Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BELARUSNEWS.RU": Региональный представитель Всемирного братства православной молодёжи Синдесмос в Центральной Европе Наталья Василевич (Беларусь): "Православная Церковь продолжает идеологию "сергианства", которая существовала в советское время"


Руководитель Православного молодежного братства Наталья Василевич ответила на вопросы сайта belarusnews.ru 

- Я не утверждаю, что власть благоволит к Церкви, но, на мой взгляд, религиозную ситуацию в Беларуси слишком радикализируют. Что для тебя значит слово "гонения"? В чем заключаются гонения на верующих в Беларуси? Насколько мне известно, большинство христианских общин Беларуси проводят служения, конференции без особых проблем

- Начну с того, что определюсь с терминами. Я пока не рисковала говорить,что в Беларуси присутствуют гонения на христиан. Более того, говоря про свободу вероисповедания, я не ограничиваюсь исключительно христианами. Возможно, некоторые мои выступления могли быть таким образом интерпретированы.

На что я обращаю внимание - это внешний для моей Церкви контекст - и внутренний. Внешний заключается в самом политическом, правовом поле и межхристианских взаимоотношениях /слабая солидарность/, в информационном пространстве, где православные представляются этакой религией свечек и народных традиций, католики и протестанты - идеологическими врагами, а многие пятидесятнические, харизматические Церкви - деструктивными сектами.

Дело не в том,что большую часть сообществ, Церквей и организаций пока не трогают. Дело в том,что по большому счету их деятельность часто нелегальная. Это может касаться мелочей - баптистские и пятидесятнические домашние группы, православные кружки, катехизации и др. Могу привести простой пример - когда мы проводили одну конференцию, к нам приехал священник из Украины. Он служил на литургии в одном из приходов, и, как гостю, ему дали слово. И это действие было незаконным. Безусловно никто не стал разбираться, как стали разбираться с католическим священником Антонием Качком. То же самое - действует бесчисленное количество незарегистрированных сообществ, и большую их часть власти не трогают, однако могут зацепить, как это случилось, например, с православным братством в Гомеле, где было всё, как в боевиках - когда сотрудники КГБ врывались в квартиру. На фоне массовых вызовов в то же самое КГБ студентов ЕГУ - только моих знакомых было вызвано с десяток - ситуация не представляется такой "тихой и мирной"

Что касается внутрицерковного аспекта, то тут могу отметить, что политический режим пробует сотворить себе из Православной Церкви идеологического сотоварища, принудить Православную Церковь, наперекор своим собственным интересам и ценностям, плясать под политическую дудку, оказывая давление на внутрицерковную жизнь - как в ситуации с тем же Чартовичем. Православная Церковь при таком режиме продолжает ту самую идеологию "сергианства, какая существовала в советские времена, когда для относительного спокойного существования и благоденствия приходилось жертвовать правдой и справедливостью.

- Христиане Беларуси общественно инертны... Ты согласна с этим? Почему?

Если сравнить христиан с другими категориями населения Беларуси, то христиане как раз чуть ли не самые активные, потому что они ощущают ответственность за судьбу всего народа.

- Выступление православного священника Александра Шрамко в поддержку изменения Закона о религии, на твой взгляд, не означает ли, что из Православной Церкви уходят стереотипы? Приходит свобода говорить, что думаешь, независимо от церковных рамок..

- Я думаю, что выступление о.Александра, точнее тот запрет в служении, какой последовал после выступления, показывает, что стереотипы только укрепляются. И эти стереотипы не от недостатка знаний, это не "дурость", это осознанная позиция.

Тут хочется отметить, что само понятие "православной церкви" в этом контексте достаточно размытое. В вопросе отношения к концепции прав человека или демократии есть разномыслия - допустим, РПЦ тут придерживается более радикальной позиции отказа /жаль, нет времени об этом говорить - отправляю к митрополиту Кириллу/ Церкви, которые существуют в других государствах, допустим, Православная Церковь Финляндии или Православные Церкви во Франции, Бельгии, Германии - имеют другие "социальные концепции".

Да и в самой Церкви России и Беларуси никогда не было одного мнения о свободе вероисповедания и прав человека - есть богословы и пастыри, которые твердо отстаивают их ценность. Или, допустим, Православная Церковь в Литве, которая является частью РПЦ и, по большому счету, довольна тем ,что в Литве есть религиозная свобода. Есть некая тенденция,что к свободе совести относятся более положительно в тех странах, где православие в меньшинстве, потому что у них нет иллюзии, что при помощи государства будет возможность "загнать дубиной в рай" весь народ.

- Какой ты рисуешь для себя схему участия Церкви в жизни общества, как Церковь, например, может повлиять на власть? Что можно, а что нельзя?

- Для меня главное, чтобы Церковь сохранила свою идентичность. Она не должна уповать "на власть" - как я понимаю,т ут имеются в виду органы государственного управления. Церковь обязана быть голосом совести - в первую очередь для общества, а через это непосредственно на институты управления обществом. Когда в византийскую эпоху шел разговор о союзе Церкви и государства, то теперь этот союз может трансформироваться в понятие солидарности.

- Не используют ли оппозиционные политики в своих целях ситуацию с нарушением религиозных свобод в Беларуси, в свою очередь являясь "подсвечниками" ?

- Оппозиционные политики "используют" в своих целях ситуацию с нарушением религиозных свобод в Беларуси, и я не решаюсь их в этом упрекнуть. О, если бы не было нарушений прав верующих в Беларуси.

На самом деле, религиозные свободы - это только часть гражданского комплекса - тут и права человека вообще, и государственная идеология, и политический режим, и экономическое влияние, и свобода информации, и проблемы любых ассоциаций и объединений, не только религиозных, и еще бесчисленное множество деталей, которые в целом и производят раздел между режимом и оппозицией сегодня. По большому счету, все, что не "приватизировано" властью в Беларуси - является оппозицией.  В том числе и Церкви, которые не срослись с государственным аппаратом - это оппозиция, желают они этого или нет.

Так все действующее при авторитарном режиме - либо ты наш, либо ты вражеский. И уж лучше быть вражеским,чем встраиваться в авторитарную систему одним из составляющих.

-  Удастся ли изменить Закон "О свободе совести и религиозных организациях" ? Твой прогноз развития дальнейших событий?

- С одной стороны, перемены в один только закон -этого мало для изменения всей ситуации - здесь нужно концептуально изменить не только политику в сфере религии,но и политический режим - порождением которого и стал закон, который целиком находится в логике режима. С другой стороны, когда изменится закон, это будет сдвигом для изменения режима. Потому что когда современное государство прислушивается к мнению существующих гражданских групп или когда эти группы по давлением заставят государство в нужном им направлении, то это будет значить, что сделан успешный шаг к образованию и укреплению гражданского общества, а это приближает режим к падению или трансформации. Таким образом, я не знаю, или сначала изменится закон, а потом режим. Или через гражданскую кампанию вначале начнется всеобщая либерализация и демократизация, которая в том числе затронет религиозную сферу, я не могу сказать с уверенностью. Одно точно - все это взаимосвязано, и лучше честно посмотреть правде в глаза.

19 сентября 2007 г.

фото "Радио Свобода"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования