Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЦАРКВА": Активистка правозащитного движения "За свободное вероисповедание" Валентина Тригубович (Беларусь): "Если конкордат будет подписан, у католиков и православных появятся юридические основания для дружбы против протестантов"


Вопрос "Нашего мнения": 19 сентября, во время встречи правительственных функционеров с представителями основных религиозных конфессий в Беларуси, было заявлено, что в течение семи лет произойдет полная замена католических священников на выходцев из Беларуси. А накануне уполномоченный по делам религий и национальностей Совмина Беларуси Леонид Гуляко сообщил, что в правительстве обсуждается проект конкордата с Ватиканом. Какие стороны взаимоотношений белорусского государства и римско-католической церкви может затрагивать конкордат?

Валентина Тригубович:

Чрезвычайно осторожные комментарии людей, связанных с католической церковью в Беларуси, говорят о том, что подписание конкордата между Беларусью и Ватиканом – это вопрос для обсуждения. Т.е. это вопрос в конечном счете пока нерешенный. Иными словами, наши власти выдают желаемое за действительное. Впрочем, это обсуждение достаточно давнее, активизировалось оно после того, как было подписано соглашение между православной церковью и государством. Можно предположить, что содержание конкордата с Ватиканом должно охватывать те же аспекты, что и упомянутый договор, – это вопросы образования, более широкого представительства клира в структурах, находящихся под исключительным патронажем государства. Сегодня, например, в тюрьмах могут бывать только православные священники и т.д. Кроме того, могут затрагиваться вопросы, прописанные в уставе римско-католической церкви, но в отношении которых церковь на территории Беларуси не располагает реальной самостоятельностью. Это вопросы строительства, вопросы приглашения для службы иностранных священников и пр.

Вопрос:Почему возник вопрос замены иностранных священников на выходцев из Беларуси?

Дело в том, что в Беларуси почти отсутствует система подготовки католических священников. Как известно, в советское время проводилась политика принудительной атеизации; когда же открылось окно возможностей, православная церковь пошла по пути ускоренной рекрутизации священнослужителей: бывшие военные, врачи, учителя проходили курсы и направлялись служить. У нас об этом не принято говорить, но мне приходилось общаться с экспертами в Украине, где об этом говорят более открыто: когда система подготовки стала способна обеспечивать потребности приходов настоящими профессионалами, возникла проблема – куда девать наскоро подготовленных священников. В итоге – конфликтная ситуация.

Католическое руководство пошло другим путем: оно не стало наскоро готовить священнослужителей, а пригласило их в массовом порядке из Польши. Дело в том, что эта деятельность требует особых данных (в том смысле, в котором говорят о голосовых данных певца) – призвания. Причем система образования построена таким образом, чтобы производить соответствующий отсев: католический священник – это воин Христов. Имеется еще момент исторической традиции. Многие в Западной Беларуси еще помнят те досоветские времена, когда Костел в Беларуси был польским: службы осуществлялись на польском языке, в соответствии с польскими традициями и т.п. В середине 90-х проблема полонизации встала достаточно остро: приезжали польские ксендзы, польские монахини; против этого были почти все, включая Белорусский народный фронт. В итоге Костел пошел на компромисс: со старшим поколением осуществляется служба на польском языке, а с новым – на русском или белорусском. С 2002 г. белорусский язык стал официальным языком Костела, причем каждый служитель, который сюда приезжает, должен знать белорусский или русский язык в таком объеме, чтобы общаться со своей паствой.

Однако само присутствие иностранных священнослужителей позволяет государству держать католическую церковь на коротком поводке. В любой конфликтной ситуации всегда можно заявить: мы вас всех сейчас депортируем. Отсюда понятно, почему во всех подобных ситуациях церковные иерархи предпочитают хранить молчание.

Тем не менее, остается проблема замены иностранных священнослужителей на белорусов. Возможности Гродненской семинарии ограничены. Правда, какое-то количество молодых белорусов учится за границей, однако и этого недостаточно, чтобы компенсировать нехватку кадров в течение семи лет.

В целом же, мне кажется, что шаги государства по нормализации отношений с католической церковью – это еще одна попытка как-то зацепиться за Европу. Сродни попытки г-на Воронецкого обменять "энергетическую безопасность", которую мы якобы обеспечиваем, на какие-то преференции. Мы даем больше свобод католикам – ну а вы нам что-нибудь взамен. Разумеется, можно приветствовать шаги в направлении расширения свобод католической церкви, однако, зная, что после заключения договора с православной церковью жить православным легче не стало, то и здесь особых надежд питать, видимо, не следует.

Если конкордат будет все же подписан, и католическая церковь получит те же преференции, которыми уже пользуется православная, то у католиков и православных появятся юридические основания для дружбы против протестантов. Ведь сегодня официально считается, что вторая по численности прихожан конфессия – католическая, в то время как в действительности – протестантская. Православные и католики ревниво воспринимают рост популярности протестантских церквей. Словом, с подписанием конкордата могут возникнуть интересные повороты.

22 сентября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования