Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Дар Божий. Икона Казанской Божией Матери переедет из Ватикана в Казань


Юрий НИКОЛАЕВ, Ольга КАБАНОВА

Чудотворная икона Казанской Божией Матери, висящая в апартаментах папы римского Иоанна Павла II, будет возвращена в Россию. Договоренность об этом достигнута. Чтобы это замечательное событие свершилось, понадобились долгие и сложные переговоры, и не только представителей государственных учреждений и христианских церквей. Икона считалась разменной картой в непростых отношениях православных и католиков - первоначальным условием ее возвращения был визит папы римского в Россию. Теперь ясно, что икона будет передана в Казань, город, где она и была обретена, независимо от того, вступит ли понтифик на российскую землю.

Решение о возвращении иконы в Казань уже принято, и хотя участники переговоров этого прямо не подтверждают, из их комментариев ясно - православная святыня вернется на родину. В казанской администрации воздержались от комментариев - "как бы не сглазить", но сослались на то, что отдельным пунктом в федеральной программе по празднованию 1000-летия Казани значится возвращение иконы Казанской Божией Матери.

И работа над этим пунктом ведется на разных уровнях. А поскольку госкомиссию по празднованию казанского юбилея возглавляет президент Путин, то и на уровне руководства страны. Мэр Казани Камиль Исхаков еще на встрече в Ватикане обещал, что первоначально чудотворная икона найдет пристанище в Благовещенском соборе Казанского кремля, а затем городские власти восстановят разрушенный храм Богородицкого монастыря, в котором икона хранилась почти полтысячелетия. Сегодня это территория Казанской табачной фабрики, которой подыскивают другое место.

"Впервые о возвращении иконы Казанской Божией Матери заговорили в Татарстане в конце 90-х годов. О ее местонахождении нам сообщили католики Германии. Но тогда наши обращения в Ватикан остались без ответа. По второму кругу мы отправились в 2000 году вместе с мэром Казани Камилем Исхаковым. Если обращается глава города, в котором обретена икона, это звучит совсем иначе. И нас в октябре 2000-го принял папа римский. Мы передали ему личное письмо президента Татарстана Минтимера Шаймиева, просившего главу католической церкви помочь возвращению реликвии на родину", - рассказал "Известиям" Рафаэль Хакимов, советник президента Татарстана по политическим вопросам.

Конечно, есть и проблемы: в Казани икону считают своей, а представители православной церкви полагают, что ее родина - вся Россия. Но главное, как хорошо сказал Хакимов, "куда бы икона ни вернулась, она будет рядом с верующими". Да и сама процедура возвращения юридически сложна и во многих важных деталях еще не ясна.

В Министерстве культуры РФ, которое по своему положению, определенному правительством, проводит работу по возвращению из-за рубежа культурных ценностей, на вопросы "Известий" отвечали неохотно. Здесь считают, что пока условия и процедура передачи еще не окончательно определены, говорить о событии рано.

"Мы около года ведем переговоры с Ватиканом о передаче иконы. Обе стороны пришли к выводу, что до принятия конкретных решений и обозначения возможных процедур, которыми будут руководствоваться все участники процесса передачи, должна быть проведена экспертиза. Необходимо точно выяснить, с какой именно святыней мы имеем дело", - сказал "Известиям" заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов.

Уже создана комиссия, в которую входят и музейные эксперты, и представители православной церкви, и представители правительства Татарстана. Эта комиссия подготовила предварительное заключение на основе имеющихся в России материалов. Дальше она будет работать над изучением иконы вместе с экспертами Ватикана.

"Передача должна состояться в соответствующем правовом поле, важно точно установить, кому именно принадлежала икона раньше - частному лицу или православной церкви. Конечно, сам факт доброй воли Ватикана очень важен, но для нас в переговорах главное, чтобы возвращение иконы привело к улучшению отношений между православной и католической церквями, а не усилило противоречия между ними", - уверен Хорошилов.

Справка "Известий"

Казанская икона Божией Матери, считающаяся одной из величайших святынь Русской православной церкви, написана на кипарисовой доске и представляет собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения. Икона была обретена 8 июля 1579 года десятилетней девочкой Матреной, которой приснился вещий сон о том, что икона лежит под слоем золы на пожарище. Иконе приписывают многочисленные чудотворения, одно из которых - изгнание из Москвы польских захватчиков. Чудотворный образ находился в Казанском Богородицком монастыре, первой настоятельницей которого стала подросшая и постригшаяся в монахини Матрена. Впоследствии икона хранилась в Казанском соборе на Красной площади в Москве и соборе Казанской Божией Матери в Петрограде, откуда в начале 1920-х годов, очевидно, была продана за границу вместе с другими церковными ценностями через Торгсин.

"Вернуть икону - долг каждого честного человека"

- Нам, Русской православной церкви, хотелось бы, чтобы икона вернулась в храм, - заявил "Известиям" протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь отдела внешних церковных связей Московской патриархии (ОВЦС), - она создана для верующих и должна принадлежать им. В любом случае икона незаконно находится за пределами России, и вернуть ее - долг каждого честного человека. Поэтому мы считаем недопустимым выставление каких-либо условий ее возвращения. Однако вопрос о визите папы в Россию и возвращении православной церкви иконы, по нашему мнению, объединять нельзя.

- Даже в среде церковных исследователей существует много версий того, как Казанская икона Божией Матери оказалась в апартаментах папы римского, - пояснил "Известиям" глава секретариата ОВЦС по межхристианским связям Игорь Выжанов, - самой распространенной из которых является следующая: чудотворная икона Божией Матери до 1612 года находилась в Казанском Богородицком монастыре, откуда ее вывезли в Москву войска князя Минина. В Первопрестольной икона обрела постоянное место пребывания в Казанском соборе на Красной площади, откуда в 1904 году ее украл некто Чайкин. Далее след иконы теряется. Однако после Первой мировой войны некий английский аристократ заявил, что купил в Польше подлинную Казанскую икону. Эти сведения решил проверить известный католический историк Георг Вайгель, который посетил имение аристократа в сопровождении русской княгини-эмигрантки и православного архиерея. Последние узнали в иконе чудотворный образ, хранившийся в Казанском соборе. Через некоторое время владелец иконы обеднел и был вынужден продать ее. Здесь след образа теряется повторно. В семидесятых годах священник-иезуит из Фатинского апостолата (монашеское объединение внутри ордена) увидел на аукционе в США икону и привез ее в итальянский город Фатину. В 1993 году папа римский посетил этот город, и монахи подарили ему икону Казанской Божией Матери. С тех пор образ постоянно находится в личных апартаментах папы и покидает их только в связи с переездом понтифика в летнюю резиденцию. Наша церковь никогда не вела специальных переговоров о передаче иконы. В 1997 году, когда готовилась встреча святейшего и папы, католики сами предложили передать ее из рук понтифика в руки патриарха. Однако встреча сорвалась, и инициатива передачи иконы России медленно угасла.

Дмитрий РУДНЕВ

Как могли бы примириться католики и православные?

Марк БРОДСКИЙ, философ, религиовед, член Клуба "Известий":

- Для того чтобы православные и католики смогли помириться, во-первых, они должны понять, что помириться - еще не значит объединиться. Во-вторых, обеим сторонам нужно больше думать о духовном, а не о политике и экономике. Думаю, что на личностном уровне это вполне возможно.

Отец Никон, духовник монархического движения "За Веру и Отечество":

- Важно, чтобы католическая церковь прекратила вести себя, как враждебная организация. Меня оскорбляет демонстративно пренебрежительное отношение представителей католической церкви к русским православным традициям. Ведь нет никакой нужды в огромной католической структуре в России. Тем не менее Ватикан стремится превратить в епархию любой приход, демонстрируя тем самым, что Россия - такая же территория католической церкви, как традиционно католические страны, как Франция и Италия.

Вадим МИХАЙЛОВ, руководитель Центра подземных исследований:

- Вы, наверное, помните, как священники носили под рясами погоны. Это лишнее свидетельство тому, что все в наше время ополитизировано. В таком случае, какой разговор может идти о мире между католиками и православными? Они испокон веков считают друг друга врагами и еретиками. Я думаю, что история сама расставит все точки над i. Бессмысленно говорить о каком-либо руководстве к действиям, когда в современном мире духовные и политические сферы очень и очень взаимосвязаны.

Вадим СТЕПАНЦОВ, поэт, "Орден куртуазных маньеристов":

- Я в свое время из-за этого в дурку из армии попал. Я в армию взял с собой книжечки из "Библиотеки атеиста", одна из них называлась "Христианский экуменизм: вчера и сегодня". Я уверен, что абсолютному большинству католиков, протестантов и православных неизвестны догматические отличия их религий. Поэтому, чтобы достичь примирения всех христиан, надо закрыть по всему миру кафедры богословия, всех церковных иерархов пересажать в лагеря и дать возможность разбираться в христианском экуменизме черной неграмотной массе.

Василий ЛАНОВОЙ, актер:

- Католики и православные сейчас не могут помириться. В их противостоянии слишком большие угрозы в сторону друг друга. Их интересы разошлись очень давно, поэтому вражда продолжается между католиками и православными очень долго. При нынешней активности католиков и слабости православных, в частности, в России сейчас примирение невозможно. Хотя, думаю, это произойдет. Когда точно, спрогнозировать не могу, но под угрозой гибели человечества обеим сторонам придется сделать шаг к примирению.

Владимир БЕЛОВ, религиовед, член Клуба "Известий":

- Чтобы помириться, католики и православные должны делать шаги навстречу друг другу. Римско-католическая церковь и сам папа в последнее время делали довольно много заявлений о том, что хотели бы иметь братские отношения с Русской православной церковью. А вот РПЦ, на мой взгляд, занимает не вполне конструктивную позицию. РПЦ обвиняет католиков в прозелитизме, в том, что они переманивают к себе людей путем подкупа и обещаний. Но по статистике за последние 10 лет из тех русских людей, кто был православным, не более 500-600 человек перешли в католичество. Нужно перестать воевать и сесть за стол переговоров. В идеале патриарх должен встретиться с папой, это было бы очень полезно.

Анастасия АНИКУШИНА, студентка филологического факультета МГУ:

- Для примирения всех христиан надо, чтобы люди научились быть терпимее друг к другу. Людей разделяет не их вероисповедание, а их отношение к этому. Бог не может разделять людей. Люди должны видеть Бога в каждом человеке, независимо какую религию он исповедует. Надо быть выше условностей и добрее друг к другу, тогда не будет необходимости в примирении, потому что ничто не будет препятствовать взаимопониманию.

21 января 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования