает, что человек не несет ответственности перед Всевышним Аллахом в день Великого суда. В священном Коране говорится, что многобожники и те из обладателей Писания, которые отвергли веру в Бога, "гореть вечно будут в адовом огне", однако Пророку было сказано: "Тебе дано предупреждать, а не вершить над ними суд". Наказание верующих является исключительно прерогативой Всевышнего Аллаха и относится к будущей вечной жизни. Так что никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей за их религиозные убеждения.

Это необходимое условие существования мусульман как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства. Ибо только при гарантиях этого права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Бога.

Ислам - религия свободы выбора. "Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений", - говорится в Каирской декларации прав человека в исламе 1990 года, подписанной практически всеми мусульманскими государствами. При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора.

С другой стороны, единая Европа, более внимательно изучая ценности ислама, его, скажем, золотой век, если взять IХ-ХII столетия, найдет в учении ислама и Коране истоки своей собственной демократии, идеологии защиты прав и свобод человека. Поэтому диалог цивилизаций - вполне реальная и достижимая вещь.

Али Вячеслав Полосин, советник Совета муфтиев России, доктор философских наук

5 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования