Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Если в переполненном театре громко крикнуть: "Пожар, спасайтесь!" - то будет бурная реакция. Интервью с замруководителя Управления социально-политических исследований ВЦИОМ В.В. Балытниковым по поводу письма епископа Диомида


Радикальные "ультраправославные" сайты обнародовали решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии, подкрепляющее обращение епископа Диомида (Дзюбана). Напомним, что обращение появилось незадолго до 17 мая, дня воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. Документы вызвали резонанс в обществе, причем не только в церкви, но и далеко за церковной оградой. Между тем содержание претензий к церкви, в общем, стандартно: призывы к борьбе с ИНН и вакцинацией, рассуждения о "неосергианстве", требование осудить демократию. Разъясняет некоторые недоумения "МН" специалист в области церковных канонов, заместитель руководителя Управления социально-политических исследований ВЦИОМ, кандидат юридических наук Вадим Владимирович Балытников.

МН: Епископ Анадырский и Чукотский Диомид и его присные требуют публичного отлучения от церкви лиц, повинных в растлении народа через СМИ, усиления борьбы с пороками, осуждения "неосергианства" и демократии. На ваш взгляд, насколько обоснованы эти требования?

Балытников: Ну, начнем с требования публичного отлучения. Оно очень звучно, но на деле представляет собой лишь демагогию. Если уж авторы обсуждаемых документов употребляют выражение "согласно церковным канонам", то они должны знать, что эти каноны говорят об отлучении. А они гласят, что для отлучения конкретных православных христиан (а неправославные и так не принадлежат к церкви) обвинители должны представить конкретные доказательства их вины в конкретных грехах. Естественно, гораздо проще вбрасывать в массы лозунги "о необходимости публичного отлучения" неких абстрактных, неизвестных лиц. Читатель сразу почувствует "заботу о нравственном здоровье общества".

МН: Но ведь церковь действительно должна заботиться о нравственности. Разве не логичным выглядит требование "более решительно обличать пороки и недостатки современной государственно-политической и общественной жизни"?

Балытников: Требование вполне логичное и правильное. Нелогичен и неправилен перечень пороков. Ставить в один ряд гей-парады и вакцинацию по меньшей мере глупо. Я думаю, не так давно все, смотревшие выпуски новостей, видели, как представители церкви протестовали против попытки проведения в Москве гей-парада. Но совершенно непонятно, почему они должны бороться с защитой собственного здоровья. Ни в Библии, ни в Священном Предании православной церкви нет никакого запрета на вакцинацию. В нашей церкви есть выдающийся святой, один из величайших врачей XX века, доктор медицинских наук, святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Ничего неправославного в вакцинации он не нашел, к "порокам и недостаткам", в отличие от "ревнителей", её не причислил. Другое дело, что надо тщательно контролировать качество вакцин, точно выявлять показания и противопоказания для прививок. Почему бы не призывать к этому, вместо того чтобы ставить вакцинацию в один ряд с содомией и наркоманией?

Что касается ИНН, то наша церковь уже определила свою позицию. Есть реальные проблемы допустимых форм и пределов государственного контроля за жизнью граждан. А есть пришедшие к нам с Запада и выросшие там в протестантской среде современные страхи перед числом 666. И ведь не стесняются же авторы обсуждаемых документов цитировать Библию, выделяя жирным шрифтом слова про это число, хотя в самой Библии написано, что его принятие в качестве числа имени Антихриста будет произведено только тогда, когда последний уже воцарится на всей Земле. Может, теперь 666-ю страницу в Библии объявим "печатью Антихриста", а её открытие - способом принятия оной?

МН: Среди часто предъявляемых православной церкви обвинений фигурирует такое явление церковной жизни, как "неосергианство", поднимается вопрос отношений церкви и власти.

Балытников: Вопрос об отношении церкви и власти четко и однозначно решен в Библии. Хрестоматийно известными словами "нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены". При этом, как учат святые, всякая власть - от Бога, но от человека - употребление власти и тем более злоупотребление ею. И такое злоупотребление всегда осуждалось церковью. Вспомним, как святой Николай Чудотворец бесстрашно вразумлял римского императора (тоже впоследствии ставшего святым) Константина Великого. Вспомним, как святой митрополит Филипп обличал Иоанна Грозного, за что и был убит по его приказу. Вспомним, наконец, позицию патриарха Алексия II и Священного синода во время трагических событий сентября - октября 1993 года. При этом не забудем и то, что даже в еще языческой Римской империи христианские мученики молились за правителей, по воле которых их отправляли на мучения.

О каком это "неосергианстве" вещают "ревнители"? У нас что, на дворе 1927 год, закрытие храмов, массовое уничтожение духовенства и требования подписания очередной декларации о признании православными власти безбожников "нашей властью"? Вроде нет, сейчас 2007 год, средний темп возвращения храмов церкви за последние 16 лет составлял два-три храма в день, количество священников растет не менее стремительно, а во главе страны стоит православный президент.

Хотя конечно, епископ Диомид, который фактически объявил в своем обращении о том, что на встречах "Большой восьмерки" глава российского государства вместе с лидерами зарубежных стран готовит приход Антихриста, может и не замечать разницы. Кто не хочет видеть - не видит.

МН: А что можно сказать о требованиях, например, осудить демократию как систему, противоречащую церковному учению, о призывах к восстановлению монархии?

Балытников: Как свидетельствует церковь устами своих святых (Фотия, патриарха Константинопольского, Тихона, патриарха Всероссийского, Николая Сербского и других), тип государственного устройства не предопределен Богом, он устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом. Церковь же не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Монархия не является единственной богоустановленной и богоугодной формой правления, о чем ясно свидетельствует Библия. Кстати, противопоставление монархии и демократии в принципе неправомерно. Существуют вполне демократические монархии, например Великобритания. На самом деле монархиям противополагаются республики (кстати, об одной из них, Римской, в Библии содержатся весьма положительные отзывы). При всем этом, по словам святого патриарха Тихона, установление той или иной формы правления есть не дело церкви, но дело самого народа.

МН: Но если основные подходы епископа Диомида столь абсурдны, почему же они вызывают такую бурную реакцию в обществе? Видимо, они все-таки выражают чаяния определенной части церковного народа. У нас ведь нет оснований считать это "низовое православие" менее аутентичным, чем "высокое"?

Балытников: Есть. Христос сказал: "Вы от нижних, Я от вышних". Вот и ответ на вопрос, какое православие настоящее - "низовое" или "высокое".

А причины того, что подобные подходы вызывают столь бурную реакцию, очень просты. Попробуйте в переполненном театре громко, да еще в несколько голосов крикнуть: "Пожар, спасайтесь!" - будет такая бурная реакция, что мало не покажется. Надо, правда, отметить, что за ложные крики подобного рода положено наказывать. За ложные высказывания от лица церкви, кстати, тоже.

ЦИТАТА

Апокалипсис (от греч. - откровение) - одна из книг Нового Завета, по преданию написанная любимым учеником Христа апостолом Иоанном. Жанр откровений в религиозной литературе в Иудее в последние века до н.э. был распространен и опирался на ветхозаветные пророчества. Книга Иоанна итожила эту традицию, но и привносила существенно новое.

"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть"

(Откровение Иоанна Богослова 13; 15-18).

СПРАВКА

Из решения епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской патриархии.

- "Просим руководство Московской патриархии осудить такое явление церковной жизни, как "неосергианство", и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами".

- "Выражаем нашу боль и обеспокоенность священноначалию РПЦ МП в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества".

- "...Необходимо предать публичному отлучению от Церкви лиц, повинных в растлении нации, в первую очередь через средства массовой информации".

- "Принятие индивидуального номера, а по сути имени в виде числа, содержащего в машиносчитываемом виде число шестьсот шестьдесят шесть, согласно Святому Писанию - величайшая опасность для спасения души".

Подписано 06.06.2007 управляющим епархии епископом Диомидом (Дзюбаном), игуменом Феофилом (Дзюбаном), игуменом Илией (Емпулевым), иеромонахом Николаем (Дмитриевым), девятью иереями и шестью монашествующими

Василина Орлова, 22 июня 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования