Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕВРАЗИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ": Отец Евгений (Чунин), иконом (управляющий) Клинцовско-Ржевской епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви: «Подход старообрядцев - участвовать в выборах»


Каково отношение старообрядцев и ста­рообрядчества в целом к политике, к политиче­ским процессам в России, и, в частности к вы­борам?

–По сложившейся христианской традиции Церковь стремится воздерживаться от участия в политических акциях. И это — я уве­рен — оправдано, ибо сами задачи Церкви по своему статусу превосходят любые, самые бла­гие политические планы и программы. Задачи напряжённой церковной деятельнос­ти ныне видятся нам на многие годы вперёд, и не хотелось бы даже пытаться связывать их реализацию с нестабильным фактором политиче­ской конъюнктуры. С другой стороны, мы сознаём все реалии современной политической жизни, и готовы к плодотворному сотрудничеству с любыми об­щественными силами в реализации тех или иных богоугодных социально-политических программ. Но именно тогда, когда речь идёт об их конкретно-временной реализации. Однако лично я считаю самым бесспорным и совершенным способом преобразования жизни к лучшему — каноническую церковную дея­тельность. И именно здесь вижу главное поприще для приложения собственных сил. Что касается "рядовых" прихожан на пери­ферии, то мне кажется, что большинство из них не очень интересуется и разбирается в полити­ческих нюансах столичной жизни. Их больше интересует банальный результат выборов: "если изберут того-то или того-то — интересно, сде­лают ли в нашем городе дороги? Закончат ре­монт больницы?" и т.п. Вообще, мне кажется, народ устал от выбо­ров. Череда сменяющихся фигур разного уров­ня, с сохранением сценария — выдвижение но­вого кандидата, его смелые "походы в народ", горячие обещания "переделать жизнь к лучше­му" и... после избрания — полное забвение обещаний и вежливое уклонение от исполнения даже прямых просьб избирателей.., По этой причине большинство старообрядцев не верит в действенность выборов и мало чего от них ждёт. Хотя исключения есть — некоторые священники, их единицы, сами имеют определённые политические предпочтения, и "мягко" навязывают эти взгляды прихожанам. В их приходах ситуация несколько другая. Более "политизированы", на мой взгляд, жи­тели столицы и крупных городов — в этом ска­зывается большее проникновение в городские старообрядческие семьи телевизора, да и более активное "политическое" общение по месту жи­тельства или работы.

Влияют ли, на Ваш взгляд, выборы и их результаты на жизнь старообрядцев и может ли влиять, в принципе?

–Сами выборы? Ещё одна не сов­сем приятная и малоинтересная процедура. На­до найти дополнительное время, и именно в Воскресный день — когда у активных христиан всё и без этого достаточно плотно заполнено. А уж пресловутый стандарт советского времени — собираться на выборы — "как на праздник", одеваясь только во всё самое лучшее — ныне, кажется, давно забыт. Ну, а результаты влияют на нашу жизнь лишь в той мере, в какой они, в принципе, могут повлиять на перемену внутренней ситуации в стране или вызвать изменение баланса сил.

Участвуют ли старообрядцы в выборах и политической жизни? Определяется ли это кон­фессионально, либо каждый решает это сам для себя?

–Старообрядцы — народ законо­послушный, поэтому и общий "стандарт" подхо­да — участвовать в выборах. Мне никогда не приходилось слышать от старообрядцев призы­вы "не участвовать в выборах". Правда, кому-то могут помешать какие-то бытовые трудности — но это уже не "политический" момент.

Каковы традиционные формы избрания власти у старообрядцев? Каковы формы избра­ния светской власти для старообрядцев мирян?

–Трудно что-то однозначное ска­зать на эту тему. Это уже — как бы строка из некоей политической программы. А у старооб­рядчества нет никакой политической програм­мы, т.к. оно все-таки держится принципа оста­ваться "вне политики". Лично я считаю, что са­ми механизмы наших выборов нуждаются в кардинальном изменении: они в подавляющем большинстве не обеспечивают выдвижение "лучших", а только — "финансовых воротил", демагогов и карьеристов. А такие люди — вовсе не те, кому бы можно было доверить управление страной (либо даже её частью)...

Каковы вообще традиционные институты власти для старообрядчества? Может ли яв­ляться, например, общинность — формой со­циального устройства для старообрядцев, аль­тернативой светской государственной?

–Теоретически может, наверное" но как она сегодня реально могла бы стать "аль­тернативой", на какой стадии из нашей жизни можно "выключил" государство — мне трудно представить.

Беседовал Валерий Строев, "Евразийское обозрение", №8, 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования