Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Пантюркизм в лицейских аудиториях. Подоплека претензий к нурсистам в России


Об авторе: Георгий Николаевич Энгельгардт - член Общественного экспертного совета комиссии Московской городской Думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям.

Подозрительность в отношении книг Саида Нурси родилась не на пустом месте. У структур безопасности России накопился ряд претензий к деятельности организации "Нурджулар", создавшей с начала 1990-х годов обширную сеть своих филиалов и образовательных учреждений в национальных регионах нашей страны. Программы более 30 турецко-татарских, турецко-хакасских, турецко-карачаевских и подобных им лицеев и колледжей вызывали ряд вопросов относительно индоктринации молодежи в духе пантюркизма, превосходства турецкой культуры.

Акцент на сферу образования – специфический "почерк" "Нурджулар". Создаваемые организацией лицеи рекламируются как учебные заведения, дающие качественное образование, туда отбираются способные ученики, всячески подчеркиваются академические и карьерные успехи выпускников. Движение занимается долгосрочными инвестициями в перспективную молодежь, стремясь формировать взгляды будущей элиты, а отнюдь не маргиналов или "детей улицы". Однако у властей возникает вполне обоснованный вопрос: кому будет лояльна эта элита, России или Турции?

Дополнительные сомнения вызывала и система стажировок учащихся нурсистских лицеев в Турции. Ряд выпускников лицеев были вовлечены в террористическую деятельность на Северном Кавказе.

Движение "Нурджулар" является одной из ведущих исламских сил современной Турции, пользуясь большим влиянием как внутри государства, так и за его пределами, в первую очередь – в среде турецкой диаспоры в Европе. Политическое влияние покоится на мощной экономической базе – контролируемые движением активы оцениваются в десятки миллиардов долларов. Весьма непросты отношения "Нурджулар" с основными политическими силами Турции, как с гражданскими властями, так и с военной элитой, главным оплотом светского характера государства и сохранения наследия Кемаля Ататюрка.

Так, в 1999 году деятельность общества была запрещена, а с нынешнего лидера "Нурджулар" Фейтуллы Гюлена обвинения в антигосударственной деятельности были сняты лишь в 2006 году. Однако вождь организации, уже длительное время проживающий в США, не торопится возвращаться на родину, а в своей критике светского государства в Турции стремится быть предельно осторожным.

Нурсисты не хотят излишне раздражать кемалистский, прежде всего военный, истеблишмент. Характерной чертой их взаимоотношений, помимо конфликтности, стал и поиск общих интересов как формы сосуществования. Одним из таких направлений стала деятельность "Нурджулар" за пределами Турции, в частности – на постсоветском пространстве и в тюркских регионах России.

Здесь возможности "Нурджулар" оказались весьма полезными для турецких властей в деле создания внешней сферы влияния. Речь идет как раз о пантюркизме и турецком национализме. Турецкое государство не может открыто создавать собственные структуры влияния в странах и регионах, исторически находившихся в зоне культурного, политического и экономического господства Турции (Балканы, Крым, Азербайджан) или рассматривающихся в качестве перспективных объектов пантюркистской пропаганды (тюркские регионы России, Средняя Азия). В свою очередь, образовательные структуры "Нурджулар" могут выступать в роли таких "центров влияния", трансляторов турецких идей и ценностей. Поэтому кемалисты вполне лояльно относятся к заграничной деятельности нурсистов, до тех пор пока она не влияет на политическую ситуацию в самой Турции.

"Нурджулар" – по сути политическая организация, имеющая свои филиалы во многих странах. Российские власти настораживало ее присутствие в таком чувствительном регионе, как Поволжье, и попытки превратить часть российского общества в "опорную точку" движения. Достаточно вспомнить Северный Кавказ, часть населения которого в середине 90-х подпала под влияние ваххабитских проповедников. Война там, по сути, не окончена и сегодня. Здесь же речь идет о мощной политической силе иностранного государства, лидер которой вдобавок находится на территории США.

На рубеже XX и XXI столетий власти пытались максимально ограничить внешнее влияние на российских мусульман. В начале 2000-х годов последовательно проводился курс на противодействие активности "Нурджулар" в России. Было закрыто большинство лицеев и финансировавших их коммерческих фирм, ряд турецких эмиссаров были выдворены из страны. Об успехах в противодействии экспансии "Нурджулар" отчитывался и действующий глава ФСБ Николай Патрушев. Видимо, решающим доводом стало обнаружение трудов Саида Нурси при обысках у членов ячейки "Хизб ут-Тахрир" в Татарстане. Понятно, что "Нурджулар" и "Хизб ут-Тахрир" – не одно и то же, но основное впечатление о Нурси у ФСБ сложилось вполне определенное.

Официальное российское мусульманское духовенство больше, чем кто-либо иной в нашей стране, отдает себе отчет во влиятельности нурсистов. Ссориться с "Нурджулар" ему совсем не с руки. Видят ли в нурсистах конкурентов? Скорее нет. Духовенство не допускает мысли, что тексты Саида Нурси завоюют огромную аудиторию в России, так как феноменальному успеху движения в Турции способствовали условия существования ислама при антиисламских гонениях. Воспитанников лицеев "Нурджулар" не призывают не посещать "официальные" мечети.

Резюмируя: логика властей, добившихся осуждения работ Саида Нурси, вполне ясна. Можно критиковать сам метод – запрет текстов. Но рассматривать этот запрет изолированно от той репутации "Нурджулар", которая сложилась в России, не приходится.

Георгий Энгельгардт

6 июня 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования