Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Патриархальный спор. «Эстонский вопрос» едва не омрачил встречу глав Православных Церквей в Cтамбуле


Встреча глав Поместных Православных Церквей, которая прошла в минувшие выходные в Стамбуле, имела целью продемонстрировать единство мнений патриархов и митрополитов по поводу пресловутых "вызовов современного мира" (что и было выражено в итоговом документе, под которым предстоятели Церквей поставили свои подписи в воскресенье). Но, пожалуй, у этой встречи, приуроченной к двухтысячелетнему юбилею святого апостола Павла, было еще одно, не менее важное последствие, касающееся отношений одного из старейших православных патриархатов -- Константинопольского и крупнейшего -- Русского.

Присутствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на стамбульском соборе православных иерархов до последнего момента было под вопросом. Недовольство РПЦ вызвал тот факт, что "принимающая сторона" включила в число участников встречи митрополита Стефана, главу Эстонской апостольской Церкви Константинопольского патриархата (ЭАПЦ), которую в Москве не признают и считают раскольничьей. Кроме того, в субботу стало известно о том, что Русская Православная Церковь приостановила свое членство в Конференции европейских церквей (КЕЦ) -- организации, объединяющей более 120 православных, старокатолических и протестантских церквей Старого Света. Причина та же -- "эстонский вопрос".

На заседании КЕЦ, проходившем в кипрском городе Протарос, стало известно о том, что организация включила в число своих членов Эстонскую Церковь Константинопольского патриархата, в то время как заявка Эстонской Православной Церкви МП была отклонена. "Речь идет не о выходе из КЕЦ, а о временном приостановлении членства, которое может быть возобновлено при определенных условиях", -- подчеркнул в беседе с корреспондентом "Времени новостей" секретарь по межхристианским связям отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Выжанов. Важнейшим условием, по словам о. Игоря, является принятие в эту организацию в полном объеме ЭПЦ МП, которая объединяет большинство православных верующих Эстонии. "Мы не предлагаем вытурить оттуда ЭАПЦ, но настаиваем на разрешении Эстонской Церкви Московского патриархата полноценно участвовать в работе конференции. На наш взгляд, это справедливо", -- выразил точку зрения Русской Церкви секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП.

Эстонский канонический спор остается неразрешенным более полутора десятков лет. После того как в 1991 году распался Советский Союз и Эстония вновь обрела независимость, у части тамошнего православного клира (напомним, православие исповедует большая часть русскоязычных граждан и "неграждан" Эстонии -- а это более 25% населения) возникла идея восстановить свою поместную церковь, существовавшую до 1941 года. "Церковным сепаратистам" удалось заручиться поддержкой Константинополя, и 22 февраля 1996 года Священный синод Вселенского патриархата учредил Эстонскую апостольскую православную церковь, которая канонически подчиняется Константинополю. Реакция священноначалия РПЦ была негативной и резкой -- вплоть до того, что патриарх Алексий II распорядился не поминать имя патриарха Варфоломея во время литургий.

Впоследствии после неоднократных переговоров между Москвой и Фанаром (так иногда именуют Константинопольскую патриархию, по названию стамбульского района, где издревле находится резиденция главы церкви) была достигнута договоренность о том, что в Эстонии могут сосуществовать две православные юрисдикции, а приходы получают право определять, к какой из церквей они принадлежат. В результате сложилась парадоксальная ситуация: "константинопольская" Эстонская Церковь насчитывает 54 прихода и всего около 7 тыс. прихожан, а ЭПЦ Московского патриархата объединяет около 100 тыс. верующих, притом, что приходов у нее осталось почти вдвое меньше -- около 30.

Хотя острота вопроса снята, РПЦ продолжает оспаривать каноническую законность действий Константинополя на территории, которую Московский патриархат считает своей. Из-за этих разногласий делегация РПЦ не участвовала в некоторых предыдущих межцерковных мероприятиях, проходивших под эгидой Константинопольского патриархата -- например, Русская Церковь была вынуждена отказаться от участия в проходившем в прошлом году заседании смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками.

Накануне открытия Всеправославного совещания Вселенская патриархия сообщила о том, что в Стамбул наряду с другими патриархами и митрополитами прибудет Стефан (Хараламбидес), митрополит Таллина и всея Эстонии "по версии Константинополя". В то же время в списке делегации РПЦ, которую возглавлял патриарх Алексий II, присутствовал Корнилий (Якобс), митрополит Таллинский и всея Эстонии Московского патриархата. Еще 3 июня Алексий II в письме патриарху Варфоломею выразил надежду, что Константинопольская Церковь все же учтет точку зрения МП. После долгих переговоров предстоятели двух Церквей пришли к компромиссу. Право подписания итоговой декларации собора предоставили только тем главам Поместных Православных Церквей, чей статус никем не подвергается сомнению (таким образом "путь был заказан" также и самозваному Киевскому патриарху Филарету).

Завершившийся в выходные визит в Стамбул был уже третьим по счету для Патриарха Алексия II в качестве предстоятеля Русской Православной Церкви. На сей раз он принял участие в божественной литургии, которая прошла в воскресенье стамбульском храме Георгия Победоносца и в которой сослужили главы и представители всех поместных православных церквей. Это богослужение стало кульминацией встречи, итогом которой явилось совместное заявление православных иерархов.

"Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры, -- в частности говорится в этом документе. -- Таким образом, их величайшим долгом является вклад в преодоление разделений мира". По мнению предстоятелей Церквей, общей тенденцией во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. В послании утверждается, что "принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа". Главы Церквей упомянули и нынешний мировой экономический кризис, ставший, по их словам, результатом "извращенной экономической деятельности", вследствие чего "разрастается пропасть между богатыми и бедными". В целом же, постановили Патриархи, отношение православия к проблемам современного мира должно быть продолжено в будущем году - помимо этого, следующее всецерковное совещание решено посвятить "вопросу продолжения подготовки Святого и Великого собора".

Михаил Мошкин, 14 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования