Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК": Русская Зарубежная Церковь восстанавливается? Размышления протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого после епископской хиротонии иеромонаха Стефана (Сабельника)


Никто сегодня не будет спорить с тем, что в 2000 году в нашей Церкви произошла настоящая революция в этимологическом смысле слова. Никто сегодня спорить не будет с тем, что насильственное смещение Вл. Митрополита Виталия не имело причиной его возраст – что тем не менее ничуть не изменило бы антиканоничность акта –, а преследовало единственную цель : снять непреклонно держащегося за Зарубежные принципы Первоиерарха и заменить его послушным орудием соглашательства, готовым с соумышленниками сдать без угрызений совести Белую Церковь красному дракону. Сейчас никто этого отрицать не может, и не станет. Кое-кто с этой сдачей согласен и сегодня пользуется плодами предательства нашего 80-летнего стояния. Но несомненно что есть ещё растерянные люди, непонимающие, что с ними случилось, и которые стоят как бы остолбеневшие перед величиной падения и измены в которые их втягивают их архипастыри, уверяя их, что изменой творят волю Божию. К этому разряду бывших Зарубежников, ставших ныне патриархийцами, обращаем в частности наше слово.

Но были и такие, кто с самого 2000 года поняли всю подноготную творимого за спиной Вл. Митрополита и, ни одного дня не поддавшись на приманки обольстителей, с первого же дня решительно стали на сторону законного Первоиерарха. Митрополит Виталий не может считаться ответственным за то, что среди этих проницательных священнослужителей оказались одновременно и разные провокаторы, с самых же первых дней сведущие на нет реальную возможность продлить Зарубежную Церковь в Мансонвилле. И жалкий мансонвилльский остаток продолжает на смех врагам по сей день дробиться, доходя до карикатурных, уродливых сегодняшних форм. Повторим ещё раз : Митрополит Виталий ничуть не повинен в том, что очутился окружённым недостойными личностями, под видом благочестия работающими на уничтожение нашей Церкви. Приснопамятный Митрополит Виталий остаётся нашим знаменем, душой нашей Церкви и нашей Белой Эмиграции. Наш святой долг – выполнить сегодня то, что по вышеуказанным причинам не удалось сделать 7 лет назад и что он желал сделать. Этим, и только этим, мы покажем, что мы преемники наших четырёх великих Первоиерархов.

За истекшие годы нашего церковного лихолетия, один за другим, многие священнослужители стали просить "духовное убежище" в Сvноде Русской Истинно-Православной Церкви. Решение вполне естественное и последовательное для тех, кто искренне вёл духовную брань, желая оставаться верным нашему прошлому. За все эти трудные годы Сvнод РИПЦ, не виляя ни вправо, ни влево, пытался придерживаться традиционного царского среднего пути, характеризовавшего Зарубежную Церковь. Нигде, как из среды РИПЦ не дано было читать столько толкований и защиты нашего Аввы Бл. Митрополита Антония, Зарубежной Церкви, смысла Белой Эмиграции. РИПЦ протянула нам безкорыстную братскую руку, вспоминая, что в своё время и РПЦЗ поступила также, поставив для своих российских братьев Архиерея. И это дало нам всем возможность спокойно пройти эти бурные времена, ведя вполне нормальную церковную жизнь в ожидании просветления, в ожидании того, когда наши силы окрепнут и сможем приступить к восстановлению обновлённой Зарубежной Церкви, очищенной от всяких плевел, не имеющих к ней отношения.

С Божией помощью время это настало.

5/18 декабря, в день памяти преп. Саввы Освященного, был торжественно хиротонисан новый Архиерей Русской Зарубежной Церкви – Преосвященнейший Стефан, Епископ Трентонский и Северо-Американский. Много уже писалось и говорилось о Владыке Стефане. Безусловно лучшего выбора не могло быть. Достойнейший преемник наших славных Архиереев. Владыка Стефан – плоть от плоти Русской Белой Эмиграции. Со своим братом, протодиаконом Виталием, воспитывался в духе Джорданвилльского монастыря, когда там подвизались столпы Православия. Известно, что ещё при Митрополите Филарете был выдвинут в кандидаты в Архиереи, но до сих пор всегда отклонял по семейным соображениям эту честь и этот крест. Ни личной славы, ни личной власти ни над кем никогда не искал и не ищет. Это именно тот самый человек, которого только болезненно предвзятые люди могут не принимать.

Лёд тронулся, восстановление настоящей, исторической Зарубежной Церкви может начинаться. Исполла эти, деспота !

Итак, с нашей, хоть и сильно урезанной Западно-Европейской Епархией, имеется уже две возрождающиеся Епархии – обнадёживающее начало, но никак не завершение. Все силы, все помыслы должны сегодня быть приложены к тому, чтобы начавшееся движение не остановилось на ходу. Все мы должны забыть траншейную борьбу, ведущуюся между людьми, фактически, одного духа и защищающими те же ценности, преследующими ту же цель : убедительно показать, что 17 мая РПЦЗ не окончила своё существование, не самораспустилась, не сдалась без борьбы в лагерь наследников большевиков.

Многие возлагали большие надежды на то, что Архиепископ Тихон и Епископ Агафангел смогут найти общий язык, который позволил бы нам уже сейчас значительно преуспеть в наших усилиях по восстановлению Церкви. Не дано было достигнуть этого согласия "на верхах". Не будем искать и указывать виновников. Какую пользу это может принести ? А если принесёт, то задумаемся – кому ? С Вл. Агафангелом осталось не мало духовенства, порвавшего 17 мая с лаврским Сvнодом. Да, некоторые скажут "только" 17 мая, но зато решительно порвавшие. Неужели сейчас время рассматривать взаимные заслуги и давать оценки, "кто был больше прав" ? Не лучше ли вспомнить промыслительное слово св. Иоанна Златоуста, повторяемое вот уже 1600 лет в Пасхальную ночь, о тех, кто трудился с первого часа и о тех, кто пришёл в одиннадцатый час. "Любочестивъ бо сый владыка, приемлетъ последняго якоже и перваго /.../ и дела приемлетъ, и намерение целуетъ, и деяния почитаетъ, и предложение хвалитъ". Или мы лучше знаем как поступать, чем этот любвеобильный "владыка" ? Если взять всё Зарубежное духовенство, порвавшее с предательским Сvнодом, то не одного ли мы все духа – Зарубежного духа ? Если взять, например, двух маститых протоиереев Иоанна Стукача и Сергия Клестова – не являются ли они двумя пальцами одной руки ? Мыслимо ли нам жить разрозненно в разных, антагонических юрисдикциях ? Когда Начальник Духовной Миссии в Иерусалиме, ровно за месяц до подписания унии, пишет дерзновенное, исповедническое письмо своему первоиерарху, указывая ему в пяти пунктах на недопустимость подписания соглашения с МП – не показывает ли это, что он достойный Зарубежный Архиерей ?

Итак, отложим окончательно неуместный в Церкви партийный подход. Да не будут праздные наши молитвы и ектенийные слова "о соединении всех", о соединении, естественно, в Истине, в Зарубежной Церкви, и выполним, обращённые к каждому из нас слова нашего Пастыреначальника и Спасителя – "Да будут вси едино".

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

22 января 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования