Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Примирение или капитуляция? Старообрядческая оппозиция сдалась Митрополиту Корнилию без предварительных условий


Завершившийся в Москве 17 октября Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви можно было бы назвать "Собором примирения" между главой РПСЦ Митрополитом Корнилием (Титовым) и внутрицерковной "оппозицией". Немногочисленная "оппозиция" организованно выступила против предстоятеля РПСЦ на Соборе 2007 года, который принял противоречивые решения. Старообрядцы подтвердили, что считают Московский Патриархат еретическим, но решили продолжать с ним диалог. Встречи Митрополита Корнилия с "никонианами" ограничили протоколом (который еще, впрочем, не принят), но в его лобзании с Патриархом Алексием II весной прошлого года не нашли никакой измены вере. "Бунтовщиков", требовавших низложения Митрополита Корнилия, наказали. И на всякий случай запретили старообрядцам пользоваться псевдонимами при общении в интернете.

После этого один из старообрядческих епископов Герман (Савельев) вместе с частью духовенства и мирян Дальневосточной епархии РПСЦ заявил о том, что прекращает молитвенное общение с Московской митрополией и создает новое старообрядческое согласие. Однако дела у него не задались, так как "оппозиция" перессорилась между собой. Возглавивший было новое согласие епископ Герман попросился обратно в юрисдикцию Митрополита Корнилия. В таком довольно неуравновешенном состоянии Строобрядческая Церковь и пребывала накануне Собора нынешнего года, о чем "НГР" писали в прошлом номере.

Вопрос о внутрицерковном "раздоре" обсуждался в первый день работы Собора. Раздор – это вроде еще не раскол (что гораздо серьезнее, к тому же старообрядцы всячески избегают использовать этот термин), а так – некоторое недоразумение. И "партия" правящего Митрополита Корнилия, и "оппозиция" ему – обе стороны сделали необходимые шаги к примирению. Епископ Герман был принят обратно в РПСЦ с покаянием. Правда, "оппозиция" настаивала на том, чтобы причиной "раздора" были признаны действия Митрополита Корнилия в ходе его контактов с Московским Патриархатом. Но это предварительное условие для принесения покаяния было отвергнуто Собором. Митрополит Корнилий напомнил всем недовольным притчу о блудном сыне, который покаялся без каких-либо "ультимативных условий" со своей стороны и был прощен отцом. В итоге епископ Герман за совершенный им "раздор" был лишен сана, хотя Митрополит Корнилий ходатайствовал о его прощении. Дальневосточную епархию решили не упразднять, а передать под прямое управление главы РПСЦ.

Однако теперь Старообрядческая Церковь столкнулась с другими проблемами. 15 октября, как раз в день открытия Собора в Рогожской Слободе, Минюст РФ опубликовал список религиозных организаций, которые не смогли в надлежащий срок предоставить государству сведения о себе и подлежат закрытию по суду. В этом списке оказались две епархии РПСЦ – Казанско-Вятская и Новосибирская. Последнюю уже более 15 лет возглавляет епископ Новосибирский Силуян (Килин), а Казанско-Вятская епархия пока вдовствует. Впрочем, как и предполагали "НГР", эта проблема была успешно решена на нынешнем Соборе, который определил новым казанским епископом быть священноиноку Евфимию (Дубинову). Похоже, первое, с чем он столкнется в своей деятельности, – бумажная волокита из-за проблем, связанных с Минюстом. Возможно, эти проблемы возникли не на пустом месте. По-видимому, Старообрядческая Церковь испытывает нехватку кадров, и в упомянутых епархиях просто некому собирать необходимую информацию для предоставления отчетности в Минюст. Однако обе епархии существуют на самом деле, не на бумаге. Добиваться в суде их закрытия – верный способ поссорить верующих с государством. Хуже могут быть только административные запреты.

Что же в остатке? Митрополит Корнилий, очевидно, пересилил изрядно поредевшую с прошлого года старообрядческую "оппозицию". Во всяком случае, теперь всерьез говорить о ней не приходится. Так что нынешнее примирение больше похоже на сдачу, которая, разумеется, обставляется в соответствии с правилами церковного благолепия – его все староверы свято блюдут вне зависимости от того, хорошо или плохо они относятся к нынешнему предстоятелю РПСЦ. Любопытная деталь: не так давно деятельность Митрополита Андриана (Четвергова), возглавлявшего РПСЦ в 2004 – 2005 годах, воспринималась многими нынешними критиками Митрополита Корнилия с восторгом, чуть ли не как "старообрядческое аджорнаменто" – церковное обновление, характеризующееся в том числе и возросшей активностью Церкви во "внешнем мире". Митрополит Корнилий вроде бы делает все то же, что и его предшественник, который также встречался с "никонианами" и участвовал в общих с ними мероприятиях. Но при нынешнем предстоятеле возобладал более привычный подход: сор из избы не выносить!

За всеми этими интригами остается неясным главное – как все-таки старообрядцы относятся к современному Московскому Патриархату? Считают его приверженцев еретиками или ведут с ними какой-то диалог? Ведь очевидно, что одно исключает другое. А вот при Митрополите Корнилии РПСЦ как-то удается это совмещать. Правда, несколько состоявшихся в текущем году встреч старообрядцев со священником РПЦ Даниилом Сысоевым "диалогом" всерьез не назовешь. Значительная часть духовенства Московского Патриархата, несмотря на снятие в 1971 году анафем на старые обряды "яко не бывших", по-прежнему считают РПСЦ и другие старообрядческие согласия "безблагодатным расколом". Со своей стороны, Старообрядческая Церковь опасается поглощения со стороны РПЦ и в 2007 году вернулась на путь анафем, подтвердив, что считает "никониан" еретиками. Объективно условия для диалога между РПЦ и РПСЦ совсем не благоприятные.

Вслед за вопросом об отношениях с Московским Патриархатом встает и другой – как старообрядцам выстраивать взаимоотношения с государством? Конечно, Старообрядческая Церковь по своей воле никогда не пойдет на конфликт с властями предержащими, напротив – всячески стремится расширять с ними контакты. Митрополит Корнилий принимает участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Другое дело, что в регионах интересы староверов могут совсем не учитываться местными властями. Что же делать? Пытаться выторговать себе какие-то малые привилегии там, где у РПЦ уже есть большие? Или уходить в "глухой отказ", как это делают в более радикальных в плане социальной доктрины старообрядческих согласиях или, если уж на то пошло, как "диомидовцы" в нынешней РПЦ? Неуклюжие действия Минюста сейчас подталкивают РПСЦ именно к этому. Как известно, государственной Церкви в России сейчас нет, но есть Церковь господствующая. Достаточно сказать, что восстановление Ново-Иерусалимского монастыря, любимого детища Патриарха Никона – главного виновника раскола Русской Церкви XVII века – объявлено президентом Дмитрием Медведевым делом государственной важности.

Павел Круг

29 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования