Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НАША ВЕРСИЯ": Не для молитвы место. Почему в храмах торгуют матрешками с изображением Ленина


"И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им; написано, дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников", — писал в начале первого тысячелетия нашей эры евангелист Матфей. Увы, но во многих российских храмах слова Иисуса так до сих пор и не услышали. Так, в Успенском соборе Московского Кремля и храме Василия Блаженного бойко торгуют матрёшками с изображениями Ленина, Брежнева, Горбачёва, Ельцина и Путина. Стоит раскрашенное семейство видных деятелей советского и российского государства всего ничего — 300 "деревянных". Как подобное могло случиться и как относится Русская православная церковь к этому бизнесу, попытался выяснить корреспондент "Нашей Версии".

"Мы торгуем обычной сувенирной продукцией. То же самое у нас продаётся и в Оружейной палате. И вообще, Успенский собор — не действующий. В нём лишь иногда проходят праздничные службы, которые проводит патриарх. Естественно, на это время все прилавки в храме мы убираем", — заявили корреспонденту "Нашей Версии" в пресс-службе Музеев Московского Кремля.

Но купить фотоплёнку, игрушки, матрёшки и прочие сувениры можно не только в соборе, где когда-то хранилась одна из самых знаменитых российских икон — Владимирской Божьей Матери (сейчас она находится в церкви Святого Николая в Толмачах при Третьяковке). Так, в храме Василия Блаженного тоже торгуют совсем не церковной атрибутикой. На каждом этаже знаменитого творения Бармы и Постника расположены ларьки с сувенирами. А всё в том же Успенском соборе прилавки с сувенирами стоят в буквальном смысле этого слова на плитах саркофагов.

Понятно, что и Успенский собор, и храм Василия Блаженного посещают туристы. И плёнка им, чтобы заснять, к примеру, знаменитые фрески Дионисия, действительно может понадобиться. И тем не менее у верующих людей торгующие в храме вызывают большие вопросы. Как, впрочем, и у Русской православной церкви.

Впрочем, из источника, близкого к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, "Нашей Версии" стало известно, что святейший не доволен тем, что в храмах торгуют сувенирной продукцией, и намерен вести переговоры о том, чтобы изменить ситуацию.

И скорее всего ему удастся этого добиться, ведь рычагов влияния у Алексия II, несмотря на то что церковь у нас отделена от государства, более чем достаточно. Работа в этом направлении, надо полагать, уже вовсю ведётся. И возможно, уже в ближайшее время торговать в "святых местах" ширпотребом (если он нецерковного происхождения, как те же крестики или иконки) будет запрещено. Или как минимум эту торговлю церковь возьмёт под свой контроль. Хотя юридически Музеи Кремля имеют полное право торговать в храме хоть спиртным. Была бы лицензия.

"Успенский собор и собор Василия Блаженного действительно принадлежат государству и входят в комплекс Музеев Кремля, — заявил "Нашей Версии" заместитель руководителя пресс-службы Московской патриархии Михаил Моисеев. — И они имеют полное право торговать там сувенирной продукцией. К сожалению, это так. У нас есть только договорённость с руководством Музеев Кремля о том, что в этих храмах проходят иногда службы. Очень обидно, что храмы используют не по назначению, и мы с этим ничего поделать не можем. Всё-таки церковь — не место для сувениров и тому подобных товаров. Храм — это место для молитв. Но даже если они стали музеями, продавать там матрёшки неправильно".

Здесь нужно вспомнить, что во время революции все церковные здания были национализированы. Во многих были открыты музеи. С этической точки зрения этот шаг, возможно, был спорным, но с юридической — национализация была признана всеми последующими правительствами СССР и РФ, а также, де-факто, и международным сообществом.

Сейчас российское государство возвращает церкви её собственность. Так, три года назад власти передали Московской епархии 13 храмов, во многих из которых в советское время располагались учреждения, мягко говоря, вообще далёкие от церкви. Например, в храме Воскресения Словущего на Покровке располагалось УВД Московской области, в храме Иоанна Предтечи — Юридический институт МВД, а в храме Святителя Александра — и вовсе "меняльная контора", иными словами, банк.

Но есть храмы, которые до сих пор остаются в собственности государства. Памятниками федерального значения являются Исаакиевский, Петропавловский, Смольный, Сампсони-евский соборы и храм Спаса на Крови в Питере. И даже "новострой" — храм Христа Спасителя в столице был построен на деньги правительства Москвы и спонсоров. Церкви он не передан и принадлежит московскому правительству.

Как считают юристы православных религиозных общин Москвы, действующее законодательство позволяет вернуть им храмы, поскольку единственный документ, который регламентирует их национализацию, — это Декрет об отделении церкви от государства, изданный в 1918 году. Нынешняя же Конституция России даёт возможность вернуть имущество тем, у кого его отобрали после 1917-го.

Более того, многие известные люди ратуют за то, чтобы РПЦ вернули все отнятые у неё здания и земли. Так, известный режиссёр Никита Михалков уверен, что "всё, что принадлежало церкви, должно быть ей возвращено. То, что было отнято, нельзя возвращать частично — это бандитская психология". Он также считает, что государство должно "переселить" музеи из монастырей и храмов в соответствующие помещения. "Реальная корневая сила, на которой держалась Россия, это была Русская православная церковь. Это наш исторический и духовный камертон".

Правда, пока речь о передаче РПЦ Успенского собора и храма Василия Блаженного не идёт, поскольку оба они признаны памятниками федерального значения. И в них торгуют матрёшками с изображением человека, называвшего религию опиумом для народа.

Мария Ческис

3-9 сентября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования