Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА": Священник Даниил Сысоев и православная миссия среди российских мусульман


Разговор внука с дедушкой морозным декабрьским вечером 2041 года

- Дед, ты постоянно любишь рассказывать, как ты всю жизнь посвятил патриотической деятельности ради спасения русского народа.

- Да, внучек, были времена, делали все, что могли.

- Ты мне как-то показывал патриотические русские издания конца XX – начала XXI века. В каждой газете, в каждом журнале, в каждой книжке – разоблачение злых козней глобалистов, сионистов, жидомасонов, тайной мировой закулисы, агентов влияния США... Все очень правильные мысли, верные идеи, замечательные авторы – классики русской национальной идеи и возрождения русского Отечества и государственности, боровшейся с "угрозой нового мирового порядка".

- Да, внучек, старались спасти Россию!

- Так почему же, дорогой дедуля, мы теперь проживаем не в России, а в русском эмирате арабского халифата? А с кремлевских башен с рубиновыми полумесяцами муэдзины зазывают москвичей к пятничному намазу перед соборной мечетью на Рву на площади Шамиля Басаева?

Такой "диалог" открывает рубрику "Крест и полумесяц" в одном из номеров журнала "Благодатный огонь"1. Диалог предваряется преамбулой "О том, чему не желают верить и что так близко". Можно предположить, что он выражает и объясняет позицию сегодняшней православной миссии среди мусульман, лидером которой сегодня является московский священник Даниил Сысоев, настоятель храма ап. Фомы, преподаватель Николо-Перервинской Духовной семинарии, заведущий миссионерским отделом Душепопечительского центра св. Иоанна Кронштадского, секретарь Православного миссионерско-просветительского центра "Шестоднев".

Краткая биография миссионера

Даниил Сысоев – молодой священник (1974 г. рождения), татарин по национальности, родившийся в православной семье учителей – художников. Отец Даниила – священник Алексий Сысоев, настоятель храма ап. Иоанна Богослова при Православной Классической Гимназии "Ясенево" и клирик храма Петра и Павла в Ясенево.

Даниил Сысоев был крещен в 1977 году. Закончил Московскую Духовную семинарию, а затем – академию. В 1995 г. был рукоположен в сан диакона, в 2001 г. – в сан священника. Служил сначала клириком храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах - Болгарского Подворья.

С 1996 года стал вести на Крутицком Патриаршем Подворье антисектантскую работу, миссионерские библейские беседы с людьми, приходящими из сект и новых религиозных движений. После создания Душепопечительского центра имени св. прав. Иоанна Кронштадтского под руководством иеромонаха Анатолия (Берестова), стал его сотрудником.

Изначально Даниил Сысоев стал заниматься острыми полемическими темами в разных сферах – будь то богословие, история Церкви или проблема сосуществования религий. Достаточно быстро он зарекомендовал себя как борец, обличитель тех или иных неправд в церковной или религиозной жизни. Проявилась своеобразная зилотская позиция о. Даниила, установка на бескомпромиссность в отношении к идейным оппонентам.

Так, в 90-е годы отец Даниил уделял особое внимание расколам, в частности, критиковал Зарубежную Церковь, отмечая изначальную неканоничность создания общезарубежной русской церковной организации и как следствие – появление в Зарубежной Церкви ересей2. О. Даниил также обличал в искажении православной веры парижское богословие.

Православный полемист проявил себя также в споре между сторонниками креационистского подхода в объяснении происхождения мира и человека и апологетами христианского эволюционизма. О. Даниил, еще будучи в сане диакона занял в конце 90-х жесткую креационистскую позицию. На одной из конференций по данному вопросу он даже заявил, что люди, придерживающиеся эволюционистских взглядов, подпадают под несколько анафем, то есть должны быть отлучены от Церкви. Сегодня о. Даниил – активист вышеупомянутого центра "Шестоднев", отстаивающего креационистские идеи в современном православии.

Но наибольшее поле для применения своей миссионерской ревности о. Даниил нашел в православной миссии среди мусульман. Будучи татарином по национальности, о. Даниил смог найти общий язык с московской татарской диаспорой.

Миссия была начата в 2001 году. Она не была систематической. От случая к случаю приходилось полемизировать с теми мусульманами, с которыми о. Даниил сталкивался случайно. В частности, встречаясь со своими единоплеменниками, о. Даниил стал получать с их стороны упреки в отступлении от веры отцов. Волей-неволей приходилось на эти упреки отвечать. Во время подобных бесед отец Даниил занимал не столько оборонительную, сколько наступательную позицию, утверждая, что как раз мусульмане отступают от веры в Господа Иисуса Христа, не принимая Слово Божие, обращенное ко всем народам, а не к какому-то одному. Тем более в наше время, когда Евангелие проповедано во всем мире, всюду достигла христианская проповедь.

Став клириком подворья Оптиной пустыни, отец Даниил начал проповедовать православие мусульманам более систематически. Последовали первые обращения. Вскоре о. Даниил стал целенаправленно окормлять обратившихся в православие татар и работать с татарской диаспорой в Москве. Некоторые из обращенных отцом Даниилом единоплеменников стали помогать миссионеру в его миссии.

Сразу после обращения в православие нескольких татар отец Даниил столкнулся с новой задачей – с необходимостью обеспечить им психологическую поддержку. Перешедшие в православие татары стали встречать непонимание со стороны своих родственников, оказываясь как бы в некоей культурной и социальной изоляции. Единоплеменники начинали от них дистанцироваться, считая, что переход в Православие – это обрусение и измена национальным традициям. По словам о. Даниила, неприятие новообращенных из мусульман порой исходит не только от бывших родственников и единоверцев обращенных, но и от православных (например, упрек в измене вере предков один из новообращенных о. Даниилом мусульман получил от регента храма, в который он стал ходить).

Отец Даниил предложил создать группы поддержки, которые бы опекали неофитов в духовной и социальной жизни, оказывали им помощь, начиная с самого элементарного - помочь одинокому болящему.

В своей миссии особые надежды на обращение татар в православие о. Даниил, как и его сподвижники, стал связывать с кряшенами. Кряшены выполнили задачу инкультурации православия в тюркскую среду, теперь это можно использовать в миссионерской работе.

Формы миссионерства у священника достаточно разные. Периодически проводятся религиозные диспуты между православными и мусульманами, на которых о. Даниил является главным апологетом православия, священнику помогает православный историк Александр Люлька. В недавно построенном деревянном храме ап. Фомы и в домовом храме Православной гимназии "Ясенево" (настоятелем которого является отец Даниила – священник Алексий Сысоев), служатся специальные молебны об обращении "заблудших мусульман и иных еретиков". При храме ап. Фомы действует православный миссионерский центр по работе с мусульманами. Там проводятся огласительные миссионерские беседы об основах Православия, дискуссии на тему "Как привести мусульманина ко Христу".

Там же, рядом с метро Кантемировская идет строительство каменного храма пророка Даниила на 2000 прихожан и комплекса зданий миссионерского центра. Храм задуман как культурно-миссионерский центр не только по отношению к татарам, но и к мусульманам вообще. При нем планируется организовать также общины азербайджанскую, узбекскую и представителей других традиционно мусульманских народов, значительное количество которых проживает в Москве3.

По мере распространения интернет-технологий миссионеры брали на вооружение открывающиеся возможности и организовывали новые формы миссии. В частности, было создано виртуальное миссионерское братство св. Амира Иерусалимского, под идеологическим кураторством заработала православная нформационная служба св. Ахмеда Калфы (http://informcenter.tvweb.ru/ ), ориентированная на освещение православно-исламских отношений. Информационную поддержку миссии о. Даниила Сысоева оказал православный патролог Юрий Максимов, создавший сайт "Православие и ислам" (http://www.pravoslavie-islam.ru/). Ю. Максимов известен также своими исследованиями в области византийской антиисламской полемики, автор нескольких современных полемических книг на тему взаимоотношения православия и ислама.

В ответ на появление исламских "компьютерных обращалок" - специальных опций на исламских сайтах, предлагающих принять ислам по интернету, осенью 2006 года на сайте информационной службы св. Ахмеда Калфы был введен виртуальный чин отречения от ислама. "На мусульманских сайтах предлагают по интернету принять ислам. Если эту религию можно принять по интернету, естественно, так же от неё можно и отречься", - рассуждают создатели информационной службы св. Ахмеда Калфы4.

Пользователю, набравшему ссылку  http://informcenter.tvweb.ru/aburation.htm, предлагалось, назвав свое имя, ответить на вопрос, отрекается ли он от веры магометан и ее лжемудрствований и "оставляет ли ее всесовершенно". В следующих диалоговых окнах предлагалось отречься от Мохаммада как лжепророка, от веры в Коран и Сунну и других "заблуждений магометанства". В итоге "отрекшемуся" предлагалось познакомиться с основами новообретенной религии - также на сайте. Данный линк был вброшен ЖЖ-комьюнити русских мусульман и тех, кто интересуется исламом.

Позже формулировки были смягчены, а еще позже – интернет-опция сломалась. Человека, даже желающего пройти виртуальный чин отречения от ислама, встречает утешающая фраза "Испугались? Ничего страшного. Конечно, отказываться от застарелых заблуждений не так-то просто. Не расстраивайтесь. Может быть, в следующий раз Вы будете решительнее", а также информация о том, что "на сегодня, благодаря этой странице отреклось от ислама 1479 человек".

Реально, на счету миссионерской практики о. Даниила на сегодня 50 обратившихся в православие мусульман. В основном, это татары, но есть среди них и таджики, есть пакистанец из ваххабитов.


Мусульманин для России – союзник не надежный

Нужно сказать, что позиция о. Даниила в отношении ислама достаточно жесткая и бескомпромиссная, как в богословском, так и в социально-политическом плане.

В исламе спастись нельзя, "мусульмане после смерти пойдут в ад", - считает миссионер5. Вопреки распространенному сегодня в христианстве экуменическому утверждению о едином Боге авраамических религий, отец Даниил принципиально утверждает, что Бог мусульман и христиан – не один и тот же, Аллах мусульман – это лжебог, идол!6 Миссионер предлагает ориентироваться на Константинопольский собор 1180 года, официально отвергший тождество Аллаха с Богом Творцом7. Священник объясняет, что Аллах – "бывшее божество Луны арабского языческого пантеона, имевшее и к тому же дочерей. А изначальное имя этого бога "хуваль" и это ни что иное, как ветхозаветное моавитянское идолище Ваал, который в VII веке взял таки у Бога реванш в виде возникшего ислама, за поражение в ветхозаветную эпоху"8. Лингвистическое сходство имен "Аллах" и "Элохим" (от имени Бога – Творца, в доисламской Аравии этим именем назывался Создатель мира) отец Даниил объясняет уловкой падшего духа, выдающего себя за Бога и требующего поклонения9.

В социально-политическом измерении отец Даниил не менее категоричен. Он предлагает русским патриотам перестать заигрывать с исламом и смотреть на ислам как на постоянную угрозу России. "Разговоры о том, что мусульмане – это старые патриоты, давайте их на самом деле отложим!". "Давайте вспомним, что Россия имеет столкновения с исламом, начиная с X века, с того времени, когда Волжская Булгария приняла ислам, - отмечает миссионер, подчеркивая, что столкновение с исламом у русских было на протяжении всей истории России. - Недаром даже слово "бусурманин" воспринимается в русском языке как враг"10. Священник указывает и на сегодняшнюю опасность, исходящую со стороны русских мусульман, русского ислама, как явления, отмечая, что именно среди русских мусульман возникла идея превращения России в Московский Халифат примерно к 2032 году11.


В православии есть не только русский...

Разумеется, такой императив не может мириться с идеологией этнического православия. По словам отца Даниила, идеология, "христианство – для русских, а мусульманство – для чеченцев и татар"12 противоречит православному Символу веры. Идеологию, закрепляющую религию за этносом отец Даниил откровенно называет "совершенно антихристианской". Отец Даниил часто указывает на необходимость осознания различий ценностей русского патриотизма и христианского универсализма, подчеркивая, что это разные вещи. "У нас, к сожалению, часто путают русскость с православностью: православный должен быть русским, русский должен быть православным. Это не так! – констатирует миссионер, напоминая новозаветную истину о том, что в Церкви Божией "нет ни эллина, ни иудея". "Для Церкви Божией, внутри Церкви Божией это абсолютно чистый факт. Если этого нет, то люди, которые так считают, они выпадают из Церкви, потому что они вводят национализм в Церковь, что недопустимо. Национальность есть за пределами Церкви, но не внутри ее. Вот из-за этого национального фактора мы и проигрываем", - считает священник, аргументируя тем, что "ислам – это вселенская религия", которой "нельзя противопоставлять национальность"13.

"Мы должны показывать не национальный, а кафолический, вселенский характер православия, – подчеркивает о.Даниил. – Национализм губителен для церковного единства", так как, в частности, инкультурации новообращенных из мусульман в православие может помешать понимание этой веры как "русской", а значит, чужеродной. Выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, на секции "Глобальные стратегии православного миссионерства" священник даже заявил, что "России за гробом нет!", вызвав ответную критику со стороны части патриотов, обвинивших миссионера в космополитизме.

Отрицая этноконфессиональное православие, отец Даниил вполне последовательно открещивается и от идей династической монархии. Он отмечает, что нельзя сакрализовывать династию, в такой сакрализации, по мнению миссионера, есть следы влияния язычества, склонного к сакрализации того или иного этноса и соответствующих атрибутов этничности. Самому миссионеру симпатизирует византийская монархия, которая, по его мнению, гораздо ближе христианству, чем династическая.

Не исключено, что, будучи свободен от идей русского монархизма, священник выступил в свое время обличителем этого явления, в частности, опубликовав статью в журнале "Благодатный огонь" статью "Богословские соблазны монархического движения". Заметим, что не так уж много православных патриотов решились критически разбирать эту тему, оставив ее в удел либеральной мысли.

Православная антимусульманская миссия находится также в конфликте с евразийскими идеями, в том числе и с современными неоевразийцами, усматривающими в исламе древнюю духовную традицию. О. Даниил и его сподвижники критикуют как евразийцев, так и тех российских патриотов, которые считают, что Россия в тандеме с исламскими миром могут противостоять американо-европейской либеральной глобализации. "Это миф, что ислам является нашим союзником в борьбе с Америкой, – заявляет о.Даниил, – с Америкой нам бороться не за что, а союзник наш – Отец, Сын и Дух Святой"14.

Но при этом миссийная позиция о. Даниила совсем не склоняется и не симпатизирует западному либерализму, он остается патриотом с имперским сознанием, считающим православие культурообразующей верой России, скрепляющей ее. Священник подчеркивает, что "мир с исламом возможен при условии сильной Церкви, сильного Православия, при условии православной идеологии — модели поведения православных людей. Это единственная скрепа, которая сейчас удержит Россию, а либерализм ее взорвет и уничтожит, как он уже взорвал Советский Союз"15.

Вполне в русле сегодняшней позиции РПЦ МП о. Даниил критикует светскость, утверждая, что "светскость на самом деле сейчас означает именно атеизм, который, по словам миссионера, намного слабее, чем любая религия". Соответственно, попытку "продавить светскость" о. Даниил расценивает как попытку разрушить Россию".


Заключение

Разумеется, миссионерские методы отца Даниила и его сподвижников критикуют мусульмане, указывая на, как они считают, передергивания высказываний, искажение понимания коранических текстов и на оскорбительность высказываний отца Даниила в отношении к исламу в целом. Хотя пока что исламские оппоненты отца Даниила предпочитают скорее просто не замечать его деятельности, чем критиковать, вероятно, не желая афишировать его миссию.

Но миссия Сысоева не совсем традиционна для сегодняшнего российского православного патриотизма и для политиков от православия, свыкшихся с установкой "русский – значит, православный". С отцом Даниилом не соглашаются приверженцы русского монархизма и некоторые патриоты, упрекающие священника в космополитизме.

Жесткая, "неполиткорректная" позиция в отношении ислама также вызывает нарекания, в частности, упреки в том, что религиозные диспуты, которые проводятся с активным участием отца Даниила, разжигают религиозную рознь, хотя о. Даниил старается не обсуждать вопросы политики или как-либо сводить православно-исламские дискуссии в политическую плоскость. Богословская критика ислама отцом Даниилом, заявления о Мухаммеде как о лжепророке также не сочетаются с дипломатической позицией священноначалия РПЦ МП, склонного не затрагивать опасных вопросов.

Но в целом активная миссионерская позиция вполне востребована в сегодняшнем российском православии. В современных условиях, когда светская, так и церковная российская власти проявляют все большую политкорректность, скрывая суть проблем за обтекаемыми формулировками, инициатива миссии среди мусульман выглядит смелым вызовом всеобщему лицемерию. Тем более, что в Москве другого подобного явления нет. На Урале активно проповедует среди мусульман священник Серафим Гимадеев, также татарин, перешедший некогда из ислама в православие и крестивший на сегодняшний день более 300 башкир и татар. Но назвать имена еще каких-либо сегодняшних российских православных миссионеров, работающих с мусульманами нелегко.

С определенностью можно сказать, что Русскую православную церковь уже нельзя упрекнуть в отсутствии миссионеров - нон-конформистов, когда есть священник, заявляющий, что хочет, чтобы "все мусульмане крестились!". Именно такое пожелание высказывает отец Даниил, заявляя, что самый лучший способ сотрудничества с исламом – это сделать мусульман православными.

-------------------------------------------------

1 О том, чему не желают верить и что так близко // Благодатный огонь. 2006. № 14. С. 52.

2 Сысоев Д. Зарубежная церковь: раскол или ересь? // Антираскол - http://antirascol.nm.ru/zarraskol.htm

3 Емельянов В. Направленность православной миссии – ислам. В московском подворье Оптиной пустыни прошла конференция православных татар Москвы // Портал-Credo.Ru. 05.01.2006 - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=39419&type=view

4 http://informcenter.tvweb.ru/

5 Сысоев Д. Брак с мусульманином. М., 2006. С. 57.

6 Сысоев Д. Современные течения ислама – православная оценка // Православие и ислам - http://www.pravoslavie-islam.ru/odaniil6.html

7 Сысоев Д. Современные течения ислама – православная оценка // Православие и ислам - http://www.pravoslavie-islam.ru/odaniil6.html

8 Емельянов В. Направленность православной миссии – ислам. В московском подворье Оптиной пустыни прошла конференция православных татар Москвы // Портал-Credo.Ru. 05.01.2006 - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=39419&type=view

9 Сысоев Д. Брак с мусульманином. М., 2006. С. 56-69.

10 Мусульмане - православные: возможен ли диалог? (передача на радио "Радонеж") // Православие и ислам - http://www.pravoslavie-islam.ru/disput.htm

11 Сысоев Д. Современные течения ислама – православная оценка // Православие и ислам - http://www.pravoslavie-islam.ru/odaniil6.html

12 "Мусульмане — направо, православные — налево!..." // Правая.ru. 17.04.2007

13 Там же.

14 Емельянов В. Направленность православной миссии – ислам. В московском подворье Оптиной пустыни прошла конференция православных татар Москвы // Портал-Credo.Ru - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=39419&type=view

15 Мусульмане - православные: возможен ли диалог? (передача на радио "Радонеж") // Православие и ислам - http://www.pravoslavie-islam.ru/disput.htm

Борис Кнорре

Июнь 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования