Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МЕТА": Украина. Национальная идея. Будущее. Церковный вопрос


Понятие национальной идеи по-разному определяется в религиозном и материалистическом мировозрении. Для материалистов история есть стихийный процесс, подобный наблюдаемой в животном мире борьбе за существование. В таком миропонимании смысл существования народа сводится к преследованию своего национального интереса и проявлению своей мощи. Политическая и военная гегемония на максимально-подконтрольной территории, вот и всё содержание Н.И.Этой элементар-ной идее соответствует государство тоталитарного типа, какими были все древние империи, скрепляемые насилием, увенчанные культом правителя. Образовавшая их материальная стихия, не обузданная высшим религиозым началом, выбрасывала на поверхность жизни людей случайных, скользивших по ней, но не способных проникать в глубь, туда где кроются суть и смысл народного бытия. Это были диктаторы, которые присвоили себе право определять национальные интересы и положили все силы на то, чтобы удержать кормило власти. Они погубили свои народы и те, подобно ископаемым животным исчезли, уступив место в истории нациям с более справедливой и упорядоченной организацией, которые выработали более высокие религиозные и нравственные принципы, выкристализовавшиеся в традиционные устои жизни. Создание общеевропейского дома стало возможным благодаря тому,что для него имелся уже готовый фундамент, заложенный христианством, в сознании которого различные нации являются членами единого живого организма. Это значит, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но всегда определённым образом участвует в общей жизни человечества как собирательного существа. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни есть её истинная национальная идея, установленная в предвечном замысле Бога. Иными словами: не национальный эгоизм, являющийся новым идолослужением, но участие по мере сил и особых дарований своих в развитии великой иудео-христианской цивилизации, вот в чём религиозное мировозрение видит истинную цель устремлений всякого народа.Таким образом национальная идея - это мысль Бога, определяющая предназначение народа и его роль в человечестве.Это вдохновляющий идеал, и одновременно миссия, которую ему предначертано исполнить. Если в ходе исторического развития этот идеал осознаётся, национальная идея формулируется, и развитие государственной жизни происходит в соответствующем направлении, то в народе раскрываются лучшие качества и все потенциальные силы, и он подобно зрелой личности произносит своё слово в истории человечества. Однако исторические пути народов никогда не бывали гладкими. Многие попали в ловушку ложных идей, одушевлялись псевдо-идеалами, приносили им в жертву бесчиленные человеческие жизни и, не смотря на все усилия,так и не достигли желаемого, но попусту растратив свои силы, скатились в нищету, совершенно ослабли, оказавшись в зависимости от тех народов, над которыми стремились доминировать, и постепенно утратив свою роль, сошли с исторической сцены.

Ближайшим примером народа, который бывал увлекаем ложными идеями, и до сих пор не направил свои силы к реализации своего истинного предназначения, могут служить русские. Сложившись в царство, московская Русь увлеклась навеянной духом национальной гордыни мыслью о том, что Москва есть Третий Рим. В результате вместо царства, в котором обитает правда, и где глава всему - Христос, получилось царство Кесаря, в котором жестокость и несправедливость прикрывались христианским обрядом.Это привело к трагическим событиям Смутного времени. Только благодаря объединяющим усилиям Церкви народ, восстав через покаяние, сплотился и восстановил пошатнувшуюся государственность.Однако причины падения, теми от кого зависило будущее страны, не были осознаны глубоко. По прошествии небольшого времени верховная власть в лице патриарха, желая придать своей национальной церкви вселенское значение, подобающее 3-ему Риму, стала менять сложившийся веками уклад, действуя в характерной для себя манере: диктаторски и насильственно, что вызвало массовый народный протест. Страна была вновь ввержена во внутреннюю смуту, значительно более затяжную и кровавую, так как её подавляла своя же собственная власть, обычными для неё карательными мерами. Очередная страница истории открылась с появлением Санкт-Петербурга и превращением Московского царства в Российскую Империю, по мере усиления которой старая идея Третьего Рима всплыла в новом имперском облике.Крушение наступило в 1917 году, когда на смену 3-му Риму пришёл 3-й Интернационал, псевдо-народное воплощение той же квази-исторической идеи.Через 70 лет рухнул "Союз нерушимый", историческое название страны вернулось, а вместе с ним и соответствующая символика: двуглавый имперский орёл на гербе и птица-феникс российских национал-патриотов, пресловутая идеологема: Москва-Третий Рим.

Народ, воспринявший ложную Н.И.начинает верить в своё превосходство над другими, претендовать на роль учителя, вождя, старшего брата, единственного хранителя истинной веры и т.п. Истинная Н.И.раскрывает народу его подлинную историческую миссию, исполняя которую он займёт, предназначенное ему Всевышним, место среди других народов,в чём и заключается его неповторимость.

После всего выше сказанного зададимся вопросом о украинском народе: есть ли у него своя национальная идея и соответственно своя историческая задача?

Ответ русского империализма на этот вопрос был неизменно отрицательным. Российская Империя игнолировала украинскую национальную самобытность. Украина именовалась Малороссией с уничижительным оттенком. В высших кругах российского общества она всегда воспринималась как колония, не имеющая самостоятельной культуры, языка, политической власти.Империя угнетала свою колонию - Украину.Так было при Екатерине Второй, которая раздавала украинские земли своим фаворитам, обратив в рабство большинство до той поры свободных крестьян.Так было при коммунистах, совершивших величайшее преступление над украинским народом, уморив его четвёртую часть голодом. И ныне кремлёвская власть, желая через своих ставленников контролировать политическую ситуацию на Украине, попыталась прибегнуть к насильственным методам. Знаменательный факт, выявляющий дух и характер этой власти, учитывая который, украинцы будут и впредь отталкиваться от Москвы.

Однако существует в российском сознании и положительный ответ на это вопрошание о народе украинском.В своё время его предвосхитили такие русские религиозные философы, как Владимир Соловьев и о.Сергий Булгаков, которые противопоставляли духу имперского национализма христианский дух всеобщей солидарности. В их понимании всё человечество есть живое тело Христа, в котором нации существуют в органическом и нравственном союзе, как живые члены этого тела. Христианская истина утверждает неизменное право наций на существование, осуждая в то же время национализм, являющийся для народа тем же, что и эгоизм для индивидуума, ложный принцип, который приводит к обособлению отдельного существа, превращая различие в разделение, а разделение в антагонизм.

В свете такого видения есть и у народа Украины своё особое призвание, своя миссия. В чём же она заключается?

До последнего времени исторические задачи украинского народа не вырисовывались отчётливо, а потому не могла быть ясно выражена и национальная идея. Причиной тому была погружённость с прочими народами С.С.С.Р.в русскую имперскую стихию, всё и вся унифицировавшую,заставляя всех двигаться в одном направлении, как заключённых по этапу. Когда же в силу известных исторических причин, колонна распалась, пришёл черёд украинцев поступить по-своему. И они, проявив настоящую волю к жизни, сделали напряжённое усилие и вырвалась из той мертвящей стихии, которая продолжает губить русских и зависимые от них народности. Это стало неожиданностью не только для кремлёвской власти, привыкшей к условности беспро-игрышных "выборов", но и для самих русских интелектуалов, считавших что культурный фактор и соответствующий менталитет сыграют решающую роль в прорусской ориентации. Даже многие западные аналитики, учитывавшие как силу давления Москвы так и силу инерции народов пост-советского пространства, не предполагали такого исхода. Однако украинцы, не обращая внимания на пропаганду, по-советски пугавшую их западной угрозой,и на прочие факторы, просто сказать,рванули от России нутром почуяв,что им не по пути со страной, население которой, согласно статистике демографических данных, вымирает. Тогда-то о них и заговорил весь мир.

Недоброжелатели, конечно, найдут причины происшедшего и в пресловутом укра-инском сепаратизме, и в растленном влиянии Запада, а-то и в прямом подкупе Америкой большинства местных избирателей. Рассуждающие подобным образом не имеют понятия о национальном характере украинского народа, не знают его истории, не чувствуют его особый дух. А между тем, этот дух и характер впервые проявились ещё в Киевской Руси, в эпоху князя Владимира Святого, при дворе которого царили совершеннейшее равенство и свобода, ибо Владимир, по словам летописца Нестора, любил свою дружину, совещался с ней о делах государственных,о войнах и о строе земли. Он был исполнен отеческой заботой о малых и бедных, а с окружавшими его советниками и дружиной обращался как с истинными братьями.И жил он в мире с окольными князьями: Болеславом Польским, Стефаном Венгерским и Андрихом Чешским. Киевская Русь,не создавшая империю от нежелания порабощающей централизации, уступила своё место на сцене истории Московскому царству, наследницей которого стала Санкт-Петербургская империя, подавившая на Украине все сословия, лишив их общественных свобод,а в том числе и Церковь, в которой до 1722 года митрополиты выбирались голосами этих свободных сословий. Но ни иноплеменные завоеватели, ни единоплеменные петербургско-московские империалисты не смогли задушить дух Киевской Руси, дух запорожской вольницы и выборных атаманов. Этот свободолюбивый украинский дух, получив сейчас возможность проявиться, показал всю свою недюжинную силу. Нынешнее волеизъявление украинского народа есть манифестация изначально Богом данной человеку свободы, в которой заключается подлинная человечность в противоположность рабскому принуждению, угашающему в человеке творческое начало. Сквозь нынешние исторические события просвечивает Н.И. этого славянского христианского народа, говорящая о том, что не должно быть в этом народе всевластных вождей и бесправной толпы, но все суть граждане, равные перед законом и равноответственные за происходящее в государстве. Итак, украинская нац. идея, зачавшись в Киевской Руси и созрев в ходе истории, раскрывается теперь как утверждение в национальной государственной жизни всех демократических свобод и общественных прав, проистекающих из данного Всевышним, единого дара свободы. Утверждая в жизни эти ценности, украинский народ не только сам придёт к единству с Европой, но и другие восточно-славянские народы, ещё не до конца освободившиеся от своего тысячелетняго рабства, приведёт за собой.У.Н.И. состоит также в том, чтобы объединить Украинский народ во Вселенской Церкви, через последовательное объединение сначала всех раздробленных частей православной церкви в единой Православной автокефальной Украинской церкви, с последующим превращением её в Патриархат, который объединит славян-православных и славян-католиков, восстановив литургическое общение с Католической церковью. Так укранцы сослужат великую службу делу объединения христианского мира, опередив на этом пути своих учителей-греков и своих собратьев-русских.

Из сформулированной таким образом У.Н.И.проистекают три задачи.Физическое выживание народа, которое включает в себя преодаление последствий экологической катострофы и предотвращение подобной в будущем, и преодаление демографичес- кого кризиса путём создания соответствующих условий жизни для многодетной семьи. Решать эти проблемы может общество, в большей степени обладающее свободой, которую оно приобретёт, выполнив вторую задачу: развив независимость всех ветвей власти, ответственных только перед законом, и укрепив гражданские институты. Это станет возможным если в обществе изменится к лучшему нравственный климат, что, в свою очередь, предполагает решение третьей задачи: возраждения единой Православной церкви, которая будет иметь авторитетный, независимый голос в государстве, а в деле нравственного воспитания народа сотрудничать с другими церквами-сёстрами: католической и греко-католической.

Итак, физическое, экономическое и политическое состояние украинского народа зависят от его духовного состояния, иными словами, от духовного возрождения народа зависит его процветание во всех остальных сферах. В свою очередь, духовное возрождение невозможно без решения церковного вопроса.

Какой должна быть Церковь чтобы осуществить нравственное возрождение общества? Почему Церковь, в нынешнем её состоянии не способна выполнять такую задачу? Какие преобразования необходимо произвести в ней, чтобы она преобрела качества, нужные для выполнения не только этой, но и любой задачи, выдвигаемой временем?

Как всякий гражданский институт, для того, чтобы эффективно функционировать в обществе, Церковь должна быть свободна от вмешательства государства в её внутреннюю жизнь, иметь внутреннюю свободу.Она не должна быть зависима от власти ни в какой из сфер своей жизни, должна иметь внутренний строй, соответствующий её природе. Необходимо упразднить диктатуру епископата. Епископов должны избирать клир и народ, и все вместе патриарха.Только при этих условиях церковная власть станет лигитимной, получит нравственный авторитет в обществе, тогда её гласу будут послушны. В дополнение ко всему, что-ы действие Церкви было полным и совершенным, ей необходимо единство. Рассматривая современное положение церкви на Украине, мы видим, что оно не соответствует ни одному из этих условий. Церковь разделена на т.н.юрисдикции, внутри же православной юрисдикции она разделена ещё и на партии.После падения коммунизма Православная церковь получила некоторую внутреннюю свободу: власть не контролирует сейчас поставление епископов и клириков, их перемещениние, вернула церкви её имущество. Но церковь при этом духовно так и не ожила. Причина в том,что нынешний её внутренний строй, каким он сложился при деятельном вмешательстве советской власти,точнее Ч.К.-Н.К.В.Д.-К.Г.Б., не соответствует природе самой Церкви, но является отображением тоталитарного государства. Высшая церковная власть совместно со всем епископатом, подобранным и сформированным названными органами ещё в советское время, закрепили этот антиканонический порядок на нескольких своих соборах. Но правда о Церкви известна, она была провозглашена на первом и единственном свободно созванном за всю тысячелетнюю церковную историю Всероссийском Церковном Соборе 1917-18 гг. И как-бы её не старались скрыть нынешние Каиафы церковной политики, она всё равно восторжествует, так что вслед за тоталитаризмом государства, рухнет и ложный церковный порядок. Тогда на смену ему придёт порядок истинный, провозглашённый В.Ц.С.1917-18 гг.,и все смогут убедиться, что Церковь была матерью подлинной демократии потому, что в ней все люди равны по своему достоинству и благодати, как члены единого Тела Христова, и голос каждого учитывается, когда составляются соборные мнения по различным вопросам церковной жизни, проходят выборы епископов, назначения клириков, собираются церковные соборы.

Новое духовное движение на Украине, которое явится началом воссоздания Поместной Украинской Кафолической Церкви, при своём возникновении должно взять за основу решения  В.Ц.С. 1917-1918 г.как вполне соответствующие духу древней общецерковной традиции.

Иеромонах Иосиф Киперман,

Газета "Мета" Львовской архиепископии УКГЦ в 2006 году (№ 176).


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования