Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДУХ ХРИСТИАНИНА": Церковь должна стоять за истину. Интервью с епископом Анадырским и Чукотским Диомидом


Дорогой Владыко, Вы родом с Украины, с Луганской области, до получения духовного образования закончили Харьковский институт радиоэлектроники. Расскажите, если можно, как получилось, что Вы решили поступать в Московскую Духовную Семинарию? У Вас в семье или в роду были глубоко верующие люди или церковнослужители?
В моем роду, насколько я знаю, церковнослужителей не было, но были глубоко верующие люди. Это мои бабушки, которые жили в Сумской области и там же регулярно посещали храм, приобщая к церковной жизни и нас, малых детей. Вера всегда была в моем сердце. Когда я учился в Харьковском институте, то посещал Благовещенский собор, где служил мудрый батюшка, помогавший мне разрешать духовные вопросы. Там же, в Харькове, я познакомился с Алексеем Хилько (ныне епископ Ипполит), который пел в то время в архиерейском хоре Благовещенского собора и учился в политехническом институте.

Когда Вы в последний раз были на Украине, в родных местах? Где побывали?
На Украине был около года назад - ездил навестить своих тяжело больных родителей, чтобы их духовно поддержать и утешить. Вообще же на "материке" бываю редко и недолго.

Владыко, в этом году 3 июля исполнится ровно 20 лет, как Вы были пострижены в монашество... Где это произошло?
В монашество я был пострижен в Свято-Троицкой Лавре в юбилейном году, когда отмечалось 650-летие со дня основания Лавры - архимандритом Алексием, ныне - архиепископ Тульский и Белевский.

Ваша хиротония во епископы состоялась за несколько дней до прославления сонма Новомучеников и Исповедников Российских и святой Царской Семьи?
Часто бывает, что, читая книги о великих людях и изучая их жизнь, проникаешься их духом, и они становятся тебе понятными и близкими. Узнав о судьбе Царской Семьи, я стал ее почитать еще до канонизации. Государь и все члены Царской Семьи, с ним пострадавшие, стали искупительной жертвой за русский народ. Так понимал свою грядущую судьбу и предстоящий подвиг и сам Император, когда говорил П.А. Столыпину: "Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!"

С чего началось Ваше знакомство с Дальним Востоком?
Мое знакомство с Дальним Востоком началось с Магадана. В 1991 г. нас, четырех монахов, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, послали с миссионерским служением во вновь созданную Магаданскую епархию. В советское время партийное руководство с гордостью докладывало правительству, что область эта является полностью атеистической. В 1992 г. мы побывали на острове Врангеля, который называли родильным домом белых медведей. Там нами была организована православная община (впоследствии закрытая из-за реорганизации поселка в заповедник). Были поездки по Магаданской области и по Чукотке: Анадырь, Провидения, Мыс Шмидта, Полярный.

Решением Священного Синода епархия на Чукотке была создана незадолго до Вашей хиротонии, в июле 2000 г. Вам, Владыко, было всего 39 лет... Существовали ли уже к тому времени на Чукотке православные общины?
С 1991 по 1992 гг. я находился на Чукотке. В то время православные общины только начинали создаваться. Первая община появилась в пос. Провидения, затем - в г. Анадыре, в поселках: Мыс Шмидта, Полярный, Ленинградский и Беринговский, в г. Билибино.

Где был построен первый храм?
В остроге Анадырь, который был расположен близ села Марково.

Если можно, в двух словах расскажите, пожалуйста, для наших читателей об истории Православия на Чукотке. Наверное, она началась не в наши дни, а с казака Семена Дежнева?..
Православная Церковь всегда была верной помощницей русского самодержавия в деле обращения народов в подданство России. Уже в 1644 г. была построена Спасская часовня в Нижнеколымском остроге. Таким образом, 1644 год можно с уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в Веру Христову. В 1649 г., в верхнем течении реки Анадырь, Семен Дежнев основал зимовье, на месте которого в 1652 г. был построен Анадырский острог - первый русский форпост на Крайнем Севере России.
Начало XVIII в. внесло в историю Православия на Чукотке новую знаменательную дату: в Анадырском остроге в 1743 г. была возведена самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был послан первый миссионер Чукотки - иеромонах Флавиан, и лишь через 14 лет, в 1757 г. в Анадырский острог приехал священник Прокопий Трифонов.
В 1862 г. произошло знаковое событие в жизни Чукотки. В этом году, 15 мая, в селе Марково была освящена церковь, построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем новопостроенного храма святителя Николая Чудотворца стал священник, отец Митрофан Шипицин.
Через десять лет, в 1879 г. была учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эпомбальского, где в деле служения Богу и обращения язычников в Православие трудились трое монахов-миссионеров. На протяжении второй половины XIX в. и начале XX в. на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было построено девять православных храмов и часовен...
9 июля 1888 г. в селе Марково была организована резиденция Анадырского окружного управления, которую возглавил врач Л. Ф. Гриневицкий - первый начальник округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь). Гуманная деятельность первого "начальника Чукотки" оставила в народе добрую память. В 1909 г. в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды. Центром Чукотского уезда до 1912 г. была бухта Провидения, а с 1912 г. - поселок Уэлен...

Я читала, что сохранились даже первые переводы некоторых молитв на чукотский язык, сделанные еще в позапрошлом веке, а также Евангелие в посеребренном окладе, принадлежавшее в XVIII в. верующим села Марково?
В нашем Музейном Центре "Наследие Чукотки" в Анадыре бережно хранятся эти, по-своему, уникальные находки. В те далекие времена чукчи крестились редко и неохотно (сказывались языческие традиции предков). Сейчас сами коренные жители Чукотки становятся миссионерами православной веры: недавно вышло в свет Евангелие на чукотском языке, переведенное с помощью коренной жительницы Кергинто Аллы Петровны.

Дорогой Владыко, я семь лет проработала на Чукотке, и родные мне места - это Лаврентия, Лорино, Уэлен, Нешкан, мыс Шмидта. Поэтому не могу не спросить - есть ли православные общины в этих поселках, кто их окормляет? Что удалось сделать за почти семь лет, сколько приходов сейчас на Чукотке, сколько храмов построено?
На Чукотке сейчас насчитывается 17 православных общин, но не все они имеют храмовые помещения. Настоящих храмовых зданий на Чукотке всего четыре: собор, два храма и храм-часовня, построенные уже после основания епархии. Один храм, в пос. Эгвекинот, еще строится. Остальные девять храмов реконструированы из старых, как правило, списанных административных зданий. Четыре общины, не имея храмов, собираются на квартирах.
Мыс Шмидта я сам окормляю из-за отсутствия там священника. В с. Лаврентия служит батюшка, который посещает и общины названных Вами сел. У нас серьезная проблема с кадрами священнослужителей и некоторым священникам приходится духовно окормлять несколько приходов.

Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы называют самым восточным в России и самым крупным деревянным храмом в мире. Это действительно так? Установлены ли на Чукотке поклонные кресты, и где установлен памятник святителю Николаю?
Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы - это форпост русского Православия. Он действительно является самым крупным храмом деревянного зодчества в мире. Об этом нам сообщил митрополит Кирилл (Гундяев), побывавший на открытии собора в 2005 г.
На чукотской земле нами установлено несколько поклонных крестов: в столице округа Анадыре, в городах Билибино и Певеке и на одном из островов Ратманова (острове Диомида). Чугунный памятник святителю Николаю высотой 10 метров находится в Анадыре рядом с собором и воздвигнут в 2003 г. на высоком обрывистом берегу лимана. Святитель обращен ликом к востоку и воздетыми вверх руками незримо благословляет гостей и жителей столицы Чукотки.

Велико ли засилье сект и инославных проповедников на вверенной Вам территории?
Сектантов в нашем округе в последнее время появилось много. Это, в основном, неопятидесятники и баптисты. Вред они наносят немалый.
Само участие людей в сектах приводит их к духовному тупику: часто из-за этого люди сводят счеты с жизнью. Как правило, зарубежные проповедники сект выполняют заказ своего правительства и ведут экономический и политический шпионаж. Конечная их цель - отторжение наших территорий в сторону запредельных государств.

Не понаслышке знаю о многих серьезнейших проблемах, существующих на Чукотке - высокие показатели хронического алкоголизма (в том числе женского, детского), рост самоубийств... Сама не раз сталкивалась с проявлениями языческих верований у местного населения, с шаманством, видела праздники, история которых своими корнями уходит в языческое прошлое - праздник Кита, праздник молодого оленя, проводы зимы и т.д. Как в таких условиях удается нести Слово Истины? По-моему, это настоящее подвижничество всех тех, кто служит и миссионерствует сегодня на Чукотке...
Проблема алкоголизма и наркомании у нас очень серьезная. Спивается молодежь, среди пожилых людей много хронических алкоголиков. Причин тому много, но одна из главных - отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне.
Традиционные ремесла коренных народностей Севера пришли в упадок, закрываются села; люди вынуждены перебираться поближе к столице Чукотки, но и там их никто не ждет. Рабочие места заняты приезжими наемными рабочими из Турции, Америки, Югославии, Украины, Белоруссии, Сибири и других мест.
Шаманов, как таковых, на Чукотке уже нет, но языческие верования предков сильны: идут на охоту - кормят духа охоты, собираются на рыбалку - задабривают духа рыбалки и т. д. Вся бытовая жизнь местного населения проникнута язычеством, хотя многие принимают крещение... Недавно в пос. Сиреники произошел интересный случай: игумен Илия покрестил коренной национальности человека, который имел поврежденную руку. После крещения пальцы руки обрели способность двигаться, и человек почувствовал себя здоровым. Зовут этого человека Рахтин Владимир Иванович. Вот как об этом рассказывает он сам: "В декабре 2004 г. я получил травму правого плеча. И с тех пор рука плохо работала, а пальцы руки вообще не сгибались. Меня лечили в больнице. Я состоял на учете у врача невропатолога. Она собиралась собрать документы, чтобы поставить меня на инвалидность. 19 марта 2007 г. я принял православное крещение. Когда о. Илия крестил меня в воде, пальцы руки стали сжиматься и разжиматься. Я сначала не поверил и растерялся от неожиданности. И мне стало так хорошо и радостно. Я показал всем, что сотворил со мной Господь. И я благодарю Господа за мое исцеление и прощение грехов".

Владыко, если можно, расскажите, пожалуйста, о каком-то наиболее запомнившемся Вам духовном событии последних лет на Чукотке...
У нас на Чукотке почти ежедневно происходят важные духовные события. Это - Божественная Литургия, которую мы, на Севере, совершаем первыми. Мы первыми возносим свои молитвы к Богу, прося мира, благоденствия и процветания Руси. Осознание важности православного служения на этой далекой земле придает силы, вселяет чувство особой ответственности за все, что мы здесь делаем, и Господь не оставляет нас. Запомнился такой случай: мы совершали Литургию в пос. Угольные Копи зимой в неотапливаемом храме. На улице - мороз под тридцать градусов, в храме - чуть меньше. В алтаре я влил для Причастия в потир вино и горячую воду, остатки теплоты в ковшике поставил на жертвенник, а сам пошел проводить исповедь. Исповедь была недолгой, но, возвратившись, я увидел в ковшике лед. В потире же Тело и Кровь Христовы остались незамерзшими.

В прессе писали о том, что в Чукотской епархии планируется строительство первого монастыря. Где он будет расположен?
Женский монастырь медленно, но строится. Он будет находиться на косе Александрова в г. Анадыре, рядом с храмом Преображения Господня, на месте которого с конца XIX в. стояла часовня.

Владыко, несколько вопросов хотелось бы задать Вам по поводу Вашего Обращения, широко обсуждаемого сегодня всеми православными людьми. Мы знакомили своих читателей с его текстом. Очень многие, как известно, и в России, и на Украине, поддержали Вашу позицию о необходимости созыва Поместного Собора и рассмотрения на нем всей полнотой нашей Церкви наболевших проблем... Вас поддержали многие православно-патриотические движения, ревнители всенародного покаяния, многие известные священнослужители, Вас поддержал наш Хустский епископ Ипполит (Хилько), известный старец Рафаил Берестов и все кавказское пустынническое братство и т. д. Среди интернет-отзывов мне запомнились слова Виктора Ведилина о том, что "Владыка Диомид поставил вопросы, через которые, как через „игольные уши", не просто будет многим пройти. И хотим мы все того или нет, но наши действия на обращения Владыки и есть движение через „игольные уши"... Много ли отзывов в ответ на Обращение получил сайт Вашей епархии и лично Вы? Каких отзывов было больше - со словами поддержки или критических? О чем пишут люди, что их волнует? Были ли отзывы с Украины?
Отзывов в поддержку Обращения было очень много, они и сейчас продолжают поступать. Приходили отзывы и из разных областей Украины от православных организаций, объединений и частных лиц. В частности, Обращение поддержали РООУ "ЗОВ", казаческий полк ЗОВ, Союз казаков Юго-Восточной Украины "Войско Запорожское", Движение "За право жить без ИНН, кодов и микрочипов" г. Почаева, а также много священников и мирян УПЦ (МП). На днях получил письмо из Львова, в котором с тревогой пишут, что в городе осталась всего одна православная церковь Московской Патриархии. В основном, люди поддерживают Обращение и благодарят за него. Несколько человек высказали противоположную точку зрения, но, судя по их высказываниям, они не знают, о чем идет речь, далеки от православной жизни и свое понимание этой проблемы пытались осмыслить исторически, в отрыве от Православия. В своем Обращении я никого не призываю к расколу, Церковь всегда остается единой, чистой и неделимой. Я хочу поблагодарить всех, близких мне по духу людей за понимание важности и поддержку поднятых в Обращении вопросов.

Владыко, мне запомнился еще один отзыв в Интернете в ответ на Ваше Обращение. Его автор Наталья писала: "...да будет высказанное в Обращении Слово Истины колоколом, пробудившим Россию". Судя по полемике в СМИ и в интернет-пространстве, многие действительно проснулись... Например, Николай Ив написал: "Я понял послание дословно: покаяться нужно теперь, не медля. И это только на пользу Отечеству..." Некоторые расценивают факт Вашего Обращения как начало нового, может быть, наиболее важного и ответственного этапа стояния за Истину. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Я скажу так: это и есть новый этап стояния за Истину. В этом подвиге стояния за Истину от человека требуется жертвенность, но не все сегодня готовы проявить жертвенность. Слишком велика привязанность к материальному.
Многих безпокоят проблемы кодов, ИНН, новых документов. Эти проблемы - как кровоточащая рана на теле церковного народа, а Церковь - в стороне. Государство навязывает законы, которые противоречат нашей христианской совести, а церковные власти убеждают нас, что ничего страшного в этом нет. Не будь проблемы насущными и злободневными, они не всколыхнули бы весь православный мир. Церковь должна стоять за Истину. Я считаю, что, если Синод или Богословская комиссия выработали мнение, с которым народ не согласен, они обязаны пересмотреть решения и решить вопросы в пользу народа. В то время, когда в мире нарастают процессы сатанизма и глобализма, православные должны сплотиться вокруг своей Матери-Церкви.

Ваше Обращение первоначально было предназначено для публикации в книге игумена Илии Емпулева. Вы знаете его лично? Он действительно был, как о нем пишут, изгнан из оренбургской епархии за отказ от принятия ИНН?
Да, отец Илия отказался от принятия ИНН, но никто его из епархии не изгонял. Он изъявил желание потрудиться в наших суровых краях, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин благословил перевод, и сейчас игумен Илия служит в пос. Провидения, окормляя и села Провиденского района.

По словам одного автора, Обращение сыграло роль лакмусовой бумажки, которая обнажила со всей откровенностью то внутреннее разделение по важнейшим вопросам, которое давно имеет место (но замалчивается) - среди священнослужителей и мирян. Например, очень многих людей взволновал прошедший саммит, а, скажем, профессор МДА о. Валентин Асмус считает, что Церковь на переднем фронте борьбы с экуменизмом. Каковы духовные причины подобного разделения?
В Обращении были подняты вопросы, обсуждавшиеся и раньше в церковной среде. Я ничего нового не сказал, а лишь конкретизировал то, что было сказано до меня. И здесь высветилась острота тех вопросов, которые давно требуют своего решения, но упорно замалчиваются священноначалием. Нам пытаются втолковать, что обозначенные проблемы надуманы или они решаются. Пример тому - высказывание профессора МДА о. Валентина Асмуса, который считает, что Церковь активно борется с экуменизмом. Вот как он говорит: "Русская Православная Церковь выступает против православно-католического экуменизма, против униатства, который насаждается агрессивно и такими ловкими приемами защищается современным католицизмом. Поэтому мы никак не можем сказать, что Русская Церковь в наше время погрязла в экуменизме". Судя по этому высказыванию, можно сделать вывод, что профессор живет с завязанными глазами и не видит то, о чем вопиет действительность. В чем причина этого духовного неведения? На мой взгляд, причина в том, что людям трудно отказаться от материальных благ, они слишком привязаны к земному отечеству, но, чтобы успокоить свою совесть, пытаются толковать догматы Церкви так, как им удобно.

Владыко, Вы знаете, что на Украине православные люди активно борются против ИНН, глобализма и экуменизма. Проводят многочисленные молитвенные стояния и Крестные Ходы. Поэтому многим понятна та боль и искренняя тревога, которые высказаны Вами в Обращении. Хочется в связи с этим от лица многих и многих православных верующих на Украине выразить Вам благодарность и признательность за неравнодушие, за мужественную позицию, за то, что Вы открыто призвали к давно назревшему разговору по важнейшим проблемам всех верных чад Церкви. Высказывалось мнение, что это может негативно повлиять на ситуацию в Украине в связи с попытками известных сил создать "самостийную Церковь", но борьба за чистоту нашей веры и Истины - обязанность каждого православного человека, и она не может принести худые плоды. М. Назаров написал статью "Уроки Крещенского Обращения епископа Диомида". А что Вы сами, Владыко, могли бы сказать на эту тему, подводя некоторые итоги?
Рано подводить итоги. Вопросы подняты для того, чтобы быть решенными. Если они игнорируются иерархами Церкви, то Церковь ждет раскол. Осознавая, что "овец Христовых предают в руки антихриста", народ уйдет из Церкви, т. к. принимать и оправдывать глобализм пагубно для спасения души. Необходимо пересмотреть принятые ранее законы, которые идут вразрез с мнением церковного народа, и принять законы, которые бы удовлетворяли большинство верующих. Эти задачи должен решить Поместный собор.
Нам необходимо хранить Догмат Богословия, ибо он - тот фундамент, на котором зиждется здание Церкви. Если в фундаменте образуются трещины - здание рано или поздно разрушится, и тогда Церковь заполнится чужеродными учениями вольнодумства и либерализма. Вспомним историю: отступив от истинного Православного учения и приняв позорную унию, Византия пала, и Константинополь поработили турки. Отступление от истинного учения лишает Церковь благодати и делает Ее достоянием антихристовых сил. Церковь должна сплотиться в отстаивании чистоты своего вероучения, врата ада не одолеют ее.

Беседовала Алла Зуева, 1 августа 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования