Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Религиозность и радость. Счастье естественно для верующего человека


Радость – чувство, вызываемое наслаждением и удовольствием. Счастье и радость естественны для верующего человека.

Необходимость радости

Люди нуждаются в радости. Радостная и веселая жизнь имеет особый смысл и значение. Радость сближает сердца и отгоняет страх, недоверие, подозрительность, несчастье. Радость воздействует не только на душу и дух человека, но и оказывает влияние на его тело. По словам Аристотеля, "радость – самое лучшее и настолько важное чувство, что все остальное в жизни используется для достижения его.

В современных условиях, когда количество страдающих от душевных расстройств и психических заболеваний неуклонно растет, многие мыслители по-новому стали смотреть на проблему счастья и радости.

Польза от радости

Психическое и душевное здоровье. Радость и веселье способствуют предотвращению душевных расстройств и психических заболеваний, а также обеспечению психического и душевного здоровья. Имам Али по этому поводу сказал: "Радость вызывает хорошее расположение духа, веселье и восторг".

Физическое здоровье. Чувство радости способствует сохранению здоровья и лечению болезней. Об этом - строки Абулькасима Фирдоуси:
Не печаль сердце, чтоб душа не страдала,
Радостью сохрани тело молодым.


Содействие обеспечению общественной безопасности. Распространение культуры радости и веселья в обществе способствует снижению нервозности и раздражительности, понижению уровня преступности общества, предотвращению конфронтации и насилия. В большинстве случаев пороки, злодеяния и преступления происходят из-за психической неуравновешенности отдельных лиц.

Содействие экономическому развитию. Роль радости в осуществлении экономической деятельности и достижении прогресса отрицать невозможно, так как это чувство мотивирует и стимулирует руководителей и сотрудников на повышение производительности труда. Так, например, в целях достижения более высокой эффективности организации труда и положительных финансовых результатов во многих странах руководители стараются создать в фирмах и компаниях атмосферу радости и веселья.

Содействие духовному росту. Выполнение всякого занятия, в том числе и богослужение, требует спокойствия, терпения, терпеливости, выдержки, выносливости. У печального и огорченного человека не будет настроения заниматься чем-либо, а радостному человеку богослужение доставляет удовольствие и духовное наслаждение. Как сказал Имам Али: "Сердца, как и тела, устают и нуждаются в отдыхе. Посему, при усталости ищите отдых и радость".

Содействие укреплению устоев семьи. Помимо вышеотмеченного, радость и веселье также способствуют укреплению устоев семьи и обеспечению здоровья психики детей. Родители, создающие своей радостью и весельем в семье атмосферу искренности и чистосердечности, в действительности, предпринимают первый шаг на пути укрепления духа, морального состояния и чувства собственного достоинства своих детей.

Положительные отношения между супругами могут стать образцом для подражания для детей. Совместная жизнь требует от супругов делить друг с другом радости и печали. При этом, в семейной жизни определяющую роль играет супруга. Безусловно, отец семейства должен оберегать семью от проблем извне. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Если кто-то из вас окажется в затруднительном положении, то пусть выйдет из дома и не огорчит себя и своих домочадцев".

Жить в радости с точки зрения Ислама

Некоторые люди думают, что религиозность несовместима с радостью, посему неизбежно встают перед выбором одного из двух. Известный иранский ученый и философ Мортаза Мотаххари считает такое мнение противоречащим устоям Ислама и отмечает: "Одной из особенностей нашей религии является то, что она принимает во внимание все врожденные склонности человека, не пропустив ни одну черту его характера. Смысл "природности" исламских законов заключается в их гармоничности и согласии с человеческой натурой".

Ислам всегда старался создать согласованность между человеческой натурой и религиозными предписаниями и законами. Считая религиозность и жизнерадостность совместимыми, наша религия не поощряет тех, кто отрекается от мира сего и радостей жизни. В целом Ислам отвергает аскетизм и монашество.

Радость в образе жизни исламских лидеров

Радость как одна из основных потребностей людей и чувств, влияющих на жизнь человека, находилась в поле зрения и постоянного внимания исламских лидеров. Так, например, Имам Али интерпретирует радость как "удобный случай; возможность" и отмечает: "Время радости – хорошая возможность для восполнения сил и удобный случай для веселья".

Он также считал одним из важнейших качеств истинного правоверного человека его жизнерадостность и приветливость. По его словам, "радость правоверного отражается на его лице, а печаль остается в сердце".

Предводители мусульман при распределении повседневной жизнедеятельности правоверных учитывали особое значение радости и веселья. Так, Имам Реза наставлял: "Старайтесь поделить свое время на четыре части: одну часть для богослужения и молитв, другую – для обеспечения средств к существованию, третью – для общения с братьями и верными друзьями, а четвертую – для отдыха, радости и веселья. Выделив время для отдыха и развлечений, вы сможете и помолиться, и обеспечить семью, и общаться".

В вышеприведенном высказывании отмечен важный воспитательный и психологический момент – воздействие чувства радости и веселья на душевную и духовную склонность человека, ибо, охваченный радостью и счастьем, человек с удвоенными силами приступает к своим каждодневным делам.

Имам Реза также наставлял: "Используйте радости мира сего для достижения успеха и удовлетворяйте свои желания законными и дозволенными способами, однако сохраняйте свое достоинство, проявляйте умеренность и не предавайтесь излишествам. Используя мирские блага, вы сможете еще лучше достичь успеха своих земных делах".

Абузар Ибрахими Торкмани, руководитель Культурного представительства при Посольстве Исламской республики Иран в Москве

2 октября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования