Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"YOKI.RU": "Господу Богу посвящается". Симфония № 9 ре минор великого австрийского композитора Антона Брукнера прозвучала в Большом зале Московской консерватории


 Столь уникальное посвящение предпослано Симфонии №9 ре минор великого австрийского композитора Антона Брукнера (1824-1896). Она прозвучала в концерте Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова, которым 10 октября коллектив открыл сезон 2008/2009 годов в Большом зале Московской консерватории. За пультом был художественный руководитель ГАСО и главный дирижер, народный артист России Марк Горенштейн.

В первом отделении прозвучал Концерт №27 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта (солист – народный артист СССР Николай Петров), исполнение которого было тепло принято слушателями переполненного Большого зала.

Однако, главным событием этого вечера стало исполнение симфонии А. Брукнера, чьи сочинения нечасто звучат в наших концертных залах. А 9-я симфония так и вообще крайне редко.

Последняя в творчестве Антона Брукнера, она стала и самым монументальным его произведением. Увы, 9 – роковое число для многих композиторов: девятая симфония стала последней и для Бетховена, и для Шуберта, и для Малера, и для Шнитке, и для Брукнера тоже.

Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года. Первые музыкальные навыки получил под руководством отца и органиста И. Б. Вайса в Хёршинге. В 1837 г. был принят хористом в католический монастырь Санкт-Флориан близ Линца, там же обучался игре на органе и скрипке. Большое влияние на формирование будущего музыканта оказало звучание органа монастырской церкви, одного из лучших в Австрии. Позже Брукнер стал органистом этого монастыря, а потом и соборным органистом всего Линца.

В 1864 г. закончено первое зрелое сочинение Брукнера — Месса ре-минор, в 1866 г. – 1-я симфония, исполненная в 1868 г. в Линце под управлением автора. С 1868 г. Брукнер живёт в Вене, преподает гармонию, контрапункт и орган в консерватории венского Общества друзей музыки. Вначале доцент Венского университета, а с 1878 г. – органист Придворной капеллы. В апреле 1869 года, по случаю открытия церкви Св. Эпвре в Нанси, состоялось выступление лучших органистов Европы. Успех Брукнера был ошеломляющим, и он получил приглашение выступить перед избранной публикой в Нотр-Дам де Пари. Через два года с триумфом прошли его выступления в Англии на открытии "Альберт-холла".

В Вене Брукнер столкнулся с трудностями восприятия его музыки публикой и музыкантами. Только после премьеры 7-й симфонии (1884, Лейпциг) к нему пришла широкая известность, и в последнее десятилетие жизни композитора его симфонии входят в репертуар крупнейших немецких дирижёров (Ганса Рихтера, Артура Никиша, Феликса Вайнгартнера и др.).

Антон Брукнер умер в Вене 11 октября 1896 года.

Основную часть его наследия составляет симфоническая и духовная музыка. Наряду с Брамсом и Малером Брукнер является одним из крупнейших австро-немецких симфонистов второй половины XIX века. Его высоко ценил Рихард Вагнер, который высказывался о Брукнере, как о "величайшем симфонисте после Бетховена". Перу композитора принадлежат 11 симфоний (из них – две без номеров, которые автор считал ученическими), духовная музыка: Реквием, Магнификат, три большие мессы, Te Deum, псалмы, мотеты и много органных сочинений.

9-я симфония особенно грандиозна. Как по своим размерам – она звучит более часа - так и по составу оркестра, уступая, быть может, только 8-й симфонии Густава Малера. В его составе весьма усилена медная группа, в которую включены четыре тубы (в обычном составе их две).

Венец творчества Брукнера - трогательное прощание с землей – симфония, впрочем, так и осталась неоконченной. Композитор писал ее более пяти лет, но сумел завершить лишь три части из намеченных четырех – последние годы жизни он тяжело болел. Делались попытки реконструировать финал произведения по черновикам, в то время как сам композитор предлагал исполнять в качестве финала "Te Deum".

В 9-й симфонии воплотились наиболее характерные для почерка Брукнера детали: суровая, громкая фанфарная медь и нежные, почти танцевальные фрагменты.

Исполнение симфонии под управлением Марка Горенштейна было, без преувеличения, блистательным. Оркестра звучал почти безупречно, насколько вообще может быть безупречным живое исполнение в зале. Горенштейн сумел объединить в одно целое монументальность первой части, тонкость Скерцо, мистическую созерцательность и медитативность адажио, экстатичность кульминаций. Сквозь плотную оркестровую ткань просвечивал григорианский хорал. Местами оркестр звучал как огромный орган, настолько характерным были его тембральные краски.

На вопрос - не было ли у Горенштейна искушения исполнить симфонию с реконструированным по черновикам финалу, дирижер ответил, что трехчастная симфония в том виде, в котором ее успел написать Брукнер, и не требует финала – она абсолютно самодостаточна уже в авторском варианте.

"Что касается исполнения после нее "Te Deum", то это конечно было бы очень заманчиво, – заметил Горенштейн, – но для этого у нас нет соответствующего размера и, к сожалению, нужной квалификации большого хора. Для того же, чтобы добиться нужного звучания от сборного хора, нужно слишком большое количество репетиций, невозможное в условиях напряженного графика гастролей отдельных коллективов".

К радости меломанов и коллекционеров грамзаписей, концерт был записан. Уже вскоре запись 9-й симфонии Брукнера в исполнении ГАСО под управлением Марка Горенштейна выйдет на CD.

Владимир Ойвин

"YOKI.RU", 13 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования