Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"COMINF.ORG": Уполномоченный президента РЮО по делам религии Соня Хубаева: "Только с провозглашением Республики Южная Осетия появилась возможность возрождения утраченной веры"


Недавно Русская Православная Церковь объявила об отрицательном ответе на обращение Южной Осетии и Абхазии о приеме их под юрисдикцию РПЦ МП. Однако в православной общине РЮО ничего не знают о таком обращении. В Связи с этим, ИА "Рес" попросило прокомментировать ситуацию Уполномоченного Президента РЮО по делам религии Соню Хубаеву.

- Соня Абесаломовна, как известно, в недавнем прошлом, почти через 800 лет после уничтожения монголо-татарскими завоевателями Аланского государства и Аланской Митрополии, была возрождена Аланская Епархия. Расскажите, пожалуйста, как это происходило.

- Действительно, примерно 800 лет тому назад было уничтожено Аланское государство, а вместе с ним и Аланская Митрополия, которая находилась в прямом подчинении Византии. С этого времени православная вера в истории потомков алан-осетин прошла трудный путь. На протяжении всего советского времени на территории Юго-Осетинской автономной области не было ни одной действующей православной церкви. Замечу, что в то же время в других районах ГССР существовало множество церквей, где проходила полноценная религиозная жизнь. Это факт, который не сможет опровергнуть ни один священнослужитель Грузии. А дело было в том, что грузины "окрестили" нас дикими язычниками, которые еще приносят в жертву людей. Об этом нам говорили некоторые журналисты, которых активно отговаривали не ехать в Цхинвали, чтобы избежать трагической участи. Это было во времена Звиада Гамсахурдиа. Сегодня времена не лучше. А что касается возрождения православия в Южной Осетии, скажу, что только с провозглашением Республики Южная Осетия появилась возможность возрождения утраченной веры. Уже в 1991 году появилась маленькая группа людей, которая поставила перед собой цель восстановить традиционную для наших предков религию - православие. Уже в начале своей деятельности отец Александр (Пухаты) обратил свой взор в сторону Московской Патриархии. Он вместе с прихожанами поехал в Москву к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, чтобы просить его благословления и просить принять возрожденную осетинскую церковь под свой омофор. Это был период агрессии Грузии против Южной Осетии. ГПЦ во главе с Илией II практически благословила вооруженные формирования "демократической" Грузии на геноцид осетинского народа, поддерживая лозунг "Грузия для грузин", поэтому не могло быть и речи о нахождение в составе такой церкви. Однако РПЦ МП посчитала невозможным решение этого вопроса положительно из чувства ответственности перед грузинской церковью-сестрой, не пожелала "вмешиваться в дела Грузинской Патриархии". В адрес РПЦ МП обращались неоднократно и светские власти РЮО, но ответа мы так и не получили.

В 1992 году возрожденная югоосетинская церковь была принята в Русскую Православную церковь Зарубежом (РПЦЗ) и получила статус Благочиния. В последствии, в связи с известным расколом в ПРЦЗ, Благочиние РЮО обратилось в греческий Синод Противостоящих и просьба была удовлетворена, был признан статус Благочиния, а впоследствии была учреждена Аланская Епархия - наследница Аланской Митрополии. К сожалению, этот факт был встречен священством и Грузии и Северной Осетии в штыки. Особенно резкую реакцию вызвало рукоположение отца Георгия (Пухаты)в сан епископа.

Такова краткая история образования нашей епархии.

- Как нам стало известно, на Синоде Московской Патриархии решался вопрос о вхождении православных церквей Южной Осетии и Абхазии в состав Российской Православной церкви Московского Патриархата. Что Вам об этом известно? Принимала ли в обсуждении данного вопроса юго-осетинская сторона?

- Об этих обсуждениях и принятых решениях я узнала из сообщений, которые размещены на разных сайтах. То, что вопрос вхождения в состав Московской Патриархии мог бы обсуждаться ожидалось в связи с реалиями сегодняшнего дня и с фактическим признанием РЮО Российской Федерацией в качестве независимого государства.. Тем более, что Московская патриархия сразу отозвалась на трагические события августа сего года, прислала своих представителей в нашу Республику и проявила себя в отношении к юго-осетинскому народу, пережившему ужасы войны с подчеркнутым вниманием и заботой. Ими была оказана гуманитарная помощь семьям, которые потеряли свои жилища и все свое имущество. Эта помощь была собрана с такой любовью и заботой, что не было тени сомнений в том, что РПЦ МП хоть в чем-то могла быть не согласна с позицией официальной власти Российской Федерации. Делегация была принята Президентом РЮО Э. Кокойты, который выразил слова благодарности за поддержку нашего многострадального народа. Было высказано мнение о целесообразности дальнейшего взаимодействия Аланской Епархии с РПЦ МП, о диалоге между ними. Никаких конкретных предложений о переходе Аланской Епархии под юрисдикцию МП не было ни со стороны руководства РЮО, ни со стороны Аланской Епархии.

Известие о том, что наш вопрос решался на Синоде, причем без ведома и участия нашей стороны, причем, отказывая нам в покровительстве, вызывает у меня только сожаление. Что касается прихожан Аланской Епархии - простых граждан РЮО, то они возмущены и гуманитарная помощь уже не в радость… Поддерживая Грузинскую Церковь, по существу РПЦ МП поддержала геноцид осетинского народа, поддержала фашистский режим Саакашвили и отодвинула на неопределенный срок диалог, к которому мы так стремились в течении последних 18 лет…. А симфония церкви и государства Российского вызывает серьезные вопросы… Вовсе не понятна позиция привилегированной религии Российского государства, которая поддерживает авторов операции "Чистое поле" и грузинских священнослужителей, которые не стыдясь по телевидению кричат: "Россия, оставь нас в покое". А главный Первосвященник прямо заявляет о том что: "Абхазия и Цхинвальский регион - территории Грузии. Грузия не допустит их потери и сделает все, чтобы наш народ был един". Для Илии не существует понятия Южная Осетия. Он нас обязывает точно также как Гамсахурдия: то Цхинвальский регион, то Самачабло. Чего можно ждать от такого "единого государства" можно с трех раз догадаться.

Мы не для того защищали свою землю и смогли отстоять ее благодаря России его мудрого руководства, чтобы нас "дарили" кому бы то ни было, в том числе в духовном плане. Аланская Епархия достаточно комфортно чувствует себя под патронажем Митрополита Киприана. Аланская Епархия существует. На мой взгляд не следует ее существование игнорировать. Не достаточно заявлять: "Аланской Епархии не существует". В РЮО между государством и Аланской Епархией заключено Соглашение (Конкордат) под которым стоят подписи Президента Эдуарда Кокойты и Епископа Аланского Георгия. Следует с уважением относится к такому положению вещей. Между тем, пользуясь положением дел и используя "непонимания в православной церкви" другие конфессии (преимущественно западного происхождения) устраиваются в РЮО прочно. Но об этом отдельный разговор. И если бы моя воля я бы отказалась принимать помощь от организации, которая в принципе не поддерживает волю нашего народа.

"Государственный комитет по информации и печати Республики Южная Осетия",
25 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования