Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ NEWSWEEK": Старый новый копт. Миллениум по юлианскому календарю отметили в Эфиопии


У кафедрального собора Аддис-Абебы Селассие (Св. Троицы) за несколько часов до наступления нового тысячелетия бродят овцы и фотографируется выпускник местного пединститута Гетнет Дырма - потертая мантия, пыльный академический берет, радостное и растерянное лицо. "Я счастлив, что дожил до 2000 года; столько моих друзей не дожили - от болезней и от всего".

За те 26 лет, что Дырма живет на свете, в Эфиопии вооруженным путем свергли коммунизм, пережили голодные годы, эпидемии, войну с Эритреей, несколько сепаратистских восстаний на окраинах, уличные беспорядки со стрельбой на последних выборах и джихад, объявленный Эфиопии "Аль-Каидой" за то, что эфиопская армия изгнала исламистов из столицы Сомали. Когда вокруг такое, было особенно тяжело ждать миллениум лишние 7 лет - именно на столько эфиопский календарь отстает от принятого на Западе.

К миллениуму в Эфиопии не построили башен, куполов и колес обозрения, не подняли зарплат и в целях безопасности отменили праздничные народные гуляния на главной площади Мэскэль. Но народ все равно пришел на Мэскэль и гулял без всякой программы. Пили мало - потому что не всем есть на что, - зато очень веселились. "Дожили".

Эфиопы воспользовались миллениумом, чтобы лишний раз напомнить миру: они в Африке - белая кость. Во-первых, Эфиопия приняла христианство не от европейских колонизаторов, а от греков в IV веке. И стала вторым после Армении христианским государством, раньше западного и восточного Рима. В Эфиопии есть свои древние церкви, фрески и манускрипты, и письменность, древняя и своя - не как у других африканцев, взятая взаймы у европейцев или арабов. Во-вторых, Аддис-Абеба - столица Африканского союза, а значит, всей Африки. Но при этом ничуть не богаче и безопаснее других африканских городов.

Неизлечимые проблемы Африки на Западе объясняют просто - с лицемерным сочувствием и плохо скрываемым чувством превосходства. Но Эфиопия все простые объяснения опровергает. Не было древней культуры и традиций государственности - так нет же, была, и не хуже европейской, даже древнее. Значит, дело не в этом. Европейская колонизация с ограблением природных богатств? Опять мимо - Эфиопия не была колонией и ее никто не грабил. Самые бесцеремонные раскапывают расовые корни африканских бед, но ведь полвека назад отсталость Азии тоже объяснялась расовыми теориями, которые сейчас забыты. Да и эфиопы ни генетически, ни по языку не имеют ничего общего с жителями большинства африканских стран южнее Сахары.

Но эфиопский миллениум, кажется, приоткрыл тайну африканского несчастья - здесь не случилось того осознанного разрыва с собственной традицией, который произошел в Европе во времена Ренессанса и Реформации, в России в XVIII веке, и в ХХ веке в Азии. Кстати, такого же контролируемого разрыва с традицией не хватает современному исламскому миру.

КЕСАРЮ – БОГОВО

Собор Св. Троицы построил император Хайле Селассие, (его имя переводится как "Сила Троицы"). Начал еще до итальянской оккупации в 1935 г., а закончил после того, как английская армия и эфиопские партизаны изгнали итальянцев в 1941 г. Поэтому в куполе над алтарем фрески: Второе пришествие, Богородица на троне и император, выступающий в Лиге наций, - он просит помощи против Муссолини, а лидеры западных стран скучают и его не слушают.

Слева от алтаря - гранитные саркофаги самого императора и императрицы Менем. Императорский до недавнего времени пустовал. 80-летний Селассие, правивший страной большую часть XX века, окончил жизнь во время революции, устроенной в 1974 г. коммунистами. Тогда про судьбу императора никто ничего не знал, а сейчас предполагают, что его казнили: останки Хайле Селассие нашли под полом туалета в офисе коммунистического вождя Менгисту Хайле Мариама, а на пальце Менгисту иногда замечали императорское "кольцо Соломона".

Хайле Селассие (будучи принцем, он именовался Рас Тафари), как и большинство эфиопских императоров, претендовал на звание потомка библейских царя Соломона и царицы Савской. Но чернокожие Северной Америки и британской Вест-Индии сделали из императора единственной вечно независимой африканской страны своего мессию, а себя назвали в его честь растаманами.

Растаман Конрад Ричард кланяется гранитным саркофагам, не выпуская из рук видеокамеры. Он специально приехал неделю назад из Лос-Анджелеса ради растаманского миллениума и уедет через две недели обратно: "Я потомок рабов. Я хочу отказаться от образа жизни среднего афроамериканца; я думаю, мы как черный народ в Америке проиграли, я больше верю древним вещам", - исповедуется Конрад, почтительно разглядывая витражи середины ХХ века. "Я верю, что земля живая, а истоки Нила, которые находятся в Эфиопии, - ее яичники. Поэтому человечество зародилось именно здесь", - Конрад намекает на косточки прямоходящей Люси, которые нашли через два месяца после свержения Хайле Селассие. "Здесь больше любви между людьми", - заключает он.

В это время к собору на праздничную новогоднюю службу один за другим стягиваются священники. Подходит аб (отец) Уолел Мемфескидус. Его наряд удивителен, как все эфиопское христианство: на голове белый тюрбан, в одной руке пастуший посох, в другой - цитра царя Давида, серебряная бренчалка для сопровождения коптской церковной пляски. "Некоторые в Америке чтут Хайле Селассие как бога, - сердится аб Мемфескидус. - Для нас, эфиопов, это неприемлемо. Я знал его лично, это был царь, да, но он был обычный человек - женат, пятеро детей, - и вот его могила здесь".

"Мы счастливы, что дожили до нового тысячелетия! - восклицает аб Мемфескидус и, чтобы сделать гостю приятное, добавляет: - Россия нам помогала оружием при царе Николае, а наши епископы - выпускники духовной академии в Ленинграде. И в вере нет разницы, только в календаре". Упрощает, конечно.

Календарь же, по мнению священника, вещь многозначительная: его составил для эфиопов св. Димитрий Александрийский, и не сам составил, а записал под диктовку ангела. В действительности ни приверженность эфиопов юлианскому календарю, ни тот факт, что в году здесь 13 месяцев, не объясняет семилетнего отставания эфиопского миллениума. Дело скорее всего в том, что ранние христиане считали года от сотворения мира, и вычисление даты рождения Иисуса в Назарете началось сравнительно поздно. Календарь, которым пользуемся мы и почти весь мир, сделал в VI в. монах Дионисий Малый. Есть мнение, что он ошибся как раз лет на шесть-семь.

ПОХОЖИЕ НА ПУШКИНА

На площади Пушкина торгуют овцами и курами. Не из-за неуважения к великому русскому поэту, а просто потому, что курами и овцами в Аддис-Абебе торгуют везде. Завтра их будут колоть и душить к праздничному столу. Но дело не только в празднике. Аддис-Абеба - единственный многомиллионный город, где в матово-золотистом стекле бизнес-центра на главной улице много раз на дню отражается пастух, гонящий стадо коз, а на верхнем этаже центрального отеля можно проснуться от переклички, которую устроили петухи в соседнем квартале.

Посреди круга на овец смотрит одинокий Пушкин. Пушкин здесь - голова на столбике, такая же голова есть чуть ли не в каждой учительской по всей России. Кроме коз и овец вокруг Пушкина бегают эфиопские дети. Сразу видно, что похожи: носы тонкие, как у европейцев, а лица темные.

"Это итальянец какой-то", - говорит мальчишка, который рядом льет воду из синего пластмассового бидона в корыто. "Пушкин - популярный писатель в России. Раньше много было русских площадей, площадь Ленина была. Русский народ дал нам много, чтобы мы построили социализм", - поправляет его торговец Мохаммед. Спор разрешает техник "Эфиопских авиалиний" Берекет: "Я здесь рядом живу, это Александр Пушкин, русский поэт. У него по отцовской линии что-то эфиопское, кажется, дедушка".

Кроме Пушкина и Ленина, эфиопы с ходу вспоминают русский госпиталь Балча, чьих-то учившихся в СССР родственников, военных советников на базе местной ВВС под Аддис-Абебой и то, что Россия умудряется продавать оружие одновременно по обе стороны фронта - Эфиопии и Эритрее. И конечно, такси - почти сплошь Жигули первой и шестой модели. Все знают, что российское присутствие в Эфиопии уменьшилось, но кивают понимающе: а что вы хотите, китайцы даже американцев из Африки вытесняют.

ЧАТ ОТЕЧЕСТВА

На стене обычного для горбатых переулков Аддис-Абебы домика (прямоугольная комнатка, пол в честь праздника посыпан свежей травой) приклеен четвертной портрет: три последних императора и коммунист Менгисту Хайле Мариам. Похожий портрет, но большой, есть на главной площади. Там император Хайле Селассие изображен рядом с императорами-предшественниками, своим палачом Менгисту и нынешним премьером Мелесом Зенауи, который Менгисту сверг. Все они одинаково взирают на народ начальственным взором. Смысл плаката ясен: всякая власть от Бога, и руководство страны надо уважать в любом виде.

Вдоль стен комнаты сидят серьезные мужчины и жуют чат - популярный здесь и в окрестных странах легкий наркотик. Говорят, эффект можно почувствовать с шестого раза. "Как вы будете праздновать миллениум?" - спрашиваю соседа слева. "Я дам вам ответ через несколько минут", - отвечает мужчина и уходит в себя.

Зато в разговор вступает сосед справа Тассеу Негеш, инженер-химик, хозяин собственной фирмы. "Для меня миллениум - пустое место, - говорит Тассеу, - лучше бы они потратили эти деньги на что-нибудь более полезное". Например, нужно поменять отношение к работе, уверен Тассеу, а то молодежь перестала браться за любое дело. "Нас было четверо стипендиатов в Германии. Трое остались там, а я вернулся, и те трое живут хуже меня".

Тассеу уверяет, что накануне нового года заключил сделку на $2 млн, не выходя из жевальни, ведь главное - верить в Эфиопию. "Я зарабатываю больше, чем хочу. Но вообще-то я думаю, я начну больше работать". - "С миллениума?" - оживляется сосед слева, который обещал высказаться через несколько минут. "Нет, причем здесь миллениум", - обижается Тассеу Негеш, и опять тишина.

Нелюбовь Тассеу Негеша к миллениуму объясняется еще и тем, что его жена - правоверная мусульманка. Христиане и мусульмане в Эфиопии живут вполне мирно, только кушать вместе затруднительно. На свадьбе Тассеу кормил гостей в двух разных комнатах. Зато танцевали потом вместе. Вот и с миллениумом: мусульмане старшего поколения к христианам в гости не пойдут, только молодежь. Из 80 млн жителей Эфиопии примерно половина - мусульмане. Формально миллениум не их праздник. К тому же на другой день после 2000 года начинается рамадан. Хозяин соседней мусульманской жевальни Саид Хасан говорит, что праздновать не будет, потому что занят: "Никуда мы не пойдем, для меня самый большой праздник - курбан байрам".

Правда, совет мусульманских богословов Эфиопии призвал мусульман принять участие в празднике. Ведь эфиопский календарь, хоть и от Рождества Христова, делает всю Эфиопию особенной и не похожей ни на кого в мире. Праздновать миллениум на семь лет позже остальных христиан - значит пропагандировать не столько свою христианскую, сколько свою эфиопскую идентичность. Многие сознательные мусульмане следуют совету муфтиев, но главное, что ему следует самый богатый человек страны шейх Мохаммед Хусейн аль-Амуди, хозяин крупнейшей строительной компании, монополист эфиопской золотодобычи, глава банков и местного завода "Пепси", из-за которого в Эфиопии не сыскать кока-колы. Аль-Амуди обещал закатить фейерверк, какого здесь еще не видели.

Ближе к полуночи толпа собралась на холме над роскошным отелем "Шератон": именно здесь шейх устраивал фейерверки каждый новый год. За пять минут до полуночи все уже не отрываясь смотрели на гостиницу. Но первые выстрелы раздались совсем с другой стороны. Сначала никто ничего не понял, потом люди замахали руками, побежали вверх по холму, чтобы ухватить глазом верхний краешек фейерверка. Салют был хорош - правда, стреляли только из одной точки и видно было неважно, - но все радовались и кричали. Овцы блеяли и шарахались. У овец и у людей изо рта шел пар: температура такая же, как в осенней Москве. И впрямь - новый год.

ПОСТНЫЙ МИЛЛЕНИУМ

"Запутали вчера народ с фейерверком, где он был, так до сих пор никто не знает. Наверное, перенесли по соображениям безопасности", - семья Ялё Бекеле, мелкого импортера электроники, сидит за новогодним столом в полдень первого дня нового тысячелетия. По телевизору народ поздравляют премьер-министр Мелес Зенауи, православный патриарх Павлос, глава эфиопских мусульман, и местный католический епископ.

У соседей (комната без мебели) включают громкую музыку. Это пустились в пляс гости. Соседка - стюардесса эфиопских авиалиний; в гостях у нее сестра, тоже стюардесса, и по маме с тетей видно, что и они в молодости украсили бы собой любой самолет.

На столе - теж, местная медовая брага, бутылочка "Джонни Уолкман грин лейбл" из тех, что выдают на борту пассажирам первого класса. Сестры бойко вращают плечами и бедрами под эфиопские ритмы. Сталинские критики Шостаковича уверяли, что музыкальная гармония рождается прямиком из народной души, а дисгармония - из перегруженной абстракциями головы современных композиторов. Арабский музыкальный строй, китайская пентатоника, даже музыка соседних диких африканских племен все-таки предназначены для человеческого уха. Но эфиопская музыка явно создана для слуха инопланетян и является примером какофонии в чистом виде.

"Всё так замечательно спокойно прошло, - радуется Ялё Бекеле, - а я был уверен, что взорвут что-нибудь. Эритрейцы, например". Жена Ялё жарит кофейные зерна над угольной жаровней, и они постепенно превращаются из белых в черные. Мясных закусок, наваленных на ынджеру - кислый блин, похожий на влажное серое полотенце, - она не ест. "Миллениум пришелся на среду, а среда - постный день. Поэтому его мы заколем завтра, - показывает ее муж на барана, привязанного за дверью, и смущенно признается: - Глава семьи обычно сам режет барана, но я не умею, буду звать специального человека". "Бе-е-е", - не то соглашается, не то возражает баран. "Счастливого нового тысячелетия", - перебивает его хозяин.

Александр Баунов

"РУССКИЙ NEWSWEEK", 17 - 23 сент 2007 года № 38 (162)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования