Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭКСПРЕСС-НЕДЕЛЯ": Суровость католицизма и привлекает, и отталкивает


По данным Департамента статистики, в Литве 677 приходов, 705 костелов, 14 епископов, 717 священников, между тем как в межвоенное время их было около 2 тысяч. Причина нехватки священников, по мнению опрошенных жителей Литвы, - не только в смене ценностей, но и в обязательном для священников целибате.

Однако именно испытания в течение долгих суровых веков и строгие католические догмы не только отталкивают, но и привлекают. Критикующие обязательный для католических священников целибат представляют факты, говорящие о том, что и нынче немало женатых священников. Мы говорим не о тех, кто не освобожден от целибата и тем не менее продолжает свою деятельность. На самом деле это уже новообращенные из других христианских конфессий, скажем, лютеранства, англиканства и т.д., которые могли быть женаты прежде чем приняли обет католического священника.
По данным зарубежного источника, женатыми могут быть католические священники, служащие в православных приходах, например, в России или на Украине. Говорят, что таких католических священников несколько сотен.

Первые такие разрешения были выданы Папой Пием XII в 1940-1950 гг. Тогда группа немецких лютеранских священников, которые в период нацизма остались верны христианству и отвергли нацизм, перешли в Католическую церковь. Обычно мужчине, желающему стать священником, достаточно получить разрешения епископа. Но женатые мужчины должны получить разрешение Папы. Тогда дух целибата все равно остается, и если супруга умирает, священник не может больше жениться, хотя в таких случаях церковный брак считается прерванным.

Тем не менее кто может принудить пастора Англиканской церкви - уже женатого, имеющего детей, служащего Господу и реализующего себя в своем призвании, перейти в католическую веру? И тем самым навлечь на себя гнев своей церкви, друзей и всего общества, не говоря уже о том, что перебежчиков не любят вообще. Им приходится быть католическими священниками в протестантской среде, а это уже двойная проблема. С трудом верится, что такой нелегкий и дальний обходной путь выбран только для того, чтобы стать женатым католическим священником. По их аргументам становится ясно, что суровость католицизма и строгие требования не только отталкивают, но и привлекают людей.

Католичество как скала

Многих восхищает более либеральное и приспособленное к современности отношение протестантов к абортам, контрацепции, искусственному оплодотворению, клонированию, однополым бракам и детям из пробирки в таких браках и многие другие вещи, не говоря уже о целибате. Однако именно эти вещи отталкивают большинство верующих, а также протестантских пасторов.

Скажем, еще в 1970 г. в англиканской церкви началась дискуссия о посвящении женщин в пасторы. В Америке, где зарождается большинство реформ и куда бегут женатые священники, наш бывший францисканец Р.Аткочюнас, живущий с женой и детьми, открыто говорил о том, что если священникам будет разрешено вступать в брак, то было бы странно запрещать им однополые браки. На самом деле, сделав один шаг, по логике надо сделать и второй, и третий…

Литву посетил состоящий в браке католический священник Джон Савард, который раньше был пастором Англиканской церкви. Так вот он сказал, что вопрос о разрешении женщинам становиться пасторами для него был последней каплей в принятии решения, однако колебания в вере вызывают и постоянные сомнения англиканских теологов, и обсуждения основных христианских доктрин - Святой Троицы, сошествия Святого Духа, Воскресения и т.д.

А Католическая церковь всегда может прямо сказать: вера такова, какова она есть, мы утверждаем то-то и то-то. Протестантизм позволяет всем сомневаться во всем, самим принимать решение по многим вопросам, толерантно относиться ко всему и т.д. По словам Саварда, Англиканская церковь все больше отдаляется от традиций и чтобы всем угодить, сама роет себе яму, потому что теряет внутренний стержень.

Целибат - плохое начало разговора

Строгость Католической церкви проявляется и в общении с прессой. Хотя поначалу может сложиться впечатление, будто священники выступают в ней довольно часто, но, скажем, поговорить со священником перед Рождеством - настоящая проблема, для этого нужна серьезная рекомендация.

Хотя, с другой стороны, совершенно понятно, что им хочется походить на Деда Мороза, который показывается на Рождество, а после него никому не интересен.

С целибатом вышло все еще хуже. Как мы узнали из разговора с одним из священников, это плохое начало для разговора с пастырем. Во-первых, как ни крути, самый важный вопрос "трудно ли сохранять целибат?" всегда остается глубоко личным и интимным. Во-вторых, можно представить, что некоторых в жизни католических священников, да и всего католицизма в целом интересует только это. Не приносят никакой пользы и статьи под заголовком типа "Черные страсти под сутаной священника", хотя из бесед со священниками выяснилось, что эти проявления не носят массового характера, как это хотят представить, ведь священники ошибаются точно так же, как и остальные люди. С другой стороны, раздражает и то злорадство, которое звучит в разговорах о человеческих заблуждениях, хотя в большинстве случаев это привычный, но неприемлемый тон - и не только в разговоре о скандально ведущих себя священниках.

Не только из-за любви

Многие люди не представляют своей жизни без любви, в том числе и плотской, из-за нее умирают и убивают, предают жен и детей. Однако эта традиция "все из-за любви", сравнительно молода по сравнению с католической церковью. Ее "занесла" и укрепила в XIX веке литература романтизма, продолжили современные сериалы и вся культура удовольствий, отодвинувшая в забытье все отречения и обязанности.

Влияние на формирование критичной оценки целибата имеет и набирающее популярность высказывание, произносимое известными людьми с гордостью: "Главное для меня - семья". Но ведь человек, погрязший в семейных проблемах, - отнюдь не самая привлекательная личность, особенно если все сводится к материальному благополучию, достигаемому за счет других граждан. Не является ли это одной из причин того, что в таких условиях целибат и отказ от материальных забот режет глаз?
Не такое ли давление испытывают на себе люди, не состоящие в браке, "не готовые ко всему ради любви" вынужденные утаивать свою "ориентацию"?

Теодора Рашимайте

21 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования