Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": КЛОНдайк для антихриста? Несколько месяцев назад в России истек пятилетний мораторий на клонирование человека


Несколько месяцев назад в России истек пятилетний мораторий на клонирование человека. Принятый 20 мая 2002 года Закон так и называется "О временном запрете на клонирование человека". Время прошло. Что же дальше? Закон отменят или запрет на клонирование человека продлят? Церковь по-прежнему решительно выступает против клонирования, а тем временем из Англии поступило сообщение о том, что британские генетики намерены скрестить клетку человека и зверя, создать эмбрион человекозверя

От овечки Долли к химизиновым коровам

Само слово "клон" по-гречески означает "ветвь, побег, отпрыск". В современном понимании "клон" — это точная генетическая копия взрослого организма, созданного бесполовым путем. Как ни удивительно, но клонирование открыли в России. Сделал это советский эмбриолог Георгий Лопашов еще в 40-е годы ХХ столетия.

Ученый разработал метод пересадки клеточного ядра в яйцеклетку лягушки. В 1948 году он отправил статью об этих экспериментах в "Журнал общей биологии", но как раз в то время состоялась печально знаменитая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ), на которой была под корень вырублена отечественная генетика. Разумеется, статью публиковать не стали, поскольку она как раз доказывала роль генов в развитии организма.

Эксперимент советского ученого был повторен в 50-е годы американскими эмбриологами Т. Кингом и Р. Бриггсом, и именно американцам досталась мировая слава. Затем английский ученый Д. Гердон усовершенствовал технологию, после чего и заговорили о возможности создания точной копии животного или человека.
Первым клонированным животным в 1981 году была мышь. Но у нее оказался очень слабый иммунитет и аномальные гены. Мышь быстро сдохла. А в 1996 году появился самый знаменитый клон — овца Долли. В 2003 году Долли умерла от заболевания легких со всеми признаками дряхлости, хотя овцы живут гораздо дольше. После смерти из Долли сделали чучело, и теперь оно находится в Эдинбург-ском королевском музее. А количество клонированных животных тем временем нарастало лавинообразно.
В 2001 году в США была клонирована кошка Ники. В следующем году в Китае клонировали двух кроликов. В 2003 году в Италии клонировали жеребенка, а в США — оленя. В 2005-м в Италии клонируют уже 14 поросят, в США — четыре собаки, в Республике Корея — пять афганских борзых и шесть волчиц исчезающего вида.
В 2006 году в Германии появляется целое стадо так называемых "химизиновых" коров и овец. В их клетки был добавлен ген, отвечающий за наличие белка химизина в молоке. Из такого продукта сразу делают сыр, минуя достаточно дорогой этап переработки. А вот все опыты по клонированию обезьян пока проваливались. Очень может быть, что у приматов при делении клонированных клеток ДНК не передается новым клеткам должным образом. В итоге одних клеток получалось слишком много, а других — слишком мало. Вообще клонированные животные очень часто или рано умирают, или рождаются с генетическими изменениями. Они очень часто болеют раком, погибают из-за нарушений головного мозга, отказа сразу нескольких жизненно важных органов — легких, сердца, печени. Доктор медицинских наук Александр Григорьев сообщил, что у второй овцы, клонированной Яном Вильматом, создавшим Долли, отказали все органы, а ее труп разложился за сутки.

Тем не менее бизнес проявляет к клонированию все больший интерес. Владелец корпорации "Майкрософт" Билл Гейтс выделил 400 тысяч долларов для поддержки ученых США, выступающих за снятие запрета на клонирование человеческих эмбрионов, а создание клонов домашних животных в Америке уже поставлено на коммерческую основу. Так, компания "Генетик Савинг" предлагает всем желающим, потерявшим своих домашних любимцев, приобрести клоны умерших животных. Правда, пока это стоит недешево — около 50 тысяч долларов. Может быть, поэтому у фирмы оказалось не более десяти клиентов.

За дело берется секта

Едва клонирование стало вполне реальным событием, как против выступили и Церковь, и многие общественные организации. В итоге в 1998 году Совет Европы разработал протокол "О запрете на клонирование человеческих существ", который запрещает "любое вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живущему или умершему". Протокол подписали 27 стран из 46, входящих в Совет Европы. В Германии за нарушение этого закона можно получить пять лет тюрьмы, а во Франции — 20 лет лишения свободы! В этом плане российский закон "О временном запрете на клонирование человека" существенно отличается и, увы, не в лучшую сторону. Фактически наш закон клонирование запрещает, но никакого наказания не предусматривает. Ни в одной статье Уголовного кодекса РФ, к которому и апеллирует закон, не предусмотрены наказания за клонирование человека.

В 2003 году конгресс США также ввел временный запрет на клонирование человека и на государственное финансирование исследований в этой области. В 2005 году ООН призвала все страны, входящие в Организацию Объединенных Наций, принять законы, запрещающие все формы клонирования человека, поскольку клонирование "противоречит достоинству человека" и направлено против "защиты личной жизни".
Тем не менее компания "Клон-эйд", созданная последователями уфологического культа раэлитов, утверждающих, будто человечество создано инопланетянами, в 1998 и в 1999 годах объявляла об успешном создании первых человеческих клонов. Однако никаких доказательств представлено так и не было. Известно, что компания была зарегистрирована в 1997 году на Багам-ских островах, затем переехала в американский город Нитро в штате Вирджиния. Главой компании с 2000 года является "епископ" секты раэлитов, бывший директор отдела маркетинга французской химической компании мадам Брижит Буселье. В 2001 году ФБР, обеспокоенное постоянными заявлениями о клонировании человека, провело специальное расследование. Агенты ворвались в лабораторию "Клонэйд" и нашли там прекрасное оборудование, двух студентов-медиков, препарировавших яйцеклетки коровы. Затем лаборатория переместилась в неизвестном направлении.

В декабре 2002 года мир потрясло известие о том, что Буаселье и ее сотрудникам удалось клонировать человека. Девочка, эффектно названная Евой, якобы была точной генетической копией 30-летней американки, имя которой тщательно скрывалось. Ученые выразили свой скептицизм к подобному заявлению, но американские спецслужбы проявили немалую озабоченность. Во Флориде начался судебный процесс, на котором представители компании были обвинены в том, что Еве, по всей видимости, не предоставлено соответствующее ее особому биологическому статусу медицинское обслуживание. Сами раэлиты в ответ заявляли, что девочка в надежных руках и они не смеют оторвать ребенка от матери.

Вскоре раэлиты объявили о том, что клонирован второй, а затем и третий ребенок. Последнее событие якобы произошло в Японии, что и было отмечено праздничной демонстрацией раэлитов этой страны.

Основатель секты раэлитов Клод Варильон подчеркивает, что нынешние достижения — только начало пути. Не за горами время, когда раэлиты смогут в течение 15 минут клонировать любого человека во взрослом виде. Сектанты уже открыли виртуальный магазин, предлагающий клонирование за 200 тысяч долларов, а сохранение своих генов стоит 50 тысяч долларов.

Как ребенку стать сестрой своей матери

Диакон Андрей Кураев в свое время (как нам кажется, даже с некоторым удивлением) заметил, что у Церкви для отторжения клонирования нет каких-то "особых" мотивов, отличных от большинства людей. Некоторых православных это даже насторожило. Дескать, как же так: нашими союзниками в неприятии клонирования оказались президент США Билл Клинтон и американские конгрессмены? Но, как остроумно замечает Андрей Кураев, не стоит спорить с таблицей умножения, даже если с ней согласен твой самый заклятый враг. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: "У нас нет ничего общего только с Диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего".
Церковь, как и неверующие люди, "опасается вмешательства в ту сферу, о которой мы еще слишком мало знаем". О. Андрей Кураев замечает, что однажды нам "повезло" в той игре, которую в 40-х годах затеяли физики. По собственному признанию авторов американской атомной бомбы, они не знали, будет ли спровоцированная ими реакция атомного распада носить ограниченно-локальный характер или, раз начавшись, распад будет вовлекать в себя все новую и новую материю и в конце концов уничтожит и Землю, и всю Вселенную. Тогда человечеству повезло. Но где гарантия, что такое везение повторится с клонированием человека?

…Кстати, одна из возможных "биологических мин" выявлена уже сегодня. Оказалось, что в каждой клетке есть свои биологические часы. Клетка помнит, сколько лет ей самой и сколько лет организму, частью которого она является. Получается, что если из клетки вырастить — клонировать! — новый организм, этот организм вберет в себя время существования своего "донора" и начнет отсчет не с себя. Видимо, поэтому клоны-животные так поразительно быстро стареют…

Следующий вопрос, каковы будут взаимоотношения между "обычными" людьми и клонами? Преподаватель курса биомедицин-ской этики Миссионерского факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакон М. Першин спрашивает: "Во что превратится общество, в котором ребенок сможет стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда?" Все ли согласятся признать клонов людьми? Как будем выглядеть мы в их глазах? Известно, что душа человека, его личность творится Богом в момент зачатия. Родители дают ребенку только тело. Так вот, пожелает ли Бог соединить с эмбрионом, полученным в результате клонирования, человеческую душу? На этот вопрос — о воле Бога — заранее не может быть ответа. А вот Церковь, скорее всего, будет настаивать на признании клонов людьми и будет крестить и причащать этих малышей.

Если Церковь скажет, что клоны — не люди, то как раз этим она даст добро на клонирование. Если клоны — нелюдь, то они находятся вне области нравственности и права. В этом случае это не более чем животные. А поскольку Церковь не возражает против экстрагирования лекарств из органов животных, у нее не будет оснований вмешиваться и в опыты с клонированными "человекообразными". С последующим разъятием их на "запчасти", поскольку клон — идеальный донор, у его органов и тканей будет полная биологическая совместимость с организмом "отца".

О клонах из XVII века

Как ни парадоксально, проблема с признанием того, кто многим кажется "нелюдью", уже давно Церковью решена. В частности, диакон Андрей Кураев указывает, что в "Требнике" митрополита Петра Могилы (XVII век) есть чинопоследование "О Крещении дивов и ин чуд родящихся". В нем предписывается: "Аще чудо див некий от жены родитися приключит и аще образ человечий имети не будет, да не будет крещен. Аще же в том недоумение будет, да крестится под тоею кондициею: "Аще есть человек, крещается раб Божий имярек во имя Отца" и прочая".

В апокрифической литературе можно увидеть готовность именовать людьми самых странных существ: "Люди Попадеси живут над морем-окияном, главы у них человечи, а руки и ноги как конские ноги, а ходят на всех четырех ногах. Люди, завоми Потомия, ходят на руках и ногах, брады у них долги, половина человека, другая конь. А у жен их власов на голове нет, а живут в воде. Много и иных всяких чудесных как во Фритских и во Индейских, и в Сирских странах: у иных песьи головы, а иные без глаз, а на грудях зубы, а на локтях очи", а иные о двух лицах, а иные о четырех очах, а иные по шести рог на главах носят, а все те люди на вселенную пошли от единого человека, рекше Адама" (выделено "ЧС").

Конечно, сегодня над подобными сообщениями можно посмеяться, но обратите внимание, что у средневековых книжников начисто отсутствовал дух расизма ("Все те люди пошли от единого человека, нарекаемого Адамом"). И сегодня Церковь настаивает на том, чтобы границы класса существ, именуемых людьми, раздвигались. А вот светское общество действует в прямо противоположном направлении. Дети в утробе матери для светского общества — не люди, и потому допустимо их убийство через аборт. Коматозные больные — не люди. Дети, рожденные без мозга, — не люди. Дети с врожденной болезнью Дауна — тоже. Нет сомнений, клонированных людей Церковь признает за людей, но самих попыток воспроизвести искусственным путем целого человека, точную копию кого-то, не признаёт и не признает.

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятых на Соборе 2000 года, сказано: "Осуществленное учеными клонирование (получение генетических копий) животных ставит вопрос о допустимости и возможных последствиях клонирования человека. Реализация этой идеи, встречающей протест со стороны множества людей во всем мире, способна стать разрушительной для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого является свобода и уникальность личности.

"Тиражирование" людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий. Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства… Крайне опасными являются и психологические последствия клонирования. Человек, появившийся на свет в результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь "копией" кого-то из живущих или ранее живших людей. Необходимо также учитывать, что "побочными результатами" экспериментов с клонированием человека неизбежно стали бы многочисленные несостоявшиеся жизни и, вероятнее всего, рождение большого количества нежизнеспособного потомства".

У католиков исчезла лазейка для греха

Как замечает Андрей Кураев, все перечисленные выше аргументы — это грех перед человеком, а не перед Церковью. То есть Церковь защищает не свои "традиции", а человеческие свободу, достоинство и уникальность всех людей, независимо от их отношения к вере. А есть ли у Церкви такие аргументы против клонирования, которые были бы исключительно христианскими? По словам о. Андрея Кураева, "пока такие аргументы мне не встречались".

Тем не менее диакон А. Кураев перечисляет некоторые специфические "богословские" аргументы против клонирования. Скажем, "это будет рождение без страданий, и тем самым будет нарушена заповедь Господа, которая послала страдание при родах как наказание за первородный грех".

Этот аргумент только на первый взгляд кажется серьезным. Достаточно вспомнить, что наказание за грех было трояко: бесплодие земли, которая будет взращивать волчцы и тернии, тягость труда ("в поте лица твоего") и мучительность родов. Со всеми этими последствиями первородного греха человек уже давно и успешно борется. И Церковь никогда не осуждала его за это. Ведь в самом деле Церковь не осуждает, скажем, труд мелиоратора, улучшающего земли. Или труд анестезиолога, облегчающего страдания женщины при родах.

Богословы полагают, что главный итог первородного греха не в болезненности прихода человека в этот мир, а в болезненности его исхода от него. По словам преподобного Марка Подвижника, от нашего праотца "мы наследовали не преступление Адамово, но смерть, от него происшедшую".

Следует отметить, что для католиков, в отличие от православных, клонирование действительно ставит серьезную богословскую задачу. Для католиков речь идет о том, будет ли наследоваться первородный грех людьми, появившимися на свет без полового акта, а если будет, то как он (грех) будет им передаваться? Дело в том, что со времен Блаженного Августина католики считали, что первородный грех передается через акт зачатия. Да, брак допустим, и зачатие допустимо, но, по словам древнехристианского писателя Тертуллиана, "брак есть терпимое любодеяние". В эротическом наслаждении супруги забывают о Боге — и через эту лазейку в зачатый ими плод входит первородный грех.

А клоны будут появляться на свет путем операции над обычной, а вовсе не половой клеткой. Как же в этом случае будет передаваться первородный грех? Человек, зачатый без соития, по логике католиков, оказывается не под властью первородного греха.
Православие здесь никакой проблемы не видит. Например, восточнохристианский подвижник святой Пафнутий, напротив, "целомудрием" называл соитие с законной женой. Более того — биология, скорее, подтверждает убеждение православных христиан о том, что человек создан для бессмертия. Наши клетки в самом деле бессмертны. Сами по себе они готовы делиться и не умирать, если только во внешней среде нет препятствий. Отсюда следует, что наша жизнь ограничивается не нашей собственной природой, а теми условиями, в которых мы живем и в которые человек сбросил себя грехопадением. А поскольку клетка, взятая для клонирования, и существо, выращенное из нее, все равно будут жить в нашем падшем мире, то дыхание "первородной" смертности опалит и их.

…Как замечает Андрей Кураев, вовсе не биологи, а только Тот, Кто один имеет бессмертие, может защитить нашу жизнь от смерти…

Всегда ли клонирование — зло?

В конце статьи хотелось бы вернуться к намерению британских ученых скрестить клетки человека и животного. Казалось бы, вот оно, началось! Мифический кентавр становится реальностью! И тем не менее, понимая всю степень своей ответственности, на минувшей неделе Комитет по эмбриологии и оплодотворению правительства Великобритании дал согласие на подобный эксперимент. Почему? Да потому что далеко не всегда клонирование — зло. И на этой же позиции стоит Русская Православная Церковь.

В данном случае для эксперимента были очень серьезные основания. Гибридный эмбрион позволит лечить самые тяжелые заболевания, например, болезнь Альцгеймера. Ведущие мировые ученые считают, что открытие надежного источника стволовых клеток — а им как раз и может стать гибрид-эмбрион — могло бы привести к созданию принципиально новых методов лечения таких тяжелейших недугов, как рак и диабет.
При этом, по словам ученых, речь вовсе не идет — и никогда не пойдет — о выращивании неких химер. Эмбрионы-гибриды, из которых извлекут необходимые медикам стволовые клетки, будут уничтожены в течение первых двух недель своего существования. Для получения подобного эмбриона человеческая ДНК будет перенесена в клетку животного, собственное ядро которой перед этим удаляется. Британские ученые утверждают, что ничего сверхнового при этом не произойдет. Исследования, где происходит перекрещивание материалов человеческого организма и организма животных, ведутся уже многие годы.

Почему столь необходимы именно гибридные эмбрионы? Как выяснилось, человеческих клеток не хватает, и в этой ситуации эксперименты с гибридами наиболее эффективны. Они кратчайшим путем ведут науку к поиску нужных инструментов в лечении тяжелых заболеваний. Но развиваться и жить дальше такой эмбрион, как уже было сказано, не будет. Он подлежит уничтожению.

Церковь говорит, да, клонирование, безусловно, является грехом, если оно совершается через мини-аборт, когда берется уже оплодотворенная яйцеклетка и из нее изымается ее ядро, несущее уникальную информацию о никогда еще не бывшей жизни, а на место этого ядра вкладывается ядро, взятое из клетки донора. Но сегодня уже есть другие технологии клонирования — не из яйцеклетки, а из так называемых "стволовых клеток". В этом случае Церковь считает допустимым клонирование не целого человека, а отдельных органов и тканей. Как сказано в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятых на юбилейном Соборе в августе 2000 года, "клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на до-стоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике".

Как видите, Православная Церковь вовсе не выступает против научного прогресса. Церковь решительно против экспериментов над человеческой жизнью. Человек не может быть "сырьем" для другого человека, предметом некоего "эксперимента". И в этом с Православной Церковью согласны и неверующие.

Александр ОКОНИШНИКОВ

19 сентября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования