Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Есть ли будущее у проекта "Диомид"?"


 Пока Священный Синод Русской православной церкви принимал решение об извержении из сана епископа Диомида, возле резиденции Святейшего патриарха в Чистом переулке топталось примерно десять женщин. Они пришли поддержать своего кумира. Но их "анафемы" бесам и латинянам выслушивали сотрудники офисов, расположенных в соседнем здании, не имеющем отношения к Московской патриархии. А иерархи совещались в другом месте - в Свято-Даниловом монастыре.

Летом, во время заседаний Архиерейского собора, отстранившего Диомида от управления Чукотской епархией, у стен храма Христа Спасителя с плакатами и хоругвями людей стояло гораздо больше. Между ними и сторонниками священноначалия даже произошла короткая потасовка. Фотографии с места происшествия выглядели впечатляюще, но на самом деле и тогда, в июне, и теперь, в октябре, никаких массовых волнений не произошло. Масштабного раскола Церкви не случилось. Хотя внутри Церкви есть люди, возмущенные контактами РПЦ с иноверцами, присвоением ИНН, оскорбленные "орнаментами" в новых паспортах, да и просто недовольные нынешней властью. Не секрет, что и во многих известных монастырях придерживаются таких взглядов. В общем, сочувствующих Диомиду гораздо больше, чем участников пикетов в его поддержку. Но большинство предпочло промолчать. Почему?

- Люди видят, что открываются храмы, люди любят Патриарха, и любовь эта сильнее, чем недовольство неприятными процессами в обществе, - считает проректор Ярославской семинарии иеромонах Серапион (Митько). - Пока ситуация стабильна, недовольные будут молчать, но если она изменится, могут активизироваться. Ведь как возникает "синдром Диомида"? Приходит в храм пожарный инспектор. И ведет себя так, что его визит может напомнить о приходе антихриста. Вот представьте, прицепится к мелочи какой-нибудь и говорит накануне Пасхи: "А мы можем вообще ваш храм закрыть". Что священник и его прихожане должны думать?

По мнению отца Серапиона, государство бюрократизируется, люди сталкиваются с новыми юридическими проблемами, которых не было раньше. Усложняется налоговая отчетность, не все, в том числе священники, с этим могут справиться, а как следствие - начинается борьба с присвоением ИНН. "Диомид - это проект, нацеленный на столкновение Церкви и государства, проект, обращенный в будущее. Это как Каспаров и Лимонов в политике", - полагает отец Серапион.

О сочувствии Диомиду со стороны разнообразных "антисистемщиков" говорит и миссионер - диакон Андрей Кураев:

- Диомида поддержали леваки, маоисты, либералы. Их устраивает любой противник Церкви, любой, кто раскачивает лодку. Но не только. Вторая категория его сторонников - собственно церковные люди. Но они себя не проявили, потому что обижены на Диомида. Он довел свой протест до логического конца и поставил себя вне Церкви. А еретики Церковь покидать не хотят, как глисты - организм. Они до последнего надеются захватить власть в ней.

Но, как считает отец Андрей, устранение Диомида не решает поднятых проблем. И главная из них - связь между народом и священноначалием. Но в чем должна проявляться эта связь? Диомид как раз подчеркивал свою близость к народу, ходил в штопаной рясе, в кирзовых сапогах и клеймил обладателей шелковых ряс и "Мерседесов". Может, епископам надо рясы поменять?

- То, что святой Иоанн Кронштадтский ходил в шелковой рясе, не мешало ему, - отвечает отец Андрей.

- Ну а "Мерседесы"? Раньше "шестерка" лошадей, теперь "шестисотый мерин"...

- Шестерка лошадей была у святителя Филарета Московского. И москвичи гордились уникальным выездом своего владыки. Конечно, есть имперские традиции, стиль. Но наши епископы доступнее, чем наши же государственные деятели. У Патриарха, у митрополитов можно благословение взять. А попробуйте поздороваться с министром или другим высоким чиновником. Связь с епископом - это не часы приема по личным вопросам, а объяснение Церковью своей позиции, своих решений. До сих пор нет ясных критериев оценки успешного епископского служения, а стало быть, и ясной кадровой политики.

Еще одной фундаментальной проблемой диакон Кураев называет внутрицерковное образование и "образованщину". Прочитал человек пару брошюр и думает, что знает, какой должна быть Церковь...

- Многие монашествующие поддерживают идеологию Диомида, потому что в семинариях не учились, книг богословских не читали да и опыта церковной жизни не имели, - говорит отец Андрей. - Вместо знаний - огромное самомнение и огромные народные ожидания. При этом монах своих ошибок не замечает. Приходской батюшка, особенно в маленьком городке, где все на виду, видит, как его слово отозвалось и как его неопытность, неосторожность сломала кому-то жизнь. А монах, исповедующий паломника, никогда его больше не увидит и о последствиях не узнает.

Как бороться с сектантами? Только просвещать. Запреты не помогают. Об этом свидетельствует исторический опыт. Удивительно, но факт: во второй половине ХIХ века в православной Российской империи, по данным тогдашнего министерства внутренних дел, каждый десятый был сектантом. Причем лидеры сект, отправленные в ссылки, умудрялись по дороге проповедовать и плодить число своих последователей. А позднее сектанты охотно помогали большевикам распространять "Искру".

Но как раз с просвещением у РПЦ дело идет тяжело. Среди моря религиозной литературы книг, написанных живым русским языком, понятным современному светскому или невоцерковленному человеку, мало. Об этом недавно заявил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Из личных наблюдений скажу: приличные книги не только найти трудно, но и стоят они недешево - не менее 150 рублей. А всякая дрянь, напичканная еретическими историями про непризнанных святых и их чудеса, про страшную глобализацию, ИНН и прочую чепуху, - по 25-30 рублей. А то и даром дадут. Диски с чином "всенародного покаяния "за убийство большевиками последнего царя и "отчитками бесноватых" представлены в изобилии, хотя и то, и другое не раз осуждали на Архиерейских соборах. А лекции богослова, профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова - редкость.

В интернете православный сегмент представлен несколькими серьезными сайтами: портал диакона Андрея Кураева, "Фома-центр", "Православие и мир". Вот, пожалуй, и все. Епархиальные сайты обновляются редко, они просто скучны. Не раз об этом говорил даже Святейший патриарх Алексий II.

Зато сторонники Диомида пишут ярко, страстно. И оперативно. И поэтому совсем неудивительно, когда отец Серапион предупреждает: "Диомид - это проект, обращенный в будущее", а отец Андрей говорит: "В истории с Диомидом точку ставить рано".

Проект скорее всего иностранный, который придуман оппонентами Московского патриархата. Им хочется столкнуть государство, общество и церковь. Сам бывший епископ скорее всего создаст очередную "истинно-православную церковь", каковых в России уже десяток. В некоторых "митрополитов" больше, чем епископов. Но идеи, даже не сформулированные, а скорее подхваченные Диомидом, будут жить и без него. Если Церковь не найдет возможности противопоставить им свое слово, новый скандал неизбежен. Как восход солнца.

Борис КЛИН

9 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования