Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ": Протоиерей Всеволод Чаплин: Послесловие к дискуссии вокруг "письма десяти"


После мировоззренческой дискуссии, развернувшейся в СМИ, нельзя не поблагодарить авторов "письма академиков" за то, что они для такой дискуссии создали повод. Все-таки нечасто наши газеты и радиостанции говорят о глубинных вопросах религии и этики. А сейчас, летом, когда не так активно взбивается политическая и экономическая пена, вопрос о месте религии в жизни общества, о ее отношениях с наукой стал во многих СМИ одним из главных.

Прекрасно, что православным людям - священнослужителям и мирянам - удалось громко сказать о целом ряде важных вещей. Во-первых, о том, что никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо "единственно научным". Наука и мировоззрение - разные вещи, и это признают лучшие умы мира, даже такие критические как господин Глазычев. Твердых фактов в естественных науках для полноценного мировоззрения не хватает и не может хватить. Науки же гуманитарные - это область споров, гипотез, конфликтующих теорий, но не единой "научной истины" и уже тем более не единого мировоззрения. Отсюда вывод - Конституция России права, когда говорит о недопустимости установления обязательной или государственной религии или идеологии. В том числе, естественно и материализма, позитивизма, агностицизма, атеизма. В том числе в высшей и средней школе.

Второе, что удалось ясно сказать, - это то, что наша Церковь не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти. Но светскость государства и заключается единственно в том, что религиозные управленческие структуры не осуществляют государственных полномочий, не участвуют в партийной и предвыборной деятельности, а государство не вмешивается в вероисповедный выбор человека и во внутреннюю жизнь религиозных объединений. В этом смысл толкования принципа светскости в статье 4 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Армейские и тюремные капелланы, теология в государственных вузах, признание дипломов и научных степеней теологов, преподавание религиозной культуры в общедоступной школе на добровольной основе - все это может быть в светских государствах, все это распространено в мире и не вызывает конфликтов, все это де-факто, а во многом и де-юре, существует и в России. Надеюсь, что и будет существовать, поскольку этого хотят многие люди.

И последнее. Мы в очередной раз сказали, что Церковь - это миллионы граждан России, людей разных возрастов, профессий и "сословий". Людей молящихся, читающих, думающих, действующих. Никто не может лишить их права поступать согласно своему мировоззрению и утверждать его в жизни общества. Диалог же, в том числе с учеными, должен развиваться. И пусть в нем участвуют самые разные люди. Ведь без размышления о таких важных вещах, как основания права, этики и социального устройства, как мировоззренческий фактор жизни общества, - наши политики и наш народ будут до конца истории похожи на слепых котят, доверчиво слушающихся любого поводыря.

1 августа 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования