Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МИАССКИЙ РАБОЧИЙ": Покров земли русской. Со старообрядцев начиналась история Миасса


Покров, пожалуй, единственный праздник после Пасхи, который если и не отмечался в советское время, то был на слуху. Закружились в небе белые пушинки. Тонут в снежной пелене деревья. Притихшим вечером звон хрустальных льдинок под ногой. Стылая земля. А в доме по-зимнему долго топится печь. Глядя в окно, в белеющий сумрак, бабушка с грустью роняет: "Вот и Покров уж". Это сейчас я знаю, что слово то с большой буквы. А тогда по-детски... землю снегом прикрывает. Праздник Покрова, оказывается, исконно наш, русский. Лишь русский православный люд пред зимней стужей, когда меркнет солнечный свет, обращается с земным поклоном к своей Заступнице и Покровительнице.

Покровские ворота, Покровские соборы, храмы... их много было на Руси. И в Миассе стоит из красного кирпича с зелеными куполами церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это храмовое здание возводила старообрядческая община. Со старообрядцев началась история нашего города, здесь его истоки. Откроем же двери церкви Покрова, зайдем... Высокие белые стены, с двух сторон под самый потолок узкие окна. Царские врата, иконы на аналое. Знакомимся с настоятелем церкви отцом Вячеславом Зобниным:

— Когда заложен был этот храм?

— В декабре 1995 года. Освящение храма состоялось в 1999 году. Тяжело было начинать строить. Но, слава Богу, нужды общины близко к сердцу принял генеральный директор ЗАО "Делсот" Леонид Николаевич Звездин, потомственный старовер. В строительстве помогали многие предприятия и частные лица. Так вопреки внешним обстоятельствам в тяжелое для нас и страны время храм на бывшем пустыре был воздвигнут.

— У старообрядческой общины в советскую пору имелся небольшой дом на Березовской улице, а до этого была ли церковь?

— Как сообщает летопись, первая старообрядческая часовня в Миассе появилась в 1819 году. В 1895 году с выходом закона, даровавшего некоторые права приверженцам древлеправославного уклада, "миасские староверы построили вместо деревянной каменную церкву большого размера без окон на улицу и без наружных крестов". Она была сооружена на средства купцов И. Чеканова, В. Юркина и мещанина В. Михайлова. Находилась в Почтовом переулке, ныне ул. Малышева. В 1936 году церковь была национализирована и переоборудована под типографию, там печаталась и городская газета "Миасский рабочий". В 60-е годы на том месте построили гаражи.

После закрытия церкви службы совершались в доме на улице Березовской. Во время войны наш маленький храм был единственным действующим в городе, и потому многие миасцы, родившиеся в те годы, крещены по старому обряду. Впоследствии и храм отобрали. В 60-е годы церковь устроили на той же улице, но в другом доме. В последние десятилетия все больше людей стало приходить в храм. Вот тогда-то и возникла мысль о строительстве нового.

— Отец Вячеслав, подскажите, как правильно говорить — старообрядцы, древлеправославные, староверы?

— Слово "старообрядчество" появилось во времена Екатерины II и употреблялось в отношении христиан, сохранивших древние уставы. Этот термин отражал позицию официальной церкви. Мы же причисляем себя к исконному русскому православию, считаем себя Русской православной церковью. Однако поскольку сегодня множество церквей именуются православными, то для самоидентификации вынуждены называться старообрядцами.

С точки зрения историков, старообрядчество — это название религиозных групп, не принявших церковные реформы ХVII века, проводившиеся патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Но можно сказать и так: старообрядчество — это часть русского народа, пронесшего через века и тяжкие испытания веру православную в ее исконной чистоте.

— А когда впервые в Миассе появились старообрядцы?

— На этот счет две версии. В "Летописи Миасского завода" говорится: "Завод еще во времена его первого существования, по народному преданию, был местом пропаганды старого обряда". Вторая версия вытекает из предположения, что первый владелец Миасского завода И. Лугинин был старообрядцем. В монографии Н. Никольского "История русской церкви" есть упоминание о старовере Лугинине без указания имени, тульском купце и промышленнике. Наш Лугинин тоже тульский купец и промышленник. Первыми жителями Миасса стали мастеровые, переведенные Лугининым со Златоустовского и Саткинского заводов. А также крепостные крестьяне из Тульской, Пензенской и Рязанской губерний. В переписи фамилии Бородины, Дорофеевы, Звездины, Казымовы, Никулины, Рыковы... Эти же фамилии и в списках старообрядцев.

— Значит, Миасс в дореволюционное время был центром старообрядчества?

— Если судить по истории основания города, по тому, насколько крепко в народе было убеждение, что старопечатные книги правильнее и святее (по ним учили детей грамоте), что иконы в домах предпочитали старинного письма, благо в Миассе была своя иконописная мастерская старообрядца Т. Юркина, и существовал у озера Кысыкуль Никольский женский монастырь, долго скрываемый официальной властью, — все это подтверждает ту мысль.

Кстати, благодаря именно монахиням Никольского монастыря община во время советских гонений не прекратила свое существование. Эти матушки в те годы стали примером терпения и духовной опорой для окружающих. Они молились за воинов, вдов и сирот, за страждущих в темницах. Инокини наравне со всеми работали в больницах, на производстве. Трудились и на благо общины. Сюда начали съезжаться старообрядцы со всего Урала и Сибири. Так получилось, что эти женщины стали основой миасского старообрядчества.

— Отец Вячеслав, это правда, что среди дореволюционных русских промышленников и купцов было много староверов?

— Да, по оценкам исследователей, до 60% промышленного капитала и производственных мощностей царской России принадлежало старообрядцам. Историки недоумевают, каким образом люди, не имеющие религиозных и политических прав, создали промышленную основу России XIX — начала XX веков. А процветали предприятия старообрядцев прежде всего за счет дисциплины и добросовестности всех служащих. Отношения между ними и владельцами строились на полном доверии. И тех, и других отличало трудолюбие и трезвость.

— Как же люди, вставшие на путь жесткой конкуренции рынка, смогли сохранить в чистоте свои души?

— Думается, этому несколько причин. Купцы-староверы никогда не стали бы зарабатывать деньги с помощью финансовых махинаций, заниматься сомнительными делами. За всю историю старообрядчества известен лишь один случай, когда купец-старообрядец приобрел питейное заведение. В подавляющем большинстве это было промышленное производство. Так, род купцов Кузнецовых едва ли не крупнейший в мире производитель фаянса и фарфора. Морозовы — основатели легкой промышленности. Рябушинские — владельцы текстильных фабрик, машиностроительных заводов. Старообрядцы создали знаменитые волжские пароходства, московскую промышленную зону, мощнейшие центры индустрии в Тверской губернии. И среди миасских семей многие прославились делами. Купцы Кузнецовы, Чекановы, Козицины строили больницы, школы. Становились инженерами, новаторами в различных областях техники.

В торговых, промышленных связях огромную роль играла честность. Знаменитое выражение "слово купца" отражало высочайшую ответственность за договор, составленный в устной форме. Вот только один жизненный факт. Государство не признавало браки, заключенные в старообрядческих церквах, а старообрядцы отказывались венчаться по обрядам официальной церкви. Нет законного брака — нет и законного наследника. Приходилось завещать свои капиталы церковной общине, которая потом передавала их в управление наследникам. Капиталы бездетных купцов оставались в общине. Из этих денег предприниматели-старообрядцы получали беспроцентные и бессрочные кредиты. И все это под честное слово.

Хотелось бы добавить: возвращение к былому процветанию России возможно. Если только каждый всем сердцем осознает: ложь, обман — это очень невыгодно. Грех пред Богом и осуждение ближних. Блаженной памяти митрополит Андриан во время посещения Миасса говорил: "Мы очень богаты, богаты не материальным — духовным. Древностью, духовным богатством предшествующих поколений".

Ольга и Виктор Суродины, 9 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования