Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Рязань: бои федерального значения. Проиграв РПЦ МП борьбу за здания, музеи оказываются в буквальном смысле выброшенными на улицу


Начало XXI века в России ознаменовалось широкомасштабным наступлением Церкви на государственные учреждения культуры, главным образом на музеи. Конфликты, имущественные по сути, стали следствием невнятной и непоследовательной политики государства в отношениях с Русской Православной Церковью (РПЦ). Воодушевленные поддержкой первых лиц государства, церковные иерархи открыто ставят вопрос о радикальной реституции. Нарастающее противостояние нередко носит личностный характер, ведь и примеров добрососедского сотрудничества музейщиков и Церкви немало.

Одним из самых острых конфликтов последних лет стал конфликт вокруг музея-заповедника "Рязанский кремль", расположенного на территории древнего Переяславля Рязанского. В его состав входят археологическое городище, оборонительные сооружения и архитектурные памятники гражданского и культового назначения. Рязанский музей – старейший в регионе. С 1990-х годов он начал сотрудничество с Рязанской епархией. Итогом этого сотрудничества стала передача музеем в пользование епархии нескольких памятников на территории области, города и непосредственно в Кремле.

Отношения между музеем и епархией резко изменились после того, как на покой ушел митрополит Симон (Новиков) и кафедру занял молодой, амбициозный и предприимчивый архиепископ Павел (Пономарев). Теперь многолетнее сотрудничество музея и Церкви уходит в прошлое. На смену ему пришло жесткое противостояние, управляющий епархией отказывается от личных встреч, предпочитая лишь письменные уведомления, вполне профессионально использует черный пиар, публично обвиняет музейных сотрудников в непрофессионализме, корысти, хищениях и, разумеется, в "поругании и осквернении святынь".

За что борется архиепископ Павел? Разумеется, за "святое дело", а именно – за так называемое церковное имущество. К последнему архиепископ, ничтоже сумняшеся, причислил всю территорию и памятники Кремля, включая хозяйственные постройки музея середины ХХ века. Уже четвертый год владыка переходит из одного московского кабинета в другой и неизменно находит там понимание. "Государевы люди" стремятся удовлетворить имущественные притязания настойчивого просителя.

Как-то незаметно в государственных структурах и частично в обществе произошла подмена понятий. Сегодня быть неверующим, атеистом не только неприлично, а просто безнравственно. Под духовностью подразумевается исключительно религиозность и т.д. Маятник истории качнулся в другую сторону. Вместо принудительного атеизма теперь все громче говорят о принудительном православии.

XIX век явил образцы плодотворного сотрудничества представителей музея и Церкви. Предпосылки для такого сотрудничества есть и сейчас. Нет неразрешимых ситуаций – есть нежелание их разрешить. Есть нечистоплотные игры светской и церковной бюрократии, результатом чего становится разрушение государственных музеев и растаскивание национальных коллекций.

Абсолютно справедливый тезис министра культуры Александра Соколова "музеи при переезде должны только улучшать свои условия" на деле оборачивается чиновничьим произволом, когда музеи оказываются буквально выброшенными на улицу. К сожалению, пример Костромского музея-заповедника стал хрестоматийным. Известно, что за "передовым" опытом в Кострому приезжают представители других епархий. Музей "переселили" летом 2005 года, фондохранилище только строят, об экспозициях и речи пока нет. 16 лет оставались без музея жители Челябинска. Закрыли исторические экспозиции в Сергиевом Посаде. Борется за оставшееся единственное здание музей-заповедник "Тобольский кремль".

Министр не учитывает специфику музеев-заповедников: о каком переезде этих учреждений может идти речь? Каким образом, к примеру, можно перевести в другое место ансамбль Рязанского кремля? Сейчас идея перевода музея-заповедника "Рязанский кремль" в одно из зданий города активно пропагандируется главой городской администрации Рязани Федором Провоторовым. Ему подыгрывают федеральные чиновники: они сообщают о проделанной "значительной межведомственной работе" по предоставлению музею-заповеднику подходящего здания и при этом благодарят сотрудников за активную гражданскую позицию.

Каким видится выход для музеев-заповедников, имеющих в своем составе храмовые комплексы, если они вдруг становятся "спорным имуществом"? Я считаю – только совместное с Церковью пользование. В противном случае новое, уже церковное, варварство ничем не будет отличаться от недавнего варварства страны поголовного атеизма.

По образному выражению моей "воцерковленной" коллеги, "поп не должен заниматься кирпичами". Дело музея – исследовать, реставрировать, поддерживать памятник в должном состоянии и представлять его посетителям. У Церкви более чем достаточно объектов, где она выступает в чуждой ей роли реставратора, архитектора, исследователя. Однако это допустимо, если речь не идет об архитектурных памятниках, охраняемых государством, и тем более о музеях. Когда ставится вопрос, кто должен заниматься проведением исследовательских, археологических, экспозиционных и прочих работ, приоритеты, безусловно, должны сохраняться за профессионалами.

Никому никогда не удавалось восстановить справедливость путем новой несправедливости. Недавно РПЦ выступила с инициативой "восстановления" древлехранилищ. Если принять во внимание, что Россия стоит на 29-м месте в мире по числу музеев на душу населения, то это прекрасная инициатива. Но при одном условии: если новые музеи будут появляться не за счет разорения музеев уже существующих. Имеете намерение создать музей – собирайте коллекции, а не требуйте изъятия из государственных музеев предметов, имеющих отношение к Церкви!

Рассуждения о "музейном заточении" икон, призыв "вернуть все церковное Церкви" – чистой воды популизм. Находит он отклик и среди светской интеллигенции. Страстная русская душа обуреваема желанием исправить несправедливость. Эмоции застилают разум: "Не надо раздумывать над "очевидным", давайте действовать!" Задумываются единицы, но и их не слышно. Еще в так называемые перестроечные годы признанный духовный авторитет советской и постсоветской России академик Дмитрий Лихачев, провидчески предсказывая грядущие культурные катаклизмы, предостерегал: "Требовать вернуть Церкви все церковное – это все равно, что желать быть святее Папы Римского".

Сто лет назад просто верующие люди, просвещенные иерархи, император Николай II активно занимались сбором в церквах и монастырях древних икон с последующей передачей их в светские музеи и не видели в этом никакого "поругания и осквернения". История Рязанского музея началась с иконы, подаренной в музей полковником Марииным. Это ли не яркий пример истинно христианского отношения к церковным реликвиям, давно пережившим свое сугубо культовое назначение (равно как и храмы – архитектурные шедевры) и ныне составляющим общенациональные сокровища?

Ирина Гасановна Кусова - кандидат исторических наук, зав. отделом развития музея-заповедника "Рязанский кремль"

16 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования