Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Социальная градация в российской умме и ее значение сегодня


Восприятие индивидуумом действительности через призму политики и социальной среды – социально-политическое сознание – тесно связано с его носителями. В мировой политологии выделяется массовое, групповое и индивидуальное социально-политическое сознание, и наиболее организованной и определенной группой, обладающей такого рода сознанием, является учащаяся молодежь – студенты и выпускники вузов, аспиранты и кандидаты наук.

Мусульмане России – не исключение из этого ряда. Наиболее активной, социально мобильной группой в этой среде являются именно молодые люди, окончившие исламские или обычные вузы, сегодняшние и вчерашние аспиранты.

По правилам социологии, присвоим им условное значение 1. Этой категории граждан присуще не просто беспорядочное "броуновское движение", а достаточно точечные, целеустремленные шаги, направленные на достижение личного и общественного благополучия и справедливости. Причем мысли и активность этой категории лежат не просто в глобальных, т.е. недостижимых, масштабах, а на вполне реальном, земном уровне.

На втором месте в условном ряду мусульманских активистов находятся такие же молодые люди, имеющие более низкие социально-материальные запросы и ставящие перед собой и обществом более нереальные, вселенские задачи. Как правило, сюда входят выпускники или учащиеся мусульманских школ среднего звена (медресе), а также молодые люди с отрывочными знаниями об Исламе. Данной категории активистов присвоим значение 2.

К положительным сторонам этих деятелей относится, прежде всего, их чистосердечная активность и отсутствие боязни перед трудностями. Однако и отрицательных моментов здесь немало. Так, именно таким людям свойственна определенная размытость социально-политического сознания, "смутность и противоречивость", стихийное становление и развитие под влиянием бытовых представлений о политике и обществе в рамках "житейского здравого смысла".

На третье место в ряду активных носителей социально-политического сознания поместим представителей старшего возраста, как мужского, так и женского пола, часто выступающих в прессе и др. общественных органах с заявлениями, речами и проповедями на соответствующие темы. Мы условно поделим этих людей на две категории: категория 3 – это люди, обладающие весом и авторитетом в обществе (видные муфтии, имамы крупных мечетей, лидеры ведущих мусульманских организаций и т.д.).

Категория 4 – это люди, не обладающие реальным весом в обществе и стремящиеся его заполучить путем шумных заявлений, громких угроз и т. д. Как правило, эти люди возглавляют какие-либо маргинальные организации, куда входят только они сами и их родственники. Характерной чертой представителей категории 4 является их интеллектуальный уровень: они могут быть хорошо подкованы в тех или иных областях, но не имеют цельного системного образования.

Обозначим и категорию 5, куда следует включить многочисленных мусульманских муфтиев, имамов, мулл и др., которые не имеют ни классического исламского, ни оконченного общего образования, занимаются на своих постах административно-хозяйственными вопросами и обрядовыми сторонами религии. Как правило, их голос не имеет реального веса в обществе, однако он может многолико использоваться.

Во-первых, к заявлениям и проповедям людей из категории 5 прислушиваются простые люди, лишенные своего мнения по тому или иному актуальному вопросу. Во-вторых, они могут влиять на молодых людей из категории 2, однако с негативным знаком (те будут делать, исходя из социальных законов нигилизма, полностью противоположное тому, к чему призывают имамы и муллы из категории 5). В-третьих, люди из категории 5 так или иначе в своих действиях ориентируются на категории 3 и 4, при этом последние склонны принимать в расчет их мнение. Наконец, к заявлениям людей 5-ой категории прибегают противники Ислама для того, чтобы обосновать свою позицию с помощью тех, кто не разбирается в социально-политической обстановке в стране.

6-ую категорию граждан подробно разбирать не стоит в связи с тем, что к ней относятся люди, не имеющие собственного четкого общественно-политического сознания и склонные доверять тем или иным руководителям и активистам (из числа 3-й, 4-й и 5-й позиций). Данную категорию граждан всегда имеют в виду руководители и активисты (3-5), когда они говорят и выступают от имени мусульманского большинства. К сожалению, позиции 1 и 2, как правило, не только не имеют связей с позицией 6, но и целенаправленно игнорируют данную категорию.

Является ли вышеописанная социальная градация неправедной с точки зрения Ислама? Напротив, Аллах в Коране неоднократно подчеркивает, что люди созданы Им разными, на разных уровнях веры и бытия, и, соответственно, получат разные виды награды (или наказания) в следующей жизни: "…Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают" (3:162-163); "Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили. Господь твой не находится в неведении относительно того, что они совершают" (6:132); "Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо" (46:19).

Соответственно социальной градации, должна быть четко и грамотно выстроена исламская работа с разными категориями населения, причем как между отдельными слоями, так и в рамках одной категории людей. Например, бесполезно людям из 4-6 категорий внушать сложные богословские вопросы и нельзя ставить их перед сложным выбором.

Так, когда мы говорим о равенстве мазхабов, но при этом объясняем разные подходы имамов к одному и тому же вопросу, люди из числа этих категорий все равно в конце спросят вас: "А как нужно делать правильно"? Вы еще раз можете объяснить им, что имамы Ахмад и Шафии склонялись на основе такого-то хадиса к такому мнению, и это правильно, в то время как имамы Абу Ханифа и Малик предпочитали другие хадисы и поэтому делали все по-другому – но это тоже правильно. Перед Аллахом, скажете вы, оба мнения равнозначны и правильны. Между тем, в конце урока вам все равно зададут вопрос: "Понятно, что и то, и другое – правильно, но все-таки, как сделать?"

Аналогично этой проблеме можно столкнуться, объясняя простым верующим "неправильность" их образа жизни, и, особенно, "неправильность" сложившихся адатов (обычаев). Например, если игнорировать сложившуюся практику маджлисов и раздачи саадака (милостыни), объясняя это "нововведениями" (такие суждения характерны для 2-ой категории). Впоследствии люди будут вас игнорировать, и вашу нишу займет другой, кто сможет найти с людьми общий язык и не будет отвергнут ими: либо мулла из категории 5, либо более умный наставник из категории 1.

Соответственно сказанному, наибольшая ответственность за развитие уммы и отдельных ее частей лежит на интеллектуалах из категории 1. Однако они на сегодня слишком разрозненны и не имеют единой организационной структуры, в отличие от 3-й, 4-й и 5-й страт.

Хотя развитие государственно-исламских и внутриобщинных отношений во многом зависит не только от государства и его институтов, но и от того, по какому пути будет идти его исламское пробуждение - уже поэтому интеллектуалы, зарождающаяся элита уммы обязаны сплотиться и начать действовать на уровне своего понимания общественно-политической ситуации.

Анвер Агаев,

"ИСЛАМ.РУ", 18 сентября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования