Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Врач и священник у постели больного. Парламентские слушания в Даниловском монастыре


"Медицина - совершенно особая область человеческой деятельности: она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой". Слова эти принадлежат митрополиту Антонию Сурожскому, монаху и хирургу, работавшему врачом во французском движении Сопротивления и ставшему правящим иерархом Русской Православной Церкви в Британии.

Возможно, из такого принципа исходил комитет Госдумы по охране здоровья и спорту, когда организовал парламентские слушания "Религия и здоровье". Проходили они в Даниловском монастыре. Открывая слушания, председатель комитета Николай Герасименко подчеркнул их уникальность. Обычно парламентские слушания проводятся по законопроектам. На этот раз никакого законопроекта не предлагалось. В парламентских слушаниях принимали участие представители всех трех традиционных для России религий: православия, ислама и иудаизма. Деятелей медицины и религии объединила общая забота, общая тревога о физическом и психическом состоянии народа. Это естественный союз: врач и священник встречают человека на пороге жизни, они же провожают его в последний путь. Недаром среди священников немало бывших медиков. Тот же митрополит Антоний Сурожский говорил, что в основе деятельности врача должно лежать сострадание, а сострадание по самой природе своей ненаучно.

И докладчик на этих необычных парламентских слушаниях был тоже необычный: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Проблемой номер один назвал он здоровье народа. Здоровье населения и состояние демографии являются сегодня самым главным для России. Все остальное второстепенно. Если ситуация не изменится, не для кого будет развивать экономику, строить транспортные пути. С религиозной точки зрения болезнь есть разлад между духовным и материальным началом. Известная максима полностью звучит так: "В здоровом теле - здоровый дух, и это великое благо". Иными словами, в здоровом теле далеко не всегда здоровый дух, и тогда в этом нет никакого блага. Важность взаимодействия Церкви и учреждений здравоохранения - прописная истина. Каждый человек, которому приходилось лежать на больничной койке, знает, как важно получить поддержку, напомнил митрополит.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России свободу совести и вероисповедания и поощряет любую деятельность, способствующую укреплению здоровья человека (ст.41, п.2). Русская Православная Церковь имеет богатый исторический опыт взаимодействия с медициной. Традиция организации больницы при монастыре перешла с Афона в первую русскую монашескую обитель - Киево-Печерский монастырь, потом в Троице-Сергиевский монастырь и впоследствии распространилась по всей России. Такие учреждения совмещали функции больницы, богадельни, дома инвалидов, хосписа.

Сейчас традиции эти возрождаются. В последние 10 лет по всей стране стали открываться и восстанавливаться больничные храмы и часовни. Только в Москве их 44. Все шире развивается благотворительность. В 1991 году в Московской епархии каждую неделю более чем в 50 медицинских учреждениях больным раздавались продукты, почти в 40 - одежда и обувь. Но, может быть, самое важное - помощь сестричеств и групп милосердия. Около 100 сестер из Марфо-Мариинской обители милосердия работают в ожоговом и травматологическом отделениях НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Обитель занимается патронажной деятельностью, имеет лечебницу - учреждение амбулаторно-поликлинического типа. Свято-Димитриевское сестричество действует при 1-й Градской больнице. Сестры из других сестричеств работают в городских больницах # 50, 51, в других больницах, причем в самых тяжелых отделениях - неврологических, хирургических, в Институте нейрохирургии.

Традиционные религиозные организации принимают участие в борьбе с наркоманией и алкоголизмом, предоставляют возможности реабилитации для лиц с отклоняющимся поведением, участвуют в других медицинских программах социальной направленности. Но на огромной территории России это капля в море.

Во многих странах религиозные организации активно работают в сфере медицины. В Германии, например, где одна из лучших систем здравоохранения, большинство больниц принадлежит евангелическим, католическим общинам. Туда может обратиться человек, принадлежащий к любой конфессии или не принадлежащий ни к какой, и получить полноценное лечение либо по страховке (а в Германии застрахованы все), либо за собственные деньги.

Создание религиозными общинами собственных лечебно-профилактических учреждений может послужить хоть в какой-то мере выходом в нынешнем тяжелом положении нашего здравоохранения. И дверь не должна быть закрыта перед разными конфессиями. Вспомним католическую монахиню мать Терезу - она работала в Индии. Может быть, целесообразно ввести и добровольный религиозный налог, как в той же Германии. К какой конфессии человек себя относит, той и платит налог. Считает себя атеистом - никому не платит.

Нездоровье нашего общества уже давно служит почвой для безудержной демагогии и политических спекуляций разнообразного толка. Но реально практически ничего не делается. Между тем нездоровье становится все заметней, причем не только физическое, но и духовное: с одной стороны, апатия, чувство безнадежности, отсутствие перспектив, с другой - агрессия, ощущение вседозволенности. Будет очень прискорбно, если парламентские слушание в Даниловском монастыре окажутся очередным бесплодным словоговорением. Религиозные организации могут принести серьезную конкретную помощь.

Религиозность нынче вошла в моду. Новообращенные богачи освящают не только свои дворцы и бронированные "Мерседесы", но и сомнительные заведения вроде казино. Было бы во всех смыслах хорошо направить их религиозное рвение на самое благое дело - помощь больным и убогим. Достойный путь к спасению души для современных разбойников Кудеяров.

Ада Горбачева

24 января 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования