Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА": Старая Русса. Наследие Достоевского – источник православия


Ситуация в городе Старая Русса, где с конца 80-х годов сотрудники музея Ф. М. Достоевского развили активную и своеобразную церковную деятельность, - явление едва ли не уникальное. Литературные и краеведческие музеи еще в советское время были заповедниками, в которых сотрудники стремились сохранить дореволюционную культуру во всей полноте. Желание понять и воссоздать в заповедных усадьбах и особняках утерянную красоту мысли и красоту быта, особенно в окружающем мире советского провинциального уродства, естественно способствовало обращению к православию. Можно привести целый ряд примеров, когда музеи стали очагами провинциального интеллигентского православия, но пример музея Достоевского в Старой Руссе – самый яркий и самый впечатляющий.

Несмотря на то, что превращение музея практически в центр православного просвещения произошло по воле многих людей, все же наиболее значительна в этом деле роль Веры Богдановой, директора музея до весны 2007 года. Ее яркий характер и оригинальное мировоззрение отложили заметный отпечаток на духовную интеллектуальную атмосферу музея, характер его деятельности. Богданова с гордостью говорит о себе, что она потомственная новгородская крестьянка с берегов Ильменя, интеллигент в первом поколении. Крестьянское происхождение сразу видно в ее политических взглядах – главным для успешного развития страны она считает вопрос о земле. Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. По ее словам, родители сохраняли веру и воспитывали ее в христианском духе. Но, когда она стала ученым, исследователем творчества Достоевского, наследие писателя открыло для нее глубину евангельской правды. Большинство других сотрудников музея стали верующими еще в советское время, благодаря Достоевскому.

Богданова считает, что Достоевский открывает людям тайну души человека, трагедию свободы и спасения. "Я воспринимаю наследие Достоевского через призму опыта человека XXI. Его мысли о государственном устройстве – это груз XIX века. Из Достоевского можно надергать цитат для обоснования национализма и авторитаризма – но в этом Достоевский ничего оригинального самостоятельного не сказал. Если бы было только это, он никому не был бы интересен".

Сотрудники музея, по словам Богдановой, считают себя "носителями открытого православия, лишенного обрядоверия и ксенофобии, понятного и близкого интеллигенции и молодежи".

К началу перестройки музей представлял собой значительный для Старой Руссы потенциал православной интеллигенции, но без поддержки и организационного оформления со стороны епархии он бы и остался потенциалом. Такую поддержку и оформление музейные православные получили в 1990 году, когда Новгородскую епархию возглавил епископ (с 1995 г архиепископ) Лев (Церпицкий). Церковная деятельность сотрудников музея осуществляется при активном участии Старорусского благочинного настоятеля Воскресенского собора протоиерея Амвросия Джигана.

В 1993 г. епископ Лев одобрил инициативу сотрудников музея и помог организовать Катехизаторские курсы при музее. Эти курсы с энтузиазмом были поддержаны либеральной профессурой СПб Духовной академии и православной академической гуманитарной интеллигенцией Петербурга. Представители тех и других регулярно читали лекции на этих курсах.

Курсы просуществовали четыре года- до 1997 г. За это время их кончили несколько сотен представителей старорусской интеллигенции - города и района. В результате среди учителей, врачей, агрономов, и инженеров Старорусского района весьма заметно представительство людей, приобщившихся к православию "через призму Достоевского". К 1997 году энтузиазм спал и среди жителей Старой Руссы, и среди питерской профессуры. Курсы прекратили свое существование. По словам Богдановой, "благодаря работе этих курсов, в городе появилась православная закваска – никто из выпускников курсов из Церкви не ушел, несколько человек стали священниками, существует православно ориентированная общеобразовательная школа, во всех храмах района существуют воскресные школы, в которых преподают выпускники курсов. В городе существует православная общественность". Через несколько лет – в 2003 году, при музее был организован Православный университет для учителей. В нем и учащихся поменьше, и преподавательские кадры уже не те. Однако традиция сохраняется.

Для школьников района в музее проводятся Достоевские школьные конференции. Многие из детей, таким образом, связаны с музеем и через общеобразовательную школу, и через школу воскресную, и через летний православный лагерь, и через церковь. Сотрудники музея часто вынуждены помогать детям решить проблемы, о которых Достоевский действительно много знал – как вести себя, когда твои родителя алкоголики или безработные, когда ты растешь без родительской заботы в условиях нищеты.

Музей имеет широкие связи среди петербургской и московской интеллигенции, что позволяет ему организовывать различные культурно- художественные мероприятия. Наиболее значительные из них - всероссийские фестивали театра по произведениям Достоевского, которые проводятся ежегодно. Завсегдатаем этих фестивалей, в частности, является Георгий Тараторкин, который почти никогда их не пропускает.

Своей религиозно- просветительской деятельностью музей обращается не только к жителям Старорусского района, существует и другая сторона – активность среди научного сообщества. Основное объединение исследователей творчества Достоевского – Международное общество Достоевского (МОД). МОД регулярно проводит свои конференции в Старой Руссе на базе музея. Ежегодные международные конференции собирают достоевсковедов из десятков стран мира. С 1993 года конференцию открывает архиепископ Лев, а в ее работе на равноправной основе участвуют представители Церкви. "Для нас,- говорит Вера Богданова, - эти конференции стали не только местом встречи исследователей творчества Достоевского из разных стран, но и местом для встреч и дискуссий светской и церковной интеллигенции". За прошедшие годы несколько крупных филологов, в т. ч. не только из России, были крещены в Старой Руссе (некоторые имена довольно известны, но без согласия их носителей, я не решаюсь их называть). Они считают, что в православие их обратил Достоевский, но его рукой была Вера Богданова. В 2007 г. из-за слабого здоровья Богданова оставила директорство, сейчас она рядовой научный сотрудник музея. Новый директор Наталья Костина - ученица и последовательница Богдановой, продолжает ее курс.

Наиболее удивительно в истории православной деятельности музея, что она не встретила заметного противодействия ни со стороны церковных структур (церковными бюрократами такая самодеятельность мирян в другой епархии могла бы быть воспринята как ересь или бунт), ни со стороны светских противников распространения православия на различные сферы общественной жизни.

Богданова вспоминает, что в середине 90-х гг. некоторые участники международных конференций несколько раз протестовали против участия в них духовенства. Но, со временем, убедившись, что принцип "не хочешь – не слушай, а другим не мешай" жестко соблюдается, протестующие удовлетворились.

Сотрудники музея говорили мне, что никакой существенной поддержки от властей области и района они не получают, и считают это нормальным. "Мы и есть Церковь, а наша православная деятельность и есть именно то, что теперь называют гражданским обществом". Возможно, эта позиция, предполагающая отсутствие поддержки светских властей и автономность от властей церковных, отсутствие агрессивности и воинствующего этатизма, предотвращает от возникновения агрессивного противодействия, желания некоторых секулярных кругов избавиться от церковного давления..

Сергей Филатов

Январь 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования