Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Семь соток для «партии Аллаха». Под Казанью действует община «истинных мусульман»


В пригороде Казани уже достаточно давно, с 1998 года, обосновалась немногочисленная мусульманская община. "В миру" ее членов называют "файзрахманистами" по имени основателя Файзрахмана Саттарова, объявившего себя "посланником" Аллаха и его "помощником" – Насруллой. Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) общину не признает.

Тем не менее файзрахманисты называют себя "истинными мусульманами", или Хизбалла (партия Аллаха). Впрочем, отношения к одноименному ливанскому исламистскому движению они не имеют. Некоторое время назад члены общины проповедовали в Башкортостане, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, а теперь окончательно обосновались под Казанью, на улице Торфяной.

Свои семь соток файзрахманисты называют "землей Аллаха". Они не признают российских законов, объясняя это тем, что стараются жить только по Корану и Сунне, а все остальные законы выдуманы людьми. У их самопровозглашенного "государства" есть даже свой флаг и паспорта – небольшие бумажные прямоугольники. В них помимо имени и адреса есть следующие слова: "Прошу похоронить меня в земле Аллаха, а имущество разделить по Корану". Этот паспорт, одновременно и завещание, каждый должен всегда носить при себе.

Последователей Саттарова насчитывается около сорока, из них шестнадцать – дети. Некоторые аспекты жизни в социуме являются для них неприемлемыми. Например, они отказываются от медицинской помощи и светского образования. Файзрахманисты сами учат своих детей арабскому языку, а также изучают с ними Коран и Сунну.

Представителем духовенства из числа файзрахманистов может считаться только сам Файзрахман Саттаров. Он заканчивал Бухарское медресе и еще в советские времена был имамом в Ростове-на-Дону, Октябрьском, Уфе и Ленинграде. Саттаров также занимал пост заместителя главы Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. Однако он вот уже несколько лет как болен. В тех случаях, когда Саттаров не может читать пятничную проповедь, это делают другие мужчины – по очереди.

Насрулла, дабы не противоречить одной из основных аксиом ислама о том, что Мухаммад – последний пророк, провел строгое различие между "посланником" и "пророком". Пророк получает свыше слова Аллаха, а посланник должен призывать все больше и больше людей следовать им.

Кроме того, посланнику являются знаки о том или ином новом толковании аятов Корана. Сам Саттаров и его последователи получают знаки и откровения во сне. Вместе с Кораном и Сунной они составляют третий источник их вероучения. Например, председатель общины Умар Ганиев около года назад увидел во сне огромных птиц, перенесших святыню ислама – черный камень Каабу – прямиком в общинный дом на Торфяной улице. По мнению файзрахманистов, Кааба по сей день находится там, а следовательно, все они каждый день совершают хадж. Тем самым каждая их молитва равна тысяче обычных, как будто она прочитана в Мекке.

В своих снах члены общины неоднократно видели доказательство тому, что их лидер действительно посланник Аллаха: он снился им беседующим с Пророком Мухаммадом.

По всей вероятности, взгляды Саттарова со временем эволюционировали в сторону большей радикализации. Подтверждением этому служит его неприятие традиционных форм ислама, а также отрицательное отношение к суфизму (хотя структура общины во многом напоминает суфийский орден). Файзрахманисты обвиняют остальных мусульман в том, что они упростили веру, "подогнали" ее под себя, оставив только пять столпов веры, в то время как в "истинном" исламе их семьдесят девять.

"Истинные мусульмане" обвиняют традиционный ислам в том, что он погряз в роскоши. Сами файзрахманисты стремятся жить и одеваться как можно скромнее. Их обычная верхняя одежда – заплатанные рабочие халаты, старые куртки, телогрейки, калоши. В этом отношении примером для них служит праведный халиф Омар и легенда, согласно которой этот великий завоеватель носил халат, на котором было семьдесят заплат.

Все беды исламского мира файзрахманисты объясняют тем, что мусульмане лицемерят перед Аллахом. Арабы, на их взгляд, "продались Америке" и ныне грешат, "зарабатывая на святынях". Обвиняют они традиционный ислам и в обилии праздников, которые якобы были выдуманы только ради того, чтобы "духовенству собрать побольше денег". Из всех традиционных мусульманских праздников файзрахманисты отмечают лишь Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Файзрахманисты отрекаются от всех, кто идет отличным от них путем. Так, родственники, не вступившие в общину, являются для них врагами. Тем не менее выход из общины свободный – насильно там никого не держат. Например, два года назад из нее ушла семья из трех человек. Было и одно изгнание: русская женщина, принявшая ислам, достаточно долго жила в общине, но не признавала Саттарова посланником, конфликтовала с ним и в результате была изгнана. Вскоре после этого Файзрахману был знак, что пока русских принимать не следует. Большинство членов общины – татары.

С недавнего времени файзрахманисты не работают, а на закономерный вопрос, где же они берут средства к существованию, отвечают: "А Аллах с неба мешками спускает". Местные жители рассказывают, что раньше они пытались собирать по поселку закят (обязательное в исламе денежное отчисление в пользу общины), но получили отказ. По всей видимости, есть сочувствующие им люди, которые присылают продукты. Помогают и родственники.

Питаются файзрахманисты довольно скромно, готовые продукты не покупают, сами пекут хлеб. Условия жизни весьма аскетичные: семья ютится в одной комнате площадью два на два метра. Телевизор они не смотрят, новостями не интересуются. И никаких развлечений! Только старшие члены общины иногда слушают радио. Еще одной особенностью файзрахманистов является соблюдение субботы. Они утверждают, что существует достоверный хадис, в котором говорится, что Пророк Мухаммад по субботам занимался богоугодными делами: читал Коран, молился, раздавал милостыню.

Феномен файзрахманизма в своем роде уникален. Их взгляды во многом схожи с ваххабизмом, однако они не причисляют себя ни к одному из существующих направлений в исламе, претендуя на исключительность и истинность своего учения. На вопрос, существует ли еще где-нибудь в мире община "истинных" мусульман, файзрахманисты ответили, что точно не знают, "но, кажется, есть где-то в Англии".

Камиль Надирович Айсин, 19 декабря 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования