Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА-УКРАИНА": От веры отрекаться нельзя! В селе Гурьев-Казачок Золочевского района Харьковской области староверы живут уже больше трехсот лет - с 1672 года


Здесь можно встретить имена Парамон, Пархом, Епраксия, Акулина: новорожденных всегда называли строго по святцам. Староверам удалось сохранить свой особый мир. Некоторые местные женщины до сих пор крестятся, завидев автомобиль, потому что считают, что это сатана вселился в ревущую телегу. Конечно, религиозные обряды исполняют не так рьяно, как в старину, зато староверческие иконы висят во всех домах, а большинство гурьевцев носят под сорочкой восьмиконечные крестики.

Женились только на своих

Я остановился у одного из самых уважаемых людей Гурьева-Казачка. Василий Павлович Гурьев - человек действительно уникальный. Бывший библиотекарь, он всю жизнь посвятил изучению истории староверов, основал музей, написал несколько книг и даже умудрился, не имея доходов, кроме крохотной пенсии, снять два короткометражных фильма о селе. Сейчас работает над третьим. Остается лишь удивляться, откуда берет силы человек, который еле передвигается по собственному двору: Василий Павлович - инвалид с детства.

- До революции у нас жили замкнуто, браки заключали между своими. Бывало, женились и на двоюродных сестрах, - объясняет Василий Павлович. - Обвенчаться с иноверцем считалось большим грехом. С приходом советской власти устои пошатнулись. Нередко, наплевав на родительские советы, шли под венец с чужими, но это всегда кончалось плохо.

Например, одна девушка, не получив родительского благословения, отреклась от нашей веры и вышла замуж. Так ее вместе с мужем в лесу окружили волки и провожали до дому, а через некоторое время они оба сошли с ума.

Другой парень ради любимой из другого села тоже попрал устои, хотел раскреститься, но как только сплюнул через плечо, так у него сразу ноги и отнялись! И таких историй масса. От веры и родительского благословения отрекаться нельзя!

Священником стала женщина

Неожиданно Василий Павлович переходит на шепот:

- Историю могилы Тамерлана знаешь? - спрашивает он. - В нашем селе тоже оскверненная могила наделала несчастий. Когда в девяностых годах прошлого века бульдозер раскопал на месте старой церкви склеп, где был похоронен священник, рабочие взяли себе его рясу, а кости выбросили. Кара не заставила долго ждать: один кощунник сгорел в собственном доме, второй попал в аварию.

После того случая беды посыпались и на село. Преставился последний священник-наставник, никому не передав знаний. Колхоз распался, пошли свары, старики помирать начали как мухи. Дальше и вовсе напасть: отпевать умерших взялась женщина. А в какой это религии видано, чтобы женщина служила священником? Но пробыла она им недолго, покарал ее Бог.

Вон, пока не стемнело, сходи к ее сестре Марии Ионовне Протопоповой. Она больше расскажет. У них весь род необычный: прапрадед был первым грамотным человеком в селе, Библию переписывал, иконы писал.

Зарезать человека приказал голос

В старенькой мазанке бабушки Марии, как и у Василия Павловича, в углу под потолком висит древняя икона, на которой изображен Христос с двуперстием.

- Перед этой святыней крестили все мое семейство, - отметила хозяйка. - У нас к вере всегда относились трепетно. Учили молитвы, читали священные книги.

- Как же вышло, что ваша сестра взяла на себя обязанности священника?

- Фекла была очень грамотной, знала много молитв. Вот и пришлось ей этим заняться, когда наш последний наставник умер. Никто ведь молитв толком не знал, а люди поголовно умирали. А отпевать кому?! Не пойдешь же к православному священнику, - разглаживает чистый передник Мария Ионовна. - Фекла и священником-то не была, просто выполняла работу, которая остальным оказалась не по силам. Но люди насторожились, начали говорить, что Бог ее за это накажет, а потом все и произошло…

Мария Ионовна вздыхает, морщинистые руки теребят уголки платка у подбородка.

- Одна девчонка зарезала сестру средь бела дня. На суде призналась, что хотела увидеть смерть своими глазами. Нанесла семнадцать ранений!

Правда, селяне пересказывают и другую, мистическую версию убийства. Якобы таинственный голос приказал девушке во сне расправиться с женщиной, порочащей веру. Теперь душегубка отбывает наказание в женской колонии.

Спать положили под иконой

К Василию Павловичу я вернулся уже затемно. Он усердно перепечатывал на старой машинке текст из пожелтевшей тетрадки.

- Свои старые записи нашел, еще 60-х годов, когда начал фиксировать рассказы старожилов, - оторвал он голову от работы. - Между прочим, у нас последние бородатые мужчины только в начале девяностых умерли. До этого ходили небритыми, как и предписывает вера. Собирались в домах, молитвы читали. Однажды я такой молебен на магнитофон записал. Вот послушай.

Василий Павлович включает старый бобинный аппарат, откуда доносится непривычное слуху пение: слов не разобрать, звуки протяжные и монотонные.

Уже поздней ночью Василий Павлович постелил мне в передней.

- Я тебя здесь положу, под иконой. Ты же не боишься под староверческой святыней спать? - хитро щурясь, спросил он у меня.

Вишневое дерево в комнате

- Сейчас пойдешь в особую хату, - поприветствовал меня утром хозяин, едва пропели петухи. - У бабушки Матрены Ивановны посреди комнаты дерево вдруг выросло ни с того ни с сего. Настоящее чудо!

Во дворе меня встретила сама Матрена Ивановна.

- Заходите, гостем будете! Это моя семья: дети, внуки, правнуки, - улыбается хозяйка. Малыши, смущаясь, прячутся за шторкой.

- Что за чудо тут у вас в доме?

- Вишня, что ли? Проходите, покажу.

В старой мазанке, выстроенной еще до войны, у стены и вправду растет деревце. Скептики легко смогли бы объяснить происходящее: полы ведь в доме земляные, как было заведено и при родителях Матрены. Лет пять назад эта вишня пробилась из земли. Каждой осенью необычный "постоялец" сбрасывает листья прямо на пол.

- В этой комнате долго был молитвенный дом, - говорит хозяйка. - Когда в советские годы нашу церковь снесли, люди принесли к нам иконы, расставили их по углам, а потом стали сюда приходить и молиться. Здесь нас еще малышами учили читать по староверческим священным книгам, крестили детей в кадушках. Я и своих тут окрестила. А вишенка эта с каждым годом разрастается все сильнее - внукам и правнукам на радость.

ЛИКБЕЗ "КП"

Староверчество возникло в России в середине XVII века, после того как патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем была проведена религиозная реформа. Новые церковные правила затронули некоторые ритуалы, например, всех обязали креститься не двумя перстами, а тремя и так далее.

Не желая подчиняться, некоторые верующие целыми селами уходили в леса, на необжитые и дикие земли. Так возникли староверческие поселения. Их обитателей на Руси подвергали гонениям и называли раскольниками.

Александр Пасюта, 8 августа 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования