Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВОЕННО-ХРИСТИАНСКИЙ ВЕСТНИК": Св. князь Владимир: «На Руси веселие есть питии – не можем без того быти». Об истории употребления алкогольных напитков в России


Виноделие имеет многовековую историю. Слово "вино" в Священном Писании, в основном в Ветхом Завете, упоминается более чем в ста стихах, близкие ему понятия – виноград, виноградник, виночерпий и т.п. – свыше 150 раз. Это естественно – в странах Ближнего Востока, Египте люди выращивали виноград с 4-го века до новой эры, уже в то время были известны до 150 сортов этой культуры.

Охотно вкушали возбуждающие алкогольные напитки и наши предки – славяне, покупая заморские вина или приготавливая их самостоятельно из меда, березового сока или другого подходящего сырья.

Краткий исторический винно-водочный обзор

В 988 году князь Владимир принял православие и крестил Киевскую Русь. Согласно преданию, этим событиям предшествовали визиты к Владимиру иностранных миссионеров, предлагавших свои религии. Мусульманский богослов, например, хвалил свою веру: "Магомет нас учит: свинины не есть, вина не пить, а в загробной жизни каждый правоверный получит красавицы…". Предложение это князя не вдохновило, и он, сказав "На Руси веселие есть питии – не можем без того быти", остановил свой выбор на христианстве – православии.

Регулярная российская армия была создана Петром I. Основная причина этого шага императора – намечавшаяся война с могущественным соседом- Швецией за выход к Балтийскому морю. Во вновь создаваемую армию в 1699 году было призвано 32 тысячи человек, что позволили сформировать 29 пехотных полка и 3 драгунских. Начавшаяся 19 августа 1700 года Великая Северная война, в ходе которой русская армия одержала ряд побед, в том числе и в Полтавской битве, завершилась подписанием мирного договора с Швецией, по которому России были переданы обширные территории Балтийского побережья. Победе, помимо других факторов,в определённой мере способствовало и хорошее материальное обеспечение российских армейских подразделений, в том числе и по снабжению продовольствием.

По распоряжению императора солдатам в походе выдавали на месяц 2 гарнца вина (1 гарнец = около 2 литров), что в день составляло немногим более ста граммов. Но практически можно было выпить и две чарки. В порцион было включено и пиво. Вначале Пётр назначил каждому воину по 2 гарнца пива в день – около 4 литров! И это в перемешку с водкой. Позже, в 1712 году норму пива уменьшили до одного гранца, и она просуществовала долго. А стограммовая чарка водки действовала в течение ста лет.

Как говорят в народе, под хорошую выпивку, должна быть и соответствующая закуска. Как же обеспечивались питанием солдаты в той двадцатилетней Северной войне?Согласно литературным источникам, дневная норма хлеба была два фунта (фунт = 409 грамм), мяса – 1 фунт, овощей – 2 фунта, крупы – 1,5 гранца в месяц, а также коровье масло, свиное сало, соль и др. В дополнение к официальному пайку, в заграничных походах войска покупали продовольствие у местного населения. Так, по воспоминаниям участника похода в Пруссию во время Северной войны "скота крупного и мелкого, и всякого рода дворовых птиц и живности, а особенно гусей, было преизрядное множество, и всегда достать их возможно за весьма дешёвую цену. Баранов мы покупали только за 10, а гуся не более как по 5 и 4 копейки".

В Отечественную войну 1812 года русский солдат тоже имел достойное содержание, о чём свидетельствует его образ, данный М.Ю.Лермонтовым в знаменитом стихотворении "Бородино": "Да, были люди в наше время, нето, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!".

При всём этом в ХIХ веке в порядке борьбы за трезвость высказывались предложения – отменить ежедневную выдачу водки солдатам. Ответ на эти призывы дал штабс-капитан Лоссовский в статье, опубликованной в журнале "Военный сборник" в 1884 году: "Ряд наблюдений, выведенных из 8-летнего командования ротой, - писал он, - дают мне право считать себя компетентным в вопросе о казарменной нравственности, и я, со своей стороны, горячо протестую против мысли отнять у солдата узаконенную винную порцию". Далее штабс-капитан приводит доводы в обоснование своего мнения.

Не упивайтесь вином…

Когда-то в советские времена, в 50-е годы, среди народа бытовал короткий юмористический рассказец о встрече руководителей Индии и СССР. "У нас пьют в меру, - сказал Джавахарлал Неру. – А у нас пьют досыта,- сказал Хрущев Никита".Вот это-то "досыта" и оказалось причиной многих бед российского общества как в дореволюционный период, в советское время, так и ныне.

Популярность искони русскому алкогольному напитку водке добавил великий русский ученый-химик Д.И.Менделеев, который в конце ХIХ века разработал технологию производства спиртной продукции, на основе которой была создана "водка Менделеева" сорокоградусной крепости, отличающаяся особой химической чистотой.

Накануне Первой мировой войны в России действовало 2796 винокуренных хлебо-картофельных заводов, которые в 1912–1914 годах произвели 1 347 073 ведра 40-градусной водки (1 ведро = 12,3 литра). Валовый доход от продажи "питий" за этот период составил 462 340 435 рублей 03 копейки.

20 октября 1914 года в связи с вступлением России в войну с Германией император Николай П издал распоряжение "О воспрещении торговли крепкими напитками во всех местах продажи питий", то есть был введён "сухоё закон". Это послужило поводом для населения создать по всей стране множество самогонных установок. А с наступлением смутного времени – в октябре–декабре 1917 года толпы пьяных солдат и примкнувших к ним темных гражданских лиц начали погромы с целью расхищения алкогольной продукции винных предприятий и магазинов. Так, в Петрограда были разгромлены водочный завод Петрова, Товарищество Бекман и Ко, водочный завод Келлер и Ко, некоторые склады и магазины.

Ввиду угрозы дальнейших погромов, Исполком Петроградского Совета издал 6 декабря 1917 года Постановление об объявлении города Петрограда на осадном положении. Как отмечается в Постановлении, "попытки разгромов винных погребов, складов, заводов, лавок, магазинов будут прекращены пулеметным огнем без всякого предупреждения". Одновременно Рабочее-Крестьянское правительство вновь объявило "сухой закон". В 1922 году в ходе борьбы с подпольным изготовлением спиртного милиция и ГПУ конфисковали 94 000 винокурных аппаратов и 24 миллиона ведер алкогольных напитков.

В те дни известный пролетарский поэт Демьян Бедный писал: "Аль ты не видел приказов на стене – о пьянице и вине? Вино выливать велено, а пьяных – сколько не будет увидено, столько и будет расстреляно".

Водка как фактор храбрости в бою

Хотя, как гласят нынешние рекламные проспекты, "алкогольные напитки вредны для вашего здоровья", но в период Великой Отечественной войны этот довод отходил на второй план, поскольку было признано, что умеренное количество водки повышает боевой дух солдата, который с большей решимостью готов бросаться в атаку и крушить ненавистного врага штыком и прикладом.

Командованием была установлена норма – так называемые "наркомовские сто грамм", не раз воспетые в песнях военных лет. "Налейте в солдатскую кружку мои боевые сто грамм", - пела Клавдия Шульженко. По этому поводу 22 сентября 1941 года был издан Приказ войскам Ленинградского фронта № 058 "О порядке выдачи спецпайка".

В Приказе отмечается, что "как установлено проверкой, в ряде армий, соединений и частей водка выдается лицам, не имеющим права на ее получение.

В целях упорядочения расхода водки приказываю:

1.Водку выдавать рядовому и начальствующему составу до командира взвода включительно подразделений пехотных, артиллерийских (в том числе зенитных) и танковых частей, находящихся на передовой линии фронта…

В авиации водку выдавать только личному составу экипажа самолетов, участвующих в боевых полетах, исключительно в дни вылета самолетов.

Правом на получение водки не пользуются:

а) начальствующий состав от командира роты и выше;

б) весь личный состав штабов, начиная от штаба батальона;

в) все подразделения обслуживания.

Приказ подписали Главнокомандующий войсками Ленинградского фронта Жуков, член Военного совета Ленинградского фронта Жданов, начальник штаба фронта Хозин.

По мнению некоторых историков и публицистов, выдача солдатам советских войск по стограммовой чарки водки в определенной мере способствовало успеху боевых операций.

Но не всегда употребление водки представителями советских военных формирований сопутствовало благородным целям защиты Отечества. Об этом свидетельствуют опубликованные в журнале "Посев" (№ 9 – 2000 г.) материалы архивного уголовного дела на бывшего начальника Сызранского горотдела НКВД В.В. Ермолаева, который в 1937 году руководил расстрелами жертв политических репрессий. Следственное дело велось не в 50-е годы, когда после ХХ съезда КПСС начался процесс реабилитации жертв, а в самый разгар репрессий – в 1937 году. И не за сам факт массовых расстрелов был привлечен к ответственности начальник горотдела НКВД, а за относительно мелкое преступление – присвоение нескольких сотен рублей, изъятых при обыске у арестованных. Но в ходе того расследования в показаниях обвиняемого и свидетелей открылась картина зверских убийств, сопровождавшихся попойками.

Секретарь Сызранского горотдела НКВД И.М. Ионцев на допросе 28 ноября 1937 года показал: "Мною от Ермолаева было получено примерно рублей 500. Сколько было отобрано вообще лично Ермолаевым, я не знаю. Эти деньги не приходовались. Из суммы 500 рублей я сдавал первые 75 рублей отобранных у арестованных в бухгалтерию горотдела, после чего Ермолаев запретил передавать деньги в бухгалтерию и велел их расходовать по его указанию без всякого приходования. Все деньги, за исключением оставшихся 112 рублей, были пропиты. Всего пропито примерно 1200-1300 рублей. Я помню, что Ермолаев однажды спрашивал начальника отделения милиции: "Сколько ты сегодня отобрал денег у арестованных?" и, получив ответ, что ничего не отобрал, Ермолаев сказал: "Ну, ладно, я завтра позвоню начальнику тюрьмы, чтобы он перед отправкой арестованных в горотдел НКВД выдавал им на руки собственные деньги, а мы их уж тут отберем". В операциях я всякий раз спрашивал у Ермолаева, надо ли покупать водки, он давал распоряжение покупать. Покупали на все операции по 5-6 литров, один раз было куплено 7 литров, участников операции было 21 человек…".

Из допросов других свидетелей – участников "операций" видно, что расстрелы проводились в подвале горотдела НКВД, тела убитых доставлялись на грузовике за пределы города, где на пустыре вырывались ямы глубиной более двух метров. В них укладывались трупы "рядов до пяти", земляной покров над трупами был с полметра, плюс небольшой холмик.

"Когда производились зарытия трупов, то в числе привезенных один был живой, что нами было обнаружено только когда бросили его в яму, но так как стрелять его здесь было нельзя, так как близко от жилья (триста или двести метров), то мы вынуждены были добить его лопаткой". (Из показаний начальника связи горотдела И.В. Солдатова).

"Примерно в середине сентября был случай: я возвращался из подвала, а когда подошел к выходу, увидел человека в крови, я понял, что он каким-то образом ушел из подвала, будучи слегка ранен, и взял его обратно в подвал, где и расстрелял. Когда он мог уйти – сказать трудно, потому что внизу были специально поставленные люди, которые обязаны были наблюдать, чтобы не было недобитых". (Из протокола допроса свидетеля Колодина, начальника 4-го отделения горотдела НКВД).

Как показал вышеупомянутый Ионцев, рабочие подвала выпивали водку в подвале, работающие на могиле пили там же, на месте, а оперативный состав пил на квартире или в кабинете Ермолаева, в кабинете Мориса, в других комнатах. Некоторые пили перед началом и в процессе операции, а большинство только после окончания работы".

Так водкой палачи пытались заглушить голос совести.

Пьянка и "дедовщина" идут рядом

В 17-томном "Словаре современного русского литературного языка", изданного в СССР в середине 50-х годов, слова "дедовщина" нет. Есть дегустация, дед, дедушка, дедка, дедина, дедукция, а дедовщины нет. Видимо, неуставные отношения в армии в те времена если и проявлялись, то не в столь крупных масштабах как ныне.

Действующая в Москве правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч провела в 2002-2003 годах исследование с целью выяснения сути дедовщины, ее последствий для физического и психического здоровья призывников, а также степени соответствия обращения с молодыми солдатами российским и международным нормам по правам человека. В ходе исследования, которое организация провела в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Новосибирске, Челябинске и Волгограде, были взяты более ста интервью у солдат-срочников, их родителей, должностных лиц, адвокатов, и тех, кто уже отслужил срочную службу. Собеседники исследователей проходили службу в более 50 воинских частях, расположенных в 25 субъектах Российской Федерации. В феврале 2004 года результаты исследований были доложены исследователями Министерству обороны Российской Федерации.

Как отмечено в итоговом 80-страничном докладе Хьюман Райтс Вотч, "сотни тысяч российских призывников в течение всего первого года службы становятся жертвами вопиющего произвола старослужащих. Целая система неуставных отношений, известная в обиходе как "дедовщина", фактически превращает новобранцев в крепостных, которые подвергаются суровым наказаниям за малейшее отступление от устава и неуставных "традиций". Каждый год десятки молодых солдат погибают, тысячи получают тяжелые, а порой и неизлечимые травмы физического или психического характера. Сотни военнослужащих первого года службы ежегодно совершают самоубийство или пытаются покончить с собой, число самовольно оставивших часть измеряется тысячами".

Как правило, измывательства происходят после отбоя, когда офицеры уходят. Пьяные "деды" поднимают новобранцев среди ночи и заставляют их до изнеможения выполнять отжимания и приседания, иногда одновременно избивают. Бывает, что подвергают насилиям сексуального характера.

С тех пор – после проведенных исследований – прошло более трёх лет, но заметных результатов по преодолению дедовщины в армии пока нет. Как отметила "Комсомольская правда" в выпуске за 26 ноября 2006 года, за последние годы рост преступности на почве алкоголизма отмечен в Воздушно-десантных войскахв 4 раза, в Московском военном округе в 3,5 раза, на Тихоокеанском в 3,2 раза, и Балтийском флоте в 3 раза. По данным РИА "Новости", в результате неуставных отношений и рукоприкладства в 2006 году пострадали 6,7 тысяч военнослужащих, из них 33 погибли. Особенно потрясло общественность известие о случае с солдатом Челябинского танкового училища Андреем Сычёвым, который получил настолько тяжёлые увечья, что ему ампутировали обе ноги.

По линии Министерства обороны РФ принимаются меры по преодолению неуставных отношений в армии. Но, как сказал генеральный прокурор России Владимир Устинов на заседании коллегии Генпрокуратуры 3 февраля 2006 года, "можно создать военную полицию, усилить законодательство, но одними силовыми мерами с этим (неуставными отношениями) не справиться". Он предложил " подумать о восстановлении должности полковых священников", отметив, что такая практика действует во многих странах мира. "Армия говорит – не готова (к введению института полковых священников). Значит – воровать и бить готова, а восстанавливать моральные основы не готова?" - задал риторический вопрос генпрокурор, обращаясь к участникам заседания, среди которых были и руководители силовых структур.

Идею создания института полковых священников поддерживает Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. По его словам, "сближение Церкви и армии приносит добрые плоды, способствует пробуждению в душах военнослужащих идеалов русского воинства".

По данным Министерства обороны, уже сейчас около 2 тысяч священнослужителей работают в местах дислокации воинских частей, особенно сухопутных войск, Ракетных войск стратегического назначения и ВДВ.

Включение священников в воинские подразделения, несомненно, могло бы оказать оздоровляющее влияние на личный состав. Как представляется, эффективность такого присутствия могла бы повыситься, если в духовной работе среди военных, исходя из конкретных местных обстоятельств, будут участвовать служители разных религий, как это происходило в дореволюционной российской армии.

Николай Домась, 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования