Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"KHALEEJ TIMES": Почему я поехал к Папе Римскому. Известный проповедник и общественный деятель Тарик Рамадан призвает мусульман и христиан к диалогу


Теперь, когда шоковая волна, поднятая высказываниями  Бенедикта XVI на лекции в Регенсбурге 12 сентября 2006 года, спала, становится ясно, что последствия этого события скорее позитивные, чем негативные. Помимо и превыше полемики папская лекция подняла проблему взаимной ответственности христиан и мусульман на Западе.

Сейчас неважно, оговорился ли понтифик, либо как высший авторитет Церкви озвучил ее политику. Главное, что таким образом была определена сфера, в которой должны иметь место полновесные дебаты между католицизмом и исламом. Папские упоминания о "джихаде", "исламском насилии" просто шокировали мусульман, хотя Папа и связал их с высказываниями византийского императора Мануила Палеолога.

Ясно, что настало время начать дебаты по общим теологическим обоснованиям и фундаментальным принципам, разделяемым обеими религиями. Призыв мусульманских лидеров "Общее слово между вами и нами" символизирует то же самое намерение: наша традиция имеет своим источником того же самого Единого Бога, призывающего нас уважать человеческое достоинство и свободу.

Обе эти схожие традиции ставят одинаковые вопросы, касающиеся высшей цели человеческой деятельности и уважения этических принципов.

В мире, переживающем беспрецедентный глобальный кризис, в мире, в котором политика, финансы отношения между людьми и окружающей средой страдают от жесточайшего отсутствия совести и этической цельности, делом величайшей значимости становится то, что христианско-мусульманский диалог обращает внимание  как на богословские вопросы, так и на этические проблемы ценностей и высших целей.

Наша задача отнюдь не создание нового религиозного альянса против "секуляризованного" и "аморального" мира, но внесение конструктивного вклада в дебаты с ним, недопущение того, чтобы логика экономики и войны разрушила то, что еще осталось от наших общегуманистических ценностей.

Наш конструктивный диалог на основе общих ценностей и высших целей куда более значим и важен, чем препирательства о числе последователей, противоречивые заявления о прозелитизме и бесплодная борьба за исключительное обладание истиной.

Догматически зашоренные люди в обеих религиях, считающие себя обладателями истины, работают фактически против своих же собственных религий. Тот, кто говорит, что он или она обладают истиной, а ошибается кто-то другой, а не они, уже впадает в ошибку.

Наш диалог должен сопротивляться соблазну догматизма обращением ко всестороннему, критичному и неизменно вежливому противопоставлению идей. Мы должны вести такой диалог, серьезность которого требует от нас покорности и смирения.

Мы должны  глубже изучать историю, для того, чтобы вести истинный диалог цивилизаций. Определенные страхи перед настоящим могут повлечь за собой искаженное видение настоящего. Это удивительно, но Папа, заявляя об античных и христианских корнях Европы, делает это так, как будто бы реагирует на угрозу мусульманского присутствия в Старом Свете. Но подход Папы, как я отметил для себя после лекции в Регенсбурге, является упрощенным. Нужно обратиться к фактической реальности прошлого, к истории идей. И когда мы сделаем это, то очень скоро станет ясно, что так называемое противостояние между Западом и мусульманским миром не более, чем виртуальная реальность, если хотите, идеологический инструмент. С помощью этого инструмента можно сконструировать различные противоположности, которые можно сталкивать между собою или приглашать к диалогу, в зависимости от обстоятельств.

Ведь так же, как Запад был в определенной степени сформирован мусульманами, так и мусульманский мир формировался под влиянием Запада. Императивом нашего времени становится внутренний процесс критических рефлексий. Подобно тому, как на Западе  начался процесс внутренних дискуссий, точно так же он должен охватить ислам и мусульман с тем, чтобы урегулировать отношения с собственным прошлым в дискурсе разнообразия и плюрализма.

Споры между верой и разумом и по поводу достоинств рационализма постоянно велись как внутри мусульманской, так и внутри христианской цивилизации и, таким образом, не являются эксклюзивным наследием античности или христианства. Никто не имеет исключительных прерогатив на просвещение.

Папские заявления в Регенсбурге на самом деле открыли новые сферы проблем, которые необходимо исследовать и в дальнейшем использовать в позитивном ключе с тем, чтобы строить мосты между двумя нашими цивилизациями и работать рука об руку с целью поиска совместного ответа на социальные, культурные и экономические вызовы наших дней.

Вдохновляемый такими идеями, я участвовал во встрече 4-6 ноября в Риме, а также во встрече с Папой 6 ноября. Наша задача сегодня в том, чтобы приняв на себя соответствующие обязательства, посвятить себя работе на нечто большее, чем просто этот мир, с условием полного уважения верований и свобод друг друга. Очень важно понять, что говорить о проблемах свободы совести, местах поклонения, "принципе взаимности" (принцип взаимности выдвинут в последнее время христианской стороной в диалоге с исламом, принцип предусматривает более свободное открытие новых храмов в исламских странах, подобно тому как мечети свободно открываются на Западе - "Портал-Credo.Ru"), можно только в атмосфере взаимного доверия и уважения.

Еще очень важно,чтобы каждый из нас садился за стол переговоров  с признанием того, что не мы одни обладаем истиной, с чувством уважения к тем, кого мы собираемся выслушать, и признания их отличия от нас, и, наконец, осознанием той общей связки между нами, которая должна помогать поддерживать критический дух в восприятии тех противоречий, которые могут существовать между посланием веры и практикой верующих.

Таковы те существенные моменты, которые необходимо учитывать, если мы хотим добиться успеха.

Тарик Рамадан

13 ноября 2008 г.

Фото "ИсламНьюс"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования