Конец мира случился 24 декабря только что прошедшего года. Собрание представителей приходов РПЦЗ(В) (Русской православной церкви за границей под началом митрополита Виталия) в городке Алексин Тульской области приняло следующее решение: "1. Обратиться к Преосвященному Владимиру, епископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому, с последним напоминанием о возложенном на него непременном долге безотлагательно распорядиться о созыве Архиерейского собора с участием клира и выборных от мирян. ‹…› 3. Предложить в качестве возможного места проведения Архиерейского собора Россию и Украину. 4. В случае если до конца января 2008 г. нами не будет получено надлежащее распоряжение старшего по хиротонии епископа о созыве Архиерейского собора РПЦЗ: А) с 1 февраля 2008 г. силами Приходских советов приступить к подготовке Объединенного совещания духовенства и мирян РПЦЗ; Б) местом проведения Объединенного совещания определить г. Алексин, Тульской области, Россия; В) назначить дату проведения Объединенного совещания на период с 10 по 14 апреля 2008 года… Принято единогласно". С канонической точки зрения выдвижение группой мирян и низших клириков подобного ультиматума главе церкви — абсурд. А в плачевной для РПЦЗ(В) ситуации XXI века — цирк, не иначе. РПЦЗ(В) и есть та самая, ныне единственная "белогвардейская" Церковь, категорически не признающая "красногвардейскую" Московскую Патриархию (МП). Осколок исторической русской эмиграции. Вообразите: Бунин, Ходасевич и Тэффи обращаются к митрополиту Антонию (Храповицкому) с последним предупреждением о созыве Архиерейского собора, и непременно на Елисейских Полях, а не в традиционных Сремских Карловцах*!.. Не воображается… А начинался Finis уже давно: в октябре 2000 г. Архиерейский собор РПЦЗ принял решение о начале переговоров с МП. Ровно через год первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий выступил с заявлением: "Я полностью отвергаю и осуждаю какое бы то ни было сближение и дальнейшее соединение с лжецерковью — Московской Патриархией…". В ответ внеочередной Архиерейский собор РПЦЗ 23 октября 2001 г. избрал новым первоиерархом архиепископа Лавра. Виталий демонстративно покинул заседание Собора в Нью-Йорке и уехал в Свято-Преображенский скит близ города Мансонвиль (Канада). Так у "зарубежников" произошел раскол на РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Причем абсолютное большинство зарубежных православных пошли за Лавром. И в итоге, как известно, пришли к объединению с МП, совершившемуся в Москве 17 мая прошлого года при активном участии президента Путина. Подобного следовало ожидать, поскольку митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Виталий (в миру Ростислав Устинов) оставался в РПЦЗ единственным и последним реликтом белой эмиграции. Он родился в 1910 г. в семье морского офицера. Учился в кадетском корпусе, который в 1920 г. вместе с армией Врангеля покинул Россию. В эмиграции продолжал оставаться в структурах Русской армии Врангеля. Будучи членом организации "Русская правда" генерала Кутепова, участвовал в вооруженных рейдах в приграничные районы СССР. Затем принял монашеский постриг. В сравнении с ним нынешние руководители РПЦЗ люди совсем иного порядка. Митрополит Лавр (Василий Шкурла) по происхождению западный украинец, карпаторосс, родился в 1928 г. в Чехословакии. Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион (Игорь Капрал), первый заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ(Л), родился в 1948 г. в Спирит Ривер (Канада) в семье украинских эмигрантов, бывших "остарбайтеров". Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Михаэль Арднт), второй заместитель председателя Архиерейского синода, 1941 г.р., Франкфурт-на-Майне, немецкий славист, слишком сильно увлекшийся специальностью. Для таких лиц сближение с Московской Патриархией не представлялось чем-то априорно крамольным и реально невозможным. Владыка Виталий скончался 25 сентября 2006 г. в своем мансонвилльском ските. Вместо него нонконформистскую "белую" Церковь с титулом епископа Сан-Францисского и Западно-Американского возглавил Владимир (Олег Целищев). Сей "белогвардеец" родился в 1966-м в Калининграде. Эмигрант перестроечных 80-х. Епископом он стал лишь в ноябре 2001 г., уже после раскола в рядах "зарубежников", когда Виталию срочно потребовались "кадры". Концом исторической русской церковной эмиграции следовало бы считать смерть митрополита Виталия или же Собор РПЦЗ 2001 года. Но эпистолярно "карловчане" финишировали в Алексине Тульской области. Коль в Русской церкви, по уверениям патриарха и президента, не осталось "красногвардейцев", отчего же должны остаться "белогвардейцы"? * В 1921 г. югославское правительство и синод Сербской православной церкви предоставили группе иерархов Русской православной церкви, покинувших Россию с армией Врангеля, под резиденцию часть Патриаршего дворца в небольшом городке Сремские Карловцы. Здесь фактически и возникла Русская православная церковь за границей (РПЦЗ). Здесь, вплоть до Второй мировой войны, проводились Архиерейские соборы. Отсюда и второе название членов РПЦЗ — "карловчане". Здесь же в 20-е гг. размещался штаб главнокомандующего Русской армией генерала П.Н. Врангеля. Александр Меленберг, "НОВАЯ ГАЗЕТА", 18 января 2008 г. |