Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA": Русский баптизм в поисках себя. В прошедшем году праздновалось 140-летие возникновения евангельского движения в России


Уходящий год стал знаменательным для русского баптизма. Праздновалось 140-летие возникновения евангельского движения в России. Начата масштабная работа по разработке "Видения и стратегии" Российского союза ЕХБ. Успешно прошли многочисленные миссионерские акции, путешествия, экспедиции, велопробеги. Определены стратегические направления деятельности церквей – миссионерство, социальное служение, связи с обществом, образование. Казалось бы, начинается планомерная работа на перспективу.

Вместе с тем протестанты в России, как часть общества, оказались включенными в социально-политические процессы. Поневоле приходилось реагировать на парламентские выборы, перемены в политической системе общества, обострение отношений с Западом, тему будущих президентских выборов, острые социальные и нравственные проблемы.

Активное социальное и духовное служение российскому обществу – лучший ответ евангельских церквей на вопросы о патриотизме и гражданской позиции. Однако этого кажется мало современным ура-патриотам, поборникам имперскости, исповедникам "православия, самодержавия, народности".

Как все эти общественные настроения влияют на самоидентификацию евангельских церквей в России? Мы провели мониторинг официального сайта РС ЕХБ и на основании последних сообщений попытались определить основные тенденции в церковно-общественных отношениях.

В эти праздничные дни подверглись нападению молитвенные дома  протестантских церквей Калуги вечером. Дома молитвы пятидесятников и баптистов забросали бутылками, камнями и записками с угрозами.  Текст записок гласил: "Неуважаемые секты, мы не рады здесь видеть вас, и просим убраться из нашего города. Если вы откажетесь, то мы вам поможем это сделать. Мы унижены и оскорблены вашим отношением к православной вере. Крест – не гирлянда и не рекламный щит вашей лжерелигии. Убирайтесь отсюда жалкие американские прислужники сатаны. Молитесь своему империалистическому богу – деньгам. И так будет с каждым". В других записках были и поздравления: "Счастливого Рождества!" с подписью: "Гражданская инициатива "Наши" [1].

Подобное происходит и в других регионах. Омские церкви для местной власти стали искомыми "врагами народа". Евангельских верующих называют "ловцами душ", "недружественными", "нетрадиционными" [2]. Развернута "антисектантская" кампания в Туле. В Липецке с помощью массовых крестных ходов пытаются отобраться здания у баптистской церкви. Не утихают страсти и в столице. С большим трудом Российско-американскому христианскому институту удается отстоять право на существование на православной "канонической территории" и защищать строящиеся корпуса от разъяренной "православной общественности".

На фоне усиления ксенофобии российские протестанты великодушно протянули руку общения православным братьям. Регулярными стали не только встречи первых лиц конфессий, но и братские общения в регионах. Протестанты открыто признают особый вклад православия в историю и культуру России, однако выступают против разделения на "традиционные" и "нетрадиционные" конфессии.

Однако временами желание сгладить существующие противоречия, наладить общение и сотрудничество приводит к конфузам. Так пастор Первой баптистской церкви Воронежа публично поддержал преподавание в школах "Основ православной культуры", ссылаясь на то, что "Россия – православная страна". Православные иерархи тут же отреагировали: "РПЦ нашла поддержку другой конфессии в деле продвижения в школы "Основ православной культуры" [3].

Представители РС ЕХБ подчеркивают свою лояльность РПЦ и государственной власти. Как заявил руководитель Отдела внешних связей Виталий Власенко, "Мы поддерживаем тот факт, что Дмитрий Медведев так открыто заявляет о своей религиозной позиции, и это всем понятно, потому что Россия - это прежде всего православная страна, здесь большинство населения исповедует православие. Мы поддерживаем в этом вопросе позицию Русской православной церкви и с ней полностью согласны" [4].

Юрий Сипко, президент РС ЕХБ, известен своей принципиальной позицией, выступая за неотъемлемую свободу совести и независимость церкви. Однако и он признает: "Государственный контроль будет, наверное, жестче. Мы имеем предпосылки к тому достаточно явные. Эта тенденция, вероятно, будет нарастать вне зависимости от того, кто будет президентом в России" [5].

Протестантам не привыкать к положению религиозного меньшинства и внешним притеснениям со стороны светской и церковной власти. Более того, в противостоянии "большинству" проясняется собственная позиция, закаляется настоящая вера. Ведь поддакивать власти не сложно, гораздо труднее решиться на несогласие и критику, опять таки для блага и власти, и общества.

Сегодня в евангельских церквах слышны независимые голоса, предостерегающие протестантов о возможной утрате себя – через недостойные компромиссы и ограничение свободы церкви: "Некоторые верующие начинают истово доказывать, что к сектантам-де они не имеют никакого отношения. И тут наружу вылезает комплекс неполноценности. Мы вывешиваем национальные флаги, клянемся в верности кесарю, говорим о традиционных ценностях и пр. Но стоит ли этим сильно увлекаться?" [6].

Баптистский политолог А. Зайченко адресует вопрос о протестантской идентичности не только церкви, но и власти: "Есть такая маленькая группа верующих, называются они протестанты. Это морально устойчивые, граждански активные люди, патриоты своей страны, отстаивающие её интересы. Они отличаются крепкими семейными узами и высокой трудовой этикой, высокой нравственностью в труде, в обществе, в отношениях между людьми. И стоит поставить вопросы: нужны такие люди этой стране?" [7].

Как ответит власть на эти вопросы – от того будет зависеть идентификация евангельских церквей в России. Или они станут гонимым меньшинством, как это было при царской и советской власти. Или они превратятся в активную социальную и духовную силу российского общества. Или же изменят евангельским принципам и согласятся подбирать крохи со стола господ. Храни нас Господь от последнего!

Но самое главное – церковь должна сама утвердиться, насколько верность евангельским принципам важнее политических выгод, а Правда сильнее силы.  Необходимо сформулировать собственную актуальную социально-богословскую позицию.

Независимо от позиции и ответов власти евангельским верующим и церквам стоит продолжать делать свое дело. Не рассчитывая на признание и благодарность. Это красноречивее всех конъюнктурных заявлений иерархов, громких деклараций политиков и откровенной пропаганды СМИ.


Примечания

[1] Молитвенные дома протестантских церквей Калуги забросали бутылками, камнями и записками с угрозами

[2] Обострились отношения между омскими баптистами и мэрией

[3] Воронежская епархия отмечает как позитивный факт поддержку ОПК местным пастором-баптистом

[4] Баптисты молятся о благословении политиков вне зависимости от их политической принадлежности

[5] Юрий Сипко о выборах, "преемниках" и свободе совести

[6] Шленкин В. За русского сектанта замолвите слово

[7] Нужны ли стране протестанты?

Михаил Черенков, 1 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования