Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БАБР.RU": Костел преткновения. Католический костел в Иркутске давно стал предметом бурной полемики


"...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу."

Евангелие от Матфея.

Откровенно признать, писать на тему иркутского костела надо было давно - но рука не поднималась. Очень уж грязная и неприятная для приличных людей эта история.

Взяться за перо вынудила публикация известной своими необдуманными и однобокими суждениями журналистки Юлии Улыбиной. Опубликованная в газете "СМ Номер один" и тут же восторженно перепечатанная известным своим социальным экстремизмом сайтом "Чайхана", эта откровенно антипольская и антикатолическая статья не вызывает ничего, кроме брезгливого недоумения по адресу указанных изданий.

Даже оставив в стороне то обстоятельство, что в этой публикации свалены в кучу совершенно не связанные друг с другом вещи - такие, например, как перенос памятников в современной Польше и принадлежность храма, построенного в конце XIX века гражданами входивщего в Российскую империю Царства Польского, нельзя не заметить, что мнение "другой стороны" - то есть иркутских католиков и иркутских поляков - никто почему-то не спросил. А между тем стоило бы... хотя бы по элементарным канонам журналистики.

Вообще, постоянные ссылки на национальную принадлежность католиков-священнослужителей как минимум примитивны и низки. И в православии, и в католицизме в принципе нет понятия национальности - христианство является верой, объединяющей людей независимо от языка, цвета кожи и образа жизни. Совершенно заурядным делом является переход священнослужителя в ту или иную епархию - вне зависимости от ее географического местоположения. В России же, где практически нет русских католических священников, традиционно трудятся священнослужители и монахи из бывших демократических стран: Чехии, Польши, Словакии. Выбор объясняется просто: в этих странах русский язык долгое время являлся, де-факто, вторым государственным языком, изучался в школах и известен, в той или иной степени, большей части населения. Кстати, среди иерархов РПЦ также присутствуют иностранцы, да и самого патриарха Алексий II вряд ли можно назвать русским.

Вернемся, однако, к истории вопроса.

Иркутский католический храм, неверно называемый в народе "польский костел", изначально был построен деревянным - на частные пожертвования в 1825 году. К этому времени Иркутский римско-католический приход насчитывал около двух тысяч прихожан - литовцев, поляков, белорусов, латышей, поволжских немцев. Среди них были не только ссыльные, но и купцы, старатели, военные, а позднее - рабочие Транссиба. Количество католиков на иркутской земле резко возросло после двух восстаний в Царстве Польском: в 1830 и 1863 годах.

Во время пожара 1879 года деревянное здание храма сгорело. За пять лет иркутские католики собрали достаточное количество средств для постройки нового, кирпичного храма, который и по сей день украшает главную площадь Иркутска. Повторюсь - римско-католический костел был построен полностью на частные средства иркутских католиков, по проекту архитектора Яна Тамулевича. Орган в новом храме не был предусмотрен, так как ни архитектура, ни акустические особенности зала не предназначались для такого громоздкого инструмента. Вместо органа на хорах - на балконе - стояла небольшая фисгармония.

К 1911 году число католиков в Иркутской губернии достигло 30 тысяч человек, и это был самый большой по площади католический приход в мире.

В 1921 году советская власть полностью национализировала все культовые здания - в том числе и здание костела, вместе с находящимся в нем имуществом. Католическая община была вынуждена арендовать собственное здание вплоть до 1938 года, когда все руководство Иркутского католического прихода было арестовано (и впоследствии расстреляно), а сама община распущена.

Долгое время после этого костел находился в бесхозном состоянии. Уникальная резная роспись главного алтаря была растащена по частным домам, частично сожжена, уничтожен был и весь церковный архив, в том числе записи актов гражданского состояния. Мозаика окон была разбита.

В 1978 году началась новая история католического храма. Собственно, началась она годом раньше с совершенно анекдотичной истории, которую очень не любят вспоминать сотрудники областной филармонии. В Иркутск приехала партийно-культурная делегация из дружеской ГДР, и экскурсовод, не преминувший обратить внимание гостей на костел, являющийся, как ни крути, а одной из немногочисленных достопримечательностей города, взял и ляпнул, что здание реставрируется изо всех социалистических сил, да вот беда - орган для него нигде не достать, а так был бы совсем уголок готической Германии в центре Сибири... Слово - не воробей, и через год из ГДР в адрес областного руководства пришла телеграмма - встречайте подарок, орган уже отгружен и полным ходом едет в Сибирь.

Масштабы переполоха для людей, заставших те времена, представить несложно. Заброшенное здание было отреставрировано совершенно в авральном порядке. Причем отреставрировано чисто по-советски: главное - отчитаться, а там хоть трава не расти. В результате "ремонта" были наглухо заасфальтированы все вентиляционные отверстия храма, после чего в подвале и на первом этаже костела поселились сырость и гниль, начавшие стремительно разрушать здание. Основная "реставрация" же заключалась в том, что прямо поверх резьбы на фасаде прошлись стальными щетками шлифовальных машин и наскоро соорудили вокруг здания забор.

Орган в костел не влезал. Никак. И влезть не мог - потому что здание никогда не предназначалось для такого большого инструмента. Вопрос был решен по-большевистски: орган водрузили на место алтаря, попутно снеся оттуда последние остатки деревянной резьбы. Тот факт, что в христианстве кощунством является даже просто хождение по алтарному месту, никого не волновало - и, кстати, не волнует до сих пор, даже "культурных" сотрудников филармонии. Исполнение пусть и католической, но все-таки музыки на алтаре является откровенным оскорблением тех самых пресловутых чувств верующих, о которых так любят писать некоторые журналисты...

Нельзя сказать, что органу в Иркутске сильно обрадовались. Органистов не только в Сибири, но и вообще в России - пересчитать по пальцам, любителей органной музыки тоже не очень много, а вот брать на баланс достаточно сложное в обслуживании старинное здание филармонии пришлось. На органные концерты сгоняли и сгоняют школьников в рамках "культурного просвещения", постепенно появился и свой органист, а "органный зал" прочно вошел в список иркутских достопримечательностей.

Между прочим, всем старожилам Иркутска известно, что орган является подарком от ГДР. Об этом писали газеты и рассказывали на политинформации в школах. Совершенно непонятно, с какой целью разного рода желтой прессой обсасываются взятые с потолка цифры стоимости органа, который якобы был построен на средства иркутского муниципалитета - да еще в масштабах, превышающих по тем временам стоимость строительства многоквартирного дома.

Сказать по секрету, орган в католическом храме не совсем настоящий. Многие его детали - это чистой воды антураж, сам инструмент очень сильно модернизирован по сравнению со своими средневековыми предками. На самом деле орган имеет электрический привод, который, в силу крайне непрофессионального обращения, давно дышит на ладан. Именно с этой, тщательно скрываемой, неприятностью, вероятно, связан категорический отказ филармонии перевозить орган в другое место: при практическом отсутствии нормального финансирования органного зала, состарившийся в условиях плохого обращения инструмент просто не переживет переезда. В результате филармония оказалась в роли анекдотичного вора, укравшего цепи: и тащить тяжко, и бросить жалко.

Да и вообще, постоянные ссылки филармонии на некую "уникальность" иркутского органа не имеют под собой никаких оснований. Орган совершенно заурядный, рядовой, сделан на фабрике в числе многих десятков и сотен подобных инструментов, и упорство руководства филармонии можно объяснить лишь личными амбициями и нежеланием признавать, в какое катастрофическое состояние приведен орган за неполные 30 лет его эксплуатации. По признанию самих сотрудников филармонии, привод органа включается каждый раз с замиранием сердца: заработает или нет?

Впрочем, нельзя сказать, что органный зал ломится от желающих услышать фуги Баха. Концерты в нем проходят все реже и реже, а про аншлаги музыканты давно уже забыли.

С другой стороны, нынешнее, да и прошлое, областное руководство не торопится вкладывать средства в культуру. Перевозить орган попросту некуда, губернатор же на эту проблему закрывает глаза, предпочитая тратить некие загадочные "внебюджетные" средства на восстановление церкви для собственного духовника.

Вернемся к истории. После отмены советской власти в 1991 году - и, кстати, в полном соответствии с законом - католическая община попросила вернуть законно принадлежащее ей имущество. Напомним, что Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорит:

"Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно".

Закон есть закон - несмотря на то, что именно по этому закону Русская православная церковь повсеместно выкидывает из храмов музейное имущество, а сами музеи выселяет на улицу. Дойди дело до суда - филармонии придется очистить помещение в самые короткие сроки. Между тем, во многом благодаря разумной политике губернатора Юрия Ножикова, конфликт долгое время удавалось держать под контролем: часть здания старого костела была предоставлена католическому приходу, а под строительство нового храма было выделено место на улице Грибоедова.

Излишне было бы напоминать, что новый храм был полностью построен на средства католической церкви. А вот другой факт известен гораздо меньше: несмотря на процитированный выше закон, иркутская католическая епархия платит арендную плату за землю, на которой находится новый храм. И эта арендная плата по какой-то странной причине намного превышает такую же плату для коммерческих предприятий.

По российским меркам, казалось бы, католики должны быть довольны тем, что им разрешили построить один храм взамен другого - отобранного. Но католики - люди цивилизованные, и имеют не менее цивилизованные представления о частной собственности. "Старый" костел принадлежит католической общине, и, несмотря на фантазии некоторых журналистов, это именно католический приход разрешает филармонии проводить концерты на своей территории, а не наоборот. Вследствие этого католиков в принципе нельзя обвинять в "попытках захвата" здания костела - как нельзя обвинять человека в захвате его собственной квартиры. А вот что является откровенной фантазией журналистов и даже в какой-то мере провокацией - это постоянные ссылки на отца Анджея, который на самом деле не имеет к "старому" костелу никакого отношения.

Дело в том, что в Иркутске два католических прихода. Один располагается в новом храме, второй - в старом. У каждого прихода - свой настоятель, свое финансирование и свои проблемы. Малограмотные журналисты же почему-то смешивают оба прихода в одно целое, порождая у легковерного читателя образ врага - то есть католика. Непонятно - а может, наоборот, понятно? - на чью мельницу льют воду такие журналисты. Но то, что подобные публикации попросту разжигают ненависть в обществе, причем в указанной статье - разом и по национальному, и по религиозному признаку - это непреложный факт.

Дмитрий Таевский, 24 мая 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования