Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": По рецепту Скалозуба… 2008 г. - время сжигать исламские книги


"Забрать все книги бы, да сжечь", - полковник Скалозуб (А. С. Грибоедов, "Горе от ума")

29 декабря, в последний рабочий день ушедшего 2007 г., Федеральная регистрационная служба обнародовала новый список литературы, признанной экстремистской. По решению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007 в число запрещенных добавлен целый ряд книг на исламскую тематику.

Среди перечисленной в "Российской газете" литературы, которая должна быть запрещена к распространению, книги "Жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)", "Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей Ислам с помощью Корана и сунны", "Основы ислама", а также брошюры "Ислам сегодня" и др. - всего шестнадцать наименований.

Следует отметить, что почти все перечисленные издания в свое время выпускались фондами, которые спонсировались различными организациями из Саудовской Аравии, написаны саудовскими авторами или изданы в КСА. Запрещение, по-видимому, связано именно с тем фактом, что вся литература, так или иначе имеющая отношение к Саудовской Аравии, считается у экспертов, к которым обращаются силовики, по определению экстремистской, вне зависимости от содержания.

Примечательно, что некоторые из книг, запрещенные бугурусланским судом, раздаются русскоязычным паломникам в хадже. Другие в свое время распространялись и распространяются многотысячными тиражами бесплатно официальными мусульманскими структурами в мечетях России. Они имеются у десятков, если не сотен, тысяч людей по всей стране.

Согласно же законодательству, наличие у кого-либо даже одной такой запрещенной книги рассматривается как хранение оружия и наркотиков. Последнее влечет за собой серьезное уголовное преследование.

Особую тревогу вызывает то, что многие книги об Исламе в списке экстремистской литературы названы без указания авторства и каких-либо выходных данных. Это дает широкий простор для "антиэкстремистского" творчества.

Взять хотя бы "Основы Ислама" - книг с таким названием выходило в России десятки. Не исключено даже, что под "Жизнеописанием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)" имеется в виду известная книга Ибн Хишама – самый авторитетный труд по сирре (жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему) VIII в. По крайней мере, вышедшая несколько лет назад под эгидой Совета муфтиев России эта книга на русском языке так и называлась. Как тут не вспомнить, что в американский список авторов, способствующий, по версии экспертов из США, распространению терроризма, попал не кто-нибудь, а сам имам Бухари – наиболее авторитетный сборщик хадисов Посланника Аллаха (мир ему).


В отечественный федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 9 июля текущего года всего включено 79 экстремистских материалов. Большая часть из них имеет отношение к Исламу, в частности, к запретным относятся труды всемирно известного, признанного богослова Саида Нурси.

Помимо вопросов обоснованности объявления книг экстремистскими, которые уже активно обсуждаются в прессе, перед мусульманами сегодня встала и другая проблема. Как быть с имеющейся на руках литературой, неожиданно признанной запрещенной? Куда ее девать законопослушному гражданину, вдруг подпавшему под нешуточную статью уголовного кодекса?

- Действительно, - отмечает сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов, - это серьезная проблема. Дело в том, что любые книги, в которых упоминается Всевышний, его пророки (мир им), будь они даже немусульманскими, требуют к себе, согласно Шариату, особого отношения.

Их нельзя просто выбросить в мусор. Это богохульство. Нельзя заходить с ними в отхожее место, класть их туда, где есть какие-либо нечистоты. Если возникает необходимость от них избавиться, то есть несколько путей для этого: сжечь, закопать в землю или изорвать на мелкие кусочки так, чтобы имена Бога и Его пророков (мир им) не читались.

- Я даже теряюсь в мыслях, какой из перечисленных вариантов подойдет в нынешних условиях…

Да. Ведь нигде, в той же "Российской газете", не указывается правовой механизм избавления от запрещенных книг. И, конечно же, никто не оговаривает, что с ними поступят должным, по Исламу, образом.

Поэтому встают вопросы: если сжигать книги, то как? При помощи каких вспомогательных средств – бензина, солярки, или просто так? И самое главное – каким образом будет это происходить: каждый должен сжигать книги, допустим Нурси, в одиночку, ночью, за городом, чтобы никто, самое главное милиция, не видел; или будут организованы какие-то специальные пункты, антиэкстремистские костры под контролем органов?

А что делать, если у человека найдут книги еще до того, как он успеет их сжечь, или как раз в процессе сжигания? Это как рассматривать – как распространение экстремизма (ведь книги-то у него на руках все равно) или борьба с ним (он вредную литературу уничтожает же)?

Извините, но все это уже вызывает ассоциации не только с театром абсурда, но и со временами нацизма и средневековой инквизиции… Тогда увлекались сжиганием книг.

Если закопать запрещенную литературу, то, во-первых, это тяжело осуществить на практике. Представьте – закопать сотни тысяч экземпляров книг об Исламе по всей стране. А, во-вторых, сразу же возникает другое подозрение: как законопослушный гражданин, мусульманин хотел не избавиться от запрещенной литературы, а, наоборот, сделал своего рода схорон, так сказать, до лучших времен.

Вариант изорвать тысячи книг на мелкие кусочки я вообще рассматривать не буду. При всем желании, даже если все мусульмане России этим займутся, то вряд ли получится уничтожить имеющие хождение в стране запрещенные книги…

- Как Вам кажется, какой эффект возымеет такой подход к борьбе и профилактике экстремистских настроений в обществе, в частности в мусульманской среде?

Как ни странно, это как раз играет на руку радикалам - дает им повод необоснованно обвинять Россию в борьбе с Исламом как таковым. Более того, по факту такие запреты только делают рекламу экстремистам и их идеям, создают им в глазах несформировавшейся молодежи ареол мучеников, гонимых за "истинную веру". Такая борьба с экстремизмом очень скоро станет пародией на саму себя.

Нужна нормальная программа поддержки просвещения в мусульманской среде. Первые попытки властями уже предпринимаются, что можно только приветствовать. Наконец-то государство поняло важность этого вопроса.

Однако всевозможные запреты, в особенности трудов выдающихся богословов, признанных во всем мире, таких как Саид Нурси, или книг типа "Личность мусульманина…" Мухаммада Али аль-Хашими, серьезно вредят позитивным начинаниям.

Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов

15 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования