Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"RPMONITOR": Власть во имя веры. Деяния Константина Великого являются примером сопротивления злу силой


В минувшее воскресенье (3 июня) отмечалась память святого равноапостольного царя Константина Великого, благодаря трудам и подвигам которого возникли христианская державность и христианское воинство. Все, кому дороги эти святыни, обращаются к св. равноапостольному царю как к небесному покровителю и помощнику.

Отметим, однако, что сегодня только Православная Церковь почитает Константина Великого. В прошлом году православные христиане торжественно отметили 1700-летие воцарения святого императора. Приветствуя участников церковно-научной конференции, посвященной этому событию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Первый царь во христианех" и "в царех апостол" таким вошел Константин Боговенчанный в историю Империи и Церкви. С его именем связано наступление новой эпохи на руинах языческого античного мира возникла новая христианская государственность и новая культура. Церковь, основанная Христом и воспринятая первохристианами как Град взыскуемый и Царство не от мира сего, была властной рукой выведена из катакомб и застенков диоклетиановых гонений".

Иное отношение к первому христианскому государю установилось на Западе. Для протестантов Константин – крайне отрицательный исторический персонаж, который, будто бы, лишил Церковь "свободы" и поработил государству.

Католические историки в раннем средневековье пытались доказать, что Константин, будто бы, подарил Западную часть своей империи Римским Папам. Когда же выяснилось, что документ, фиксирующий этот дар (так называемые "исидоровы декреталии") – подложен, в Ватикане утратили интерес к личности Константина. В дальнейшем католические историки солидаризировались с протестантской оценкой деяний великого императора.

Между тем, в политической истории христианского мира святой Константин Великий – центральная фигура. Он выступил на историческую сцену в начале IV века от Рождества Христова. В то время языческий Рим полностью исчерпал себя как государство и находился на грани краха. Этические принципы Древнего Рима, представления о добре и зле, гражданские идеалы, благодаря которым римляне когда-то смогли сокрушить демоническую империю Карфагена, были окончательно утрачены.

Правивший тогда Диоклетиан вознамерился возвести на руинах старого Рима новую государственность, подобную царствам доколумбовой Америки. Культ солнца и власть правителей-человекобогов, внушающих своей жесткостью трепет бесправной массе рабов, и должны были укрепить Рим. Это был цивилизационный тупик, путь в никуда (инки с помощью рабского труда построили прекрасные тысячекилометровые дороги, но так и не смогли изобрести колеса).

В христианстве, где все равны перед Богом, а земная иерархия имеет лишь относительное значение, Диоклетиан увидел "враждебную идеологию", и в 304-м году решил его полностью искоренить. Два года спустя он отрекся от власти (возможно, решив уйти на время, а потом вернуться), предоставив своему преемнику Галерию доделывать грязную работу.

Однако вскоре система дала сбой. Охранявшая Рим преторианская гвардия окончательно разложилась, легионерам стали безразличны теории Диоклетиана. Деградировавшей солдатской массе хотелось просто убивать, грабить, насиловать и чувствовать при этом полную безнаказанность. Она выбрала своим предводителем молодого головореза Максенция и захватила Рим.

Если у Диоклетиана и Галерия было много общего с богоборцами-большевиками 20–30-х годов (подобно им, они не только уничтожали христиан, но и устраивали что-то вроде "продразверсток", реквизировали продукты, пытались регулировать цены на рынках с помощью пыток), то власть Максенция напоминала эпоху криминальной анархии 90-х годов. Вчерашние воины превратились в бандитов, Рим был захвачен бандой "беспредельщиков", над которыми не стояло никаких законов.

Христиан официально не преследовали, но такая власть им казалась еще худшей, чем власть Диоклетиана.

Этот небольшой исторический экскурс понадобился нам для того, чтобы составить представление о тех силах, с которыми пришлось иметь дело Константину.

С одной стороны – фанатики неоязыческого (к старым римским культам Диоклетиан относился крайне презрительно) рабовладельческого "коммунизма".

С другой – бандиты, не верившие ни в каких богов и признавшие лишь собственное "я хочу".

Была еще и третья сила, из-за которой население было готово терпеть и Галерия, и Максенция, – варвары, жившие за римской границей. Если "идейные" каратели Диоклетиана и бандиты Максенция могли схватить и замучить каждого отдельно взятого гражданина, то варвары несли мучения и гибель всем подряд. Представьте себе Буденовск или Беслан, и вы поймете, о чем идет речь.

Политическая биография Константина началась в 306-м году, когда он бежал из залитой кровью имперской резиденции в Никомедии (сейчас Измит, Турция) на другой конец Европы, в Британию, где его ждали верные легионы. Вскоре после смерти тяжело больного отца, управлявшего островом, они провозгласили его цезарем и августом.

В том же году он высадился на континент и начал наводить порядок в империи.

Первый удар Константина пришелся по варварам, терроризировавшим римское население. Его легионы устроили на территории современных Франции, Германии, Голландии и Бельгии такую капитальную зачистку, что на протяжении последующих нескольких десятилетий рейнский лимес стал "границей мира и дружбы народов".

Кампания 307–310 годов была самым мощным римским наступлением на Рейне за последние двести-триста лет. Однако успех был достигнут не только силой оружия. Тем, кто хотел жить на римских землях, занимаясь мирным трудом, давали "вид на жительство" в империи. То же самое предлагали и многочисленным пленным.

Второй удар Константин нанес по захватившей Рим криминальной швали. В 312 году его войска окружили город и были готовы взять его штурмом. Максенций думал отсидеться за стенами, но население заставило его выйти из города и принять битву. Именно перед этим сражением Константин увидел в небе знамение Креста, а затем ему явился сам Христос. В бой с Максенцием шла уже христианская армия (хотя большинство ее воинов еще не были христианами). На щитах и шлемах были начертаны монограммы Спасителя. Через несколько часов все было кончено, римский народ вышел на улицы встречать освободителей. Находившийся в то время в Италии Диоклетиан покончил с собой, все его указы против христиан были отменены. Вскоре Константин издал миланский эдикт, провозглашавший в империи веротерпимость.

Третий удар был направлен против пытавшегося начать новое гонение на христиан императора Лициния, с которым Константин разделил управление страной после Миланского эдикта. Через десять лет после этого события Лицинй тоже решил, что христианство – "вредная религия". Однако боролся с Церковью он не так, как Диоклетиан, а с помощью методов, которое практикует современное западное секулярное государство (позже тем же путем пошел и Юлиан Отступник). К примеру, он запрещал богослужение в храмах под предлогом того, что "здоровью верующих полезен свежий воздух". Выступая против Константина, Лициний заявил, что начинается война мировоззрений и римляне должны надеяться на помощь "своих богов". Однако "помощь" не пришла – Константин разгромил Лициния. После этого святой равноапостольный император получил контроль над всеми римскими провинциями – от Палестины и Египта до Испании и Британии.

Что сделал Константин дальше? Он видел, что империя тяжело больна: общество поражено эгоизмом, стремление к неограниченному обогащению убивало экономику, культ удовольствий разрушал семью и разлагал армию. Только христианство могло спасти империю, придать новый смысл ее существованию.

После того как Константин подчинил себе Римскую Империю, он прожил немногим более двенадцати лет (325–337). За это время он изменил ее так, как не менялось прежде ни одного государство мира. Ему удалось вернуть римлянам представления об этике, добре и совести, сделав Церковь "воспитателем нации" и предоставив ей для выполнения своей миссии все необходимые средства. Он созвал Первый Вселенский Собор, на котором были утверждены важнейшие догматы Православия.

Он построил новую столицу, выбрав для нее идеальное с экономической и военно-инженерной точки зрения место (неприятель смог впервые захватить Константинополь спустя девять веков после его основания). Он очистил от поругания Святую Землю, построил в ней храмы в честь Рождества и Воскресения Христова, сделал Иерусалим святым градом для всех народов ойкумены.

Ему удалось восстановить порядок в армии, опираясь на своих соратников-военных, обратившихся к христианству. Он смог даже стабилизировать финансовую систему страны, превратив римскую валюту в мировую.

Последствия деяний Константина выйдут далеко за рамки его века. Заново основанная им Христианская Римская Империя просуществует больше тысячи лет. Ее преемницей станет "Третий Рим" – Россия, государство, в котором мы живем сегодня.

Деяния Константина Великого – это пример осуществления праведной власти и сопротивления злу силой. Вспоминая о них, мы вновь обретаем надежду на то, что зло не восторжествует в истории, но будет сокрушено совместным действием человеческой воли и исходящей свыше небесной благодати.

Александр Рудаков, 4 июня 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования