Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Священник Йозеф Наумович: "Без знания апокрифов не понять произведений культуры"


Первых христиан интересовало, как произошло рождение Иисуса, как выглядело Его детство и юность, а также, что происходило с  другими людьми, упоминаемыми в Евангелиях, говорит священник Йозеф Наумович в интервью с Rzeczpospolita.

Rz: В Евангелиях мало говорится о рождении Иисуса и почти ничего о Его детстве и юности. Зато очень много говорят апокрифы. Например, некоторые из них утверждают, что когда Святое Семейство бежало в Египет, Иисус отпугнул грозных драконов, которые отдали Ему честь и ушли. Будучи ребенком, Иисус слепил из глины птичек, хлопнул в ладоши и они вспорхнули. В другой раз Он ходил по солнечному лучу и т. д. Вы верите в это, отец Йозеф?

Йозеф Наумович (профессор теологии в Университете кардинала Стефана Вышиньского, доктор классической филологии, переводчик и издатель писем отцов церкви): Нет. Апокрифы не были написаны непосредственными свидетелями жизни Иисуса, авторами канонических Евангелий. Самые ранние апокрифы восходят ко II веку, а большая часть написана гораздо позже. У их авторов не было исторических данных в пересказе живых свидетелей жизни Христа. Все они преследовали одну цель – расширить библейский текст. Поэтому, хоть в их произведениях и содержатся какие-то факты, мы не ищем в них правдивой истории о жизни Иисуса. В то же время мы узнаем из них Его образ, подчас очень интересный, такой, какой имели христиане в описываемой эпохе и окружении.

- Однако, мы по сей день ощущаем последствия изобретательности авторов этих повествований. Это они сформировали наше мнение о том, что Иосиф был старым, хотя Евангелия ничего не говорят о его возрасте.

- Вероятнее всего, Иосиф на момент знакомства с Марией был очень молод. Ему могло быть даже не больше 20 лет. В то время в Палестине браки заключались очень рано. В виде старца Иосиф представлен в одном из самых ранних апокрифов – Протоевангелии святого Иакова в конце  II века, чтоб показать, что его союз с Марией не был обычным браком. Согласно апокрифу, у них была существенная разница в возрасте. Мария была очень молода. С детства пребывала в храме, а когда ей исполнилось 12 лет, было решено выдать ее замуж. Состоялась помолвка и, согласно обычаю, в течение года после помолвки молодые жили каждый в своем доме и готовились к браку. В то время, когда они начали жить под одной крышей, Мария забеременела и Иосиф даже задумывался, следует ли принимать ребенка, если он не его отец?

- Зачем, собственно говоря, появлялись апокрифы?

- Интенции авторов были разными. Чаще всего хотели дополнить Новый Завет. Первым христианам было интересно узнать, а как на самом деле происходило Рождество Иисуса, как прошло Его детство и юность и что было с другими людьми, о которых упоминают Евангелия. Существуют апокрифы, описывающие жизнь Иисуса, Пилата, Марии Магдалины, отдельных апостолов и, конечно, Марии. В них все фигуры обретают имена, многие из них – биографии. Кроме того, людям очень нравятся картинки и наглядные катехезы. Апокрифы и отвечали этим запросам. Представляют христианские истины не в форме богословских размышлений, а в виде образов. Апокрифические Евангелия описывают многочисленные чудеса, совершенные Иисусом в детстве затем, чтобы показать, что Он с самого начала был истинным человеком и истинным Богом.
Авторы апокрифов хотели подчеркнуть божественно-человеческую природу Иисуса, но момент Его рождения они очеловечили. Иисус образовался по образу ребенка из света, который проник в пещеру с неба. Не было боли, крови, детского плача. Но вместе с тем, апокрифы показывают очень человечную и земную сцену Рождества: убогая пещера, животные, согревающие новорожденного теплом своего дыханья, акушерка, помогавшая принимать роды. Рядом с образами натуралистичными стоят описания символичные. В Протоевангелии св. Иакова Иосиф заметил, что в момент рождения Иисуса весь мир на мгновение замер: птицы застыли в полете, река остановила свой бег, вся природа на минуту затихла. С помощью такого красивого способа автор апокрифа хотел показать изумление мира перед тем, что произошло. Апокрифы отвечали конкретному типу религиозности, ищущей чего-нибудь чудесного и удивительного.

- А как случилось, что при Вифлеемском вертепе оказались вол и осел? Евангелия говорят только о пастухах и овцах, которые паслись неподалеку от пещеры.

- Осла и вола поместили возле яслей авторы самых ранних апокрифов, еще во  II веке, а потом эта сцена описывается в Евангелии Псевдо-Матфея с  VI века. Был это один из образов,  с помощью которого хотели показать, что рождение Иисуса стало исполнением пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии. Уже пророк Исайя говорит, что Израиль должен Его узнать, раз "вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего" (Ис. 1:3). О яслях есть упоминание в Евангелии: в них положила Мария спеленутого Младенца Иисуса. И к яслям пришли с поклоном пастухи и мудрецы, узнав в Нем своего Спасителя. То, что в этой сцене появляются вол и осел, вовсе не является проявлением фольклора, а имеет богословское обоснование, вспомните пророчества Ветхого Завета и их исполнение.

- Почему авторы апокрифов пользуются именами апостолов: Евангелие от Фомы, Иакова, Филиппа? Это создает впечатление, что их тексты идентичны каноническим Евангелиям.

- Скрываясь под именем известной личности, например, апостола, авторы апокрифов хотели поднять свой авторитет. Они часто выступали и под видом других библейских персонажей, в частности, Марии Магдалины или вообще становились ангелами. Греческое слово апокриф означает что-нибудь тайное, скрытое и относится к книгам или доктринам, которые считаются тайными с точки зрения содержания и значения, а на самом деле чаще всего скрыт был только их настоящий автор. Определение апокриф служит также для обозначения фальшивого текста, а также произведений, не содержащихся в библейском каноне. В действительности, названия апокрифических книг, также, как Евангелия, Деяния Апостолов, Послания, Апокалипсис, могут сформировать неверный взгляд, что они являются каким-то эквивалентом канонического Писания. Это не так. У апокрифов своя и независимая традиция и нельзя ставить их в один ряд с каноном. В них часто содержится интересное теологическое и моральное послание. Изобилуют рассказами о чудесных событиях, выявляющих богатое воображение авторов. Описания этих чудес должны были привести читателей к жизненным переменам, утвердить в вере, и поднять их дух.

- Неужели могла бы поднять дух информация о том, что Иисус, будучи ребенком, тоже был жестоким: приятель, который Его толкнул, тот час же упал мертвый, точно также, как и учитель, который потянул Его за ухо. Впрочем, у Его учителей было много хлопот с Ним, потому что Он не хотел ничего говорить, потому что уже все знал.

- У апокрифов разный культурный уровень. Одни представляют собой хороший литературный и богословский уровень, как, скажем, Протоевангелия Иакова, другие очень простые, подчас наивные. Достаточно почитать Евангелие Детства, написанное автором, скрывающимся под именем Фомы, арабское или грузинское.  Их авторы до такой степени увлекались перечислением чудес, что подчас забывали о хорошем вкусе.  Например, пишут, что, когда Иисус был недоволен игрой своих приятелей, превратил их в козлов и только из-за мольбы их матерей, впавших в отчаяние, вернул им прежний вид. В другой раз Иисус умертвил мальчишку,  испортившего каналы, которые Иисус делал в лужах. Автором таких рассказов об Иисусе мог быть какой-нибудь катехет, хотевший показать детям Божественную силу Иисуса и забывший, что основным посланием Евангелия является любовь.

- А нашим видением трех волхвов мы тоже обязаны апокрифам? Библия не говорит ничего о том, сколько их было и кем они были.

- Евангелия называют их волхвами, не указывая их имен, что является делом второстепенным. Важно, что прибыли они с Востока, ведомые звездой и представляли собой языческий мир, который пришел поклониться Мессии.
Волхв мог означать и шарлатана, гадалку, чародея, как и персидского священника или ученого астронома, астролога.  Сдается мне, что в польском переводе мудрецы соответствуют значению, которое этому слову хотел придать евангелист. Их имена  в той версии, какую мы знаем, появляются в апокрифах  VI века, а раньше – в византийских хрониках, а значит в исторических трудах. Апокрифы закрепили также образ пастухов, как очень милых и кротких.  Мы даже называем их пастушками. А между тем, в Израиле того времени слово пастух имело негативное значение. Пастухи часто не соблюдали права собственности, выгоняя овец на чужие поля, среди них скрывались люди, преступившие закон и скрывавшиеся от суда. Хотя это тоже интересный религиозный мотив: люди с обочины жизни первыми пришли поклониться к яслям.  

- Раз апокрифы были так популярны в первых веках, как древняя церковь сформировала евангельский канон?

- Действительно, не всегда можно было легко отличить истинное библейское Писание от  фальшивого, только приписываемого апостолам. Критерием оценки поначалу была традиция, которая подтверждала, что данные писания исходят непосредственно от апостольских времен. Обращалось внимание также на сокрытое в них послание. Апостольские Конституции IV века гласили: "Не на имена апостолов нужно нам обращать внимание, но на природу содержания и на правильную науку".  Другим критерием стала литургическая практика, то есть, читалось ли это слово от начала в литургии. Поэтому св. Августин писал, что апокрифы "не потому не нужно принимать, что исходят они от какого-то таинственного авторитета, но потому, что не подтверждает их ни одно свидетельство и исходят они не знаю из какого тайного источника, не знаю с каких самонадеянных умыслов".

- Недавно много суматохи наделало так называемое Евангелие от Иуды. Часть людей поверила в то, что Иуда получил миссию от самого Иисуса.

- Прежде всего, это не евангелие, написанное Иудой, а только приписываемое ему. Появилось оно через 100 лет после его смерти, в среде гностиков. Правда, оно реабилитирует Иуду и выставляет его  в положительном свете, утверждая, что он сотрудничал с Иисусом. Представляет, однако, точку зрения небольшой группы гностиков одного из маргинальных ответвлений среди многочисленных гностических школ. Не идет речь о какой-то новой исторической информации об Иуде Искариоте или о каком-нибудь распространенном воззрении.  Апокриф позволяет узнать тогдашний ход мысли. Он также может быть поводом к дискуссии над личностью Иуды, о которой в канонических Евангелиях тоже написано мало.

- Какую ценность представляют собой апокрифы сегодня?

- Без знания апокрифов невозможно объяснить множество произведений культуры. Они часто вдохновляли  иконописцев и литераторов. Например, алтарь Вита Ствоша в Кракове представляет сцену взятия на небо Марии так, как она описана в апокрифах. Известная из "Quo vadis" сцена встречи Петра, выходящего из Рима, с возвращающимся туда Иисусом, тоже первоначально была описана в апокрифе. Можно еще долго приводить примеры.  Нужно также помнить, что апокрифы представляют разную ценность. Некоторые стоит читать, как  литературное произведение, другие, как хорошую лекцию по религии, не только агиографическую, но и богословскую, третьи исключительно как источник знаний о верованиях и взглядах древних гностиков.

Перевод с польского: Юлия Левушкан

Источник: Rzeczpospolita

30 декабря 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования