Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РАДИО ТЕОС": РПЦ МП пошла по пути "отстаивания собственных интересов в качестве совершенной модели общества". Член Папского Совета, историк А. В. Юдин прокомментировал сегодняшние отношения между Католической Церковью и наукой


Группой академиков РАН в известном письме президенту отмечено, что "католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки".

Чтобы выяснить сегодняшние взаимоотношения Католической Церкви и науки корреспондент радио "Теос" обратился к историку, члену Папского Совета по делам мирян Алексею Викторовичу Юдину.

Поясняя в начале ситуацию взаимоотношений церкви и науки в России в настоящее время, историк сказал, что "она сложная, в силу того, что это проблема, не решённая в российской истории".

"То есть, то, что мы имеем в виду в качестве науки, сформировавшейся в 18-ом веке, всё это, как правило, некие идеи, идеологии и технологии, пришедшие с Запада, и воспринимавшиеся как последнее слово. Как самые передовые идеи, самые лучшие. То, что приходило с Запада, уже носило некий секулярный характер, т.е. светский, отрицающий и присутствие церкви, как института, и присутствие каких-либо религиозных идей.

Таким пришёл в Россию университет. У нас не было университетов средневековых, где бы богословие было центральной, суммирующей частью образования. К нам пришёл светский университет, где богословского факультета вообще не было. И поэтому образование, соответственно наука, рассматривалась исключительно как светская область.

Полемика, которую мы видим сейчас, очень характерна для 19-ого века. Церковь сегодня в России повторяет тот же самый путь, что когда-то проходила церковь на Западе, в том числе и Католическая – отстаивание своих собственных интересов в качестве некой совершенной модели общества", — считает кандидат исторических наук А. В. Юдин.

Об отношении Католической церкви к науке член Папского Совета сказал, что оно лишено такой идеологической напряжённости, как в России. "Для этого потребовались очень большие усилия и до Ватиканского Собора, и после.

Очень много усилий потребовалось для того, чтобы наладить диалог науки и церкви, определить какие-то темы этого диалога, преодолеть историческую травму, которая была названа Галилеевой травмой. Дело Галилея всегда считалось неким исходным для рассмотрения противостояния науки и церкви.

Сейчас мы видим именно диалог, причём диалог интеллектуальный, его ведут на одинаковых правах, на одинаковых условиях и та, и другая сторона.

Диалог собственно об истине. И об этом говорит один, на мой взгляд, из самых ярких документов понтификата Иоанна Павла II — его энциклика „Вера и разум", содержащая много интересных моментов, которые как раз и становятся, и развиваются, как темы этого диалога.

Понятно, что позиции веры и науки, просто так не сводимые, очень трудно их одним усилием примирить. Не только в силу исторических причин, а силу того, что это как бы разные пути к истине. Религиозная истина покоится на откровении. Научная истина, как мы её себе представляем, на империческом исследовании, т.е. на обнаружении всего того, что можно пощупать, потрогать и измерить. И, казалось бы, эти пути параллельные и никогда не пересекутся. Но, мне памятна одна замечательная фраза из английского фильма „Творец", где главный герой, рассуждая, говорит, что возможно когда наука перевалит за холм, т.е. достигнет точки, для неё значимой, она увидит, что религия уже там. Там возможно они сойдутся, но когда, где, что – это большой вопрос. Может быть, этого и не будет, а может это происходит постоянно в умах людей.

Но, так или иначе, мы не видим никакого противостояния, никакой напряжённости и тем более никакого противопоставления того или иного метода исследования в современной практике Католической церкви. Хотя дискуссии идут и достаточно острые", — рассказал историк, представитель Католической Церкви А. В. Юдин.

Ирина Чернова, 29 июля 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования