Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ": Александр Кетросан: "Если есть конкретная критика – я готов её выслушать"


У этого человека есть часть ответа на вопрос: "Кому вы отдали иконы?"

Общественные волнения вокруг иконостаса работы архимандрита Зинона в Серафимовском приделе Свято-Троицкого кафедрального собора сделали своё дело [ 1 ]. Ситуация начинает медленно, но проясняться. Точнее, проясняется она в какой-то части. С редакцией "Псковской губернии" связался иконописец Александр Кетросан (в СМИ более известный как Александр Молдованин – по недоразумению прозвище господина Кетросана пресса приняла за его фамилию, под этим псевдонимом он теперь широко известен не только в узких кругах).

У него был ответ на вопрос Саввы Васильевича Ямщикова, прозвучавший в прошлом номере "Псковской губернии": "Скажите мне, кому вы отдали иконы?" [ 2 ]. Господину Кеторсану были переданы для реставрации иконы местного и верхнего ряда иконостаса Серафимовского придела. Александр Кетросан не просто желал сообщить, что иконы у него. Он настойчиво попросил слова, чтобы заверить все заинтересованные стороны: иконы отца Зинона он не уничтожал и не переписывал. Публикуем его комментарий к поднятой проблеме.

- Александр Михайлович, скажите, когда и от кого Вы получили информацию о том, что иконостас в Серафимовском приделе Троицкого собора нуждается в реставрации? Как Вам поступило предложение о работе над ним?

- Я не помню точно, когда у меня состоялся первый разговор с настоятелем Троицкого собора отцом Иоанном Мухановым. Но взялся я конкретно за эту работу, когда окончил роспись часовни в Псково-Печерском монастыре. Это где-то конец августа – сентябрь.

У нас в Псковской области не так много иконописцев, которые могли бы выполнять работу такого масштаба, как иконостас. Если есть информация другого рода, я готов её выслушать. Но, например, когда возникла необходимость писать иконостас в храме Успенья с Пароменья, то пригласили меня. Если есть еще какая-то кандидатура, то я бы с удовольствием отказался. Но нет таких людей у нас. Поэтому ко мне и обратились.

Обратился отец Иоанн Муханов, предложил: "Саша, вот есть такая работа, возьмешься ли ты?" Я посмотрел и взялся. И хочу заметить, что те фотографии, которые размещены сейчас в Интернете, они неправильные. Потому что многое зависит от освещения: дать освещение вертикальное – получится одна фотография, если освещение горизонтальное – выходит икона абсолютно другого плана.

- Как Вы оцениваете состояние поступивших к Вам икон и какие работы осуществляете?

- Есть иконы, которые пострадали больше, есть те, которые пострадали меньше. Меньше пострадали те, к которым был больший доступ воздуха, которые лучше проветривались. Поэтому половина иконостаса абсолютно нормальная: икона Божьей Матери, Царские врата. А, например, правая часть иконостаса пострадала сильно: от влажности в левкасе [ 3 ] весь клей разъеден плесенью. Иконы в нижнем ряду нужно только укрепить по специальной технологии: это укрепление самого красочного слоя и укрепление левкаса к паволоке [ 4 ], к доске. Грунт, кстати, очень слабенький: неизвестно, либо отец Зинон сделал его таким некрепким, либо разрушение произошло со временем.

У части икон отшелушился красочный слой. Некоторые части изображения я просто поднимал с пола. Иконы укрепляются специальным клеем, укрепляется грунт. Это совершенно обычная работа, так делают все реставраторы. Я не считаю, что кто-то из реставраторов может это сделать лучше.

Сейчас подбираю цвет для тех участков, где нанесен новый левкас. У меня такой же красочный набор, каким был написан иконостас. Но к этой работе я еще не приступал. Необходима дополнительная консультация, в том числе с одним специалистом из Санкт-Петербурга, имя которого называть не буду – не знаю, как он к этому отнесется.

- Это проведение отопления в соборе так сильно сказалось на состоянии икон?

- Решающим фактором явилось не отопление. Да, оно осушило помещение. Но влажность там была всегда очень высокая – это знают все. И иконы там погибали. Почему никто этим не озаботился – я этого не знаю. Иконы архимандрита Зинона в Серафимовском приделе, независимо от проведения отопления, уже находились в плохом состоянии. Дело было в высокой влажности и в отсутствии проветривания. Но в Серафимовском приделе есть так называемые мертвые точки проветривания, где воздух просто застаивается, там проветривание невозможно.

В Серафимовском храме долгое время служил отец Андрей Большанин, он сейчас настоятель храма Василия Великого (на Горке). И он тоже рассказывал, что в приделе всегда была очень высокая влажность. Как бы ни проветривали – влажность была. Да и как проветривать, если есть только вход со стороны алтаря и дверь на улицу – всё. Я знаю, что еще до проведения отопления в нижнем приделе включали обогреватели, чтобы хоть как-то разгонять воздух по храму. Хотя на клиросе всегда было влажно – это может подтвердить любой прихожанин храма, любой певчий. Иконы покрывались зеленой плесенью.

То же самое, кстати, сейчас начинает происходить в храме Успенья с Пароменья. Там тоже проветривание слабое. Нижний ряд иконостаса уже страдает. Я там писал только верхние два ряда, и я крою иконы другим лаком, поэтому они больше защищены.

- Александр Михайлович, Вам известно, где находится другая часть иконостаса архимандрита Зинона?

- Иконы, которых нет у меня, находятся на территории Троицкого собора, точнее, рядом с ним. Я их не реставрирую. Мне это было бы и тяжело. Например, только икону Спаса Нерукотворного из Серафимовского придела мне приходилось укреплять четыре раза – это две недели работы. Конечно, я не стоял две недели над этой иконой, которая лежит под грузом. У меня есть и другая работа. Но это не означает, что для меня работа над иконостасом Серафимовского храма – не основная. Я очень болею за эти иконы. Поэтому и унизительно, когда кто-то думает, что сделает лучше.

- С кем-то из специалистов Вы консультировались, прежде чем приступить к работе?

- Я советовался и с новгородскими специалистами, с питерскими.

- А с псковскими? С реставраторами из Псковского музея-заповедника?

- Я считаю, что музейная реставрация у нас очень слабая. К ним даже если обратиться посмотреть какую-то икону, надо писать письма, проходить какие-то инстанции. Я видел у них в свое время Спаса-в-Силах практически в идеальном виде. По крайней мере, я так увидел – в идеальном виде. Почему до сих пор он не открыт для показа – я не знаю. Я бы с удовольствием копировал его. Я иконостас Василия на Горке писал, по-моему, года два или три назад. И я ходил в отдел реставрации, общался. Но если им отдать одну икону, то это было бы на десять лет. Понимаете, может, иконостас и сделали бы неплохо, но через десять лет.

Я вообще считаю, что это предвзятое мнение: Троицкий собор не может найти человека, который сделает это хорошо. Видно, отношение такое к отцу Иоанну, а при чем Владыка здесь, как вот многие пишут, я вообще понять не могу. От Владыки вообще никаких указаний или требований не было, что надо, мол, переписать или что-то еще сделать с иконостасом. Владыка может только требовать от отца Иоанна, чтобы иконостас был в порядке. Чтобы церковь была в порядке – это понятно, это естественно. А отец Иоанн доверился людям, которые что-то понимают в иконописи.

Если есть мнение, что я не понимаю, если есть конкретная критика – я готов её выслушать. Критику, но не оскорбления – "богомаз" и так далее… Есть, конечно, места в России, где иконописцев так до сих пор называют, но отца Зинона никто и нигде ведь богомазом не назовет. А меня называют, в СМИ используют не фамилию, а прозвище – Молдаванин. Говорят, что нет у меня понимания, нет лицензии. Но поймите, у архимандрита Зинона тоже нет лицензии на реставрацию. А также поймите, что архимандрит Зинон не приедет в Псков реставрировать свои иконы. С ним связывались.

- Кто связывался с отцом Зиноном? Откуда такая информация?

- Кто-то в СМИ написал, что у меня есть родственник в Псково-Печерском монастыре, так вот это неправда. Мой родной брат, отец Никандр уже три года живет на Афоне в монастыре Агиа Павла. То есть он насельник монастыря, соседнего с монастырем Симона-Петра, где сейчас находится отец Зинон. Два русских человека, псковских человека находятся друг от друга в пределах одного километра – они общаются друг с другом. Оттуда и информация.

Беседовала Елена ШИРЯЕВА

От редакции. "Псковская губерния" надеется, что в ближайшее время будет известна информация о состоянии и другой части иконостаса работы архимандрита Зинона, находящейся, по информации Александра Кетросана, "на территории Троицкого собора, точнее, рядом с ним". Редакция готова предоставить возможность для высказывания всем заинтересованным лицам.

------------------------------

1 См.: Е. Ширяева. Беседы без иконописца // "ПГ", № 38 от 24-30 сентября 2008 г.;

2 См.: Савва Ямщиков: "Скажите мне, кому вы отдали иконы?" // № 39 от 1-7 октября 2008 г.

3 Левкас – название грунта в древнерусской станковой живописи. С XVIII века термин левкас сохраняется для обозначения традиционного грунта, применяемого в иконописи: меловой порошок, смешанный с животным (рыбьим) клеем. Левкас также использовался как грунт под позолоту на деревянных поверхностях.

4 Паволока – в технологии древнерусской живописи – кусок холстины, приклеенный к поверхности доски перед нанесением левкаса.

8-14 октября 2008 г.

На фото:  Фрагмент иконостаса работы архимандрита Зинона в приделе Серафима Саровского Свято-Троицкого собора в Пскове


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования