Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": История с бородой. В питерском Музее истории религии воспели главный символ свободного человека


В государственном Музее истории религии открылась необычная выставка "Борода в мировой культуре". Для того чтобы отдать должное чисто мужскому "украшению", нашелся замечательный повод – в 2007 году исполняется 285 лет со времени опубликования указа Петра I "О брадобритии". Главными участниками акции стали художники-митьки под руководством Дмитрия Шагина.

Сотрудники Музея истории религии напирают на социо-культурный аспект экспозиции. Как говорит старший научный сотрудник Ксения Чекадонова, один из самых интересных аспектов связан с осмыслением места бороды и отношения к ней в разных культурных традициях. Борода демонстрировала статус того, чье лицо украшала. Искусственные бородки египетских фараонов были знаком их высокого положения. Персидские цари носили окладистые, крашенные хной, завитые бороды.

Борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе. Иногда она затмевала ее носителя, и тогда древние говорили: "Бороду вижу, философа – нет".

В допетровское время борода была символом верности русской старине и обычаям. Она служила знаком отличия русского человека от латинянина, православного – от католика. Стоглавый собор, который проходил в 1551 году при деятельном участии Ивана Грозного, осудил "подсечение и пострижение брад".

"Реформы Петра I изменили жизнь русского человека, – заявил "НИ" Дмитрий Шагин. – Среди новшеств, введенных Петром, было ношение иноземного платья, участие в ассамблеях с танцами, бритье бород и многие другие пришедшие из Европы обычаи, и все это продолжается уже 285 лет. Разве не здорово? Но лично я бы от бороды не отказался никогда. Это важнейший феномен нашей художественной, мужской и вообще, митьковской жизни".

Дмитрий Шагин признался, что считает всех бородачей митьками. "Борода – необходимая принадлежность свободного человека, – говорит Шагин. – Еще, конечно, свободному человеку нужна тельняшка. В давние времена оскорбление, нанесенное бороде, могло стать поводом для кровной мести. Митьки традиций кровной мести не одобряют, но считают, что нельзя человека обзывать. Конечно, прискорбно, если у человека нет бороды, но это легко можно исправить, перестав по утрам скоблить щеки".

Первое покушение власти на бороды произошло в 1705 году, когда был опубликован указ "О брадобритии", повелевающий "…чтоб впредь с сего … Великого Государева указа бороды и усы брили". Петр I ввел ежегодную пошлину на бороду. Растительность на лицах бородачей сослужила казне хорошую службу. Плата за нее составляла от 30 до 100 рублей. Заплативший получал в Земском приказе медный знак с изображением на лицевой стороне усов и бороды. Правила ношения бороды окончательно были определены Петром I несколькими указами в 1722 году.

Полная реабилитация бороды произошла лишь при Александре III, вступившем на престол в 1881 году и который, подчеркивая верность обычаям предков, сам носил бороду. С этого же года всем генералам и офицерам разрешили носить бороду; в то же время нижним чинам гвардии и гренадерских полков брить ее запретили.

"Такой выставки в России еще ни разу не было, – рассказывает "НИ" Дмитрий Шагин. – Бороду подняли на государственную высоту! Народ валом валит, а мы рады. Ведь митьки – рыцари бороды. Природа всегда лучше знает, чему расти, а чему нет".

Митьки вместе с музеем не собираются ограничивать пространство прославления бороды одним только Петербургом. Скоро выставка уедет в финский Тампере. "Там отличный музей Ленина, а он же был бородач. Пустили бы Маркс с Лениным свою энергию в доброе русло, были бы настоящими митьками", – вздыхает Дмитрий Шагин. Митьки даже показали, как это могло бы выглядеть: нарисовали портреты авторов коммунистических идей в тельняшках – приличные люди получились!

НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

4 июня 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования