Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ISLAM.RU": Новый 37-й начинается с исламофобии? История повторяется дважды: один раз – в виде трагедии, другой – в виде фарса


Все в мире развивается циклично. Говорят, для нашей страны подобная цикличность определяется сроком примерно в 70 лет: скажем, в 1917 г. начался один, а в 1987 г. – другой, очередной цикл ее развития. Если такая теорема верна, то сегодня мы находимся в страшном предчувствии – начинается повторение событий 1937 г. И российские мусульмане, будучи конфессиональным меньшинством, одними из первых ощутили характерные признаки возрождения тоталитаризма.

Беспричинные аресты имамов и рядовых верующих, запреты мусульманских религиозных книг, развязанная центральными СМИ исламофобия, наконец, постоянные "сливы" силовыми структурами дезинформации в отношении "преступников мусульманской национальности" - все это не может не вызывать гнетущего чувства несправедливости в российском исламском сообществе, приводя к озлобленности и отторжению российских мусульман от Российского же государства. Собственно, по нашему мнению, именно эту цель и преследуют удары облеченных властью ненавистников Ислама в нашей стране.

Безусловно, следует различать политику президента В.Путина, который стремится к союзу с мусульманскими странами, и исламофобскую линию отдельных лиц и группировок на разных уровнях власти – точно так же, как нельзя спутать между собой попытки Путина создать в России стабильное социально защищенное общество и откровенный саботаж этой линии со стороны проамериканской партии Грефа–Христенко–Чубайса.

Мы не знаем (хотя и догадываемся), кто доподлинно выступает заказчиком антимусульманских акций, кто несет персональную ответственность за эскалацию исламофобии в обществе. Однако мы можем попытаться проанализировать символическое наполнение этих сюжетов, чтобы в итоге понять, кто за всем этим стоит.

Во-первых, обращает на себя внимание закамуфлированность исламофобских акций, со следующим подтекстом: они не направлены против "Ислама вообще" - но якобы только против отдельных негативных явлений, связанных с Исламом. Вероятно, в таком подходе можно увидеть как раз результат политики лично В.Путина, который неоднократно отзывался о России как о христианско-мусульманской стране, и об Исламе как религии мира и созидания.

Таким образом, заказчики и исполнители последних исламофобских акций чувствуют определенные опасения с тем, чтобы их деятельность не слишком сильно противоречила путинской политической линии. Например, якобы готовящееся покушение на В.Матвиенко было первоначально отписано не на "мусульман вообще", и даже не на кавказцев, как это было принято на протяжении 1990-х-начала 2000-х гг., а на неких "новообращенных мусульманских экстремистов". Слив информации, со ссылкой на правоохранительные органы, был произведен проамерикански ориентированными газетами "Ведомости" и "Коммерсант".

Во-вторых, последние самые громкие антиисламские события намеренно привязаны к мусульманским республикам Поволжья. Арест имама Саида Байбурина произошел в столице Башкирии, следствие по запрещению книг Б.С.Нурси было инициировано в Татарстане, пытки и психологические давление на мусульман, арестованных и задержанных "по подозрению в причастности к экстремизму", также происходили в Татарстане. Почему так?

Очевидно, заказчики этих акций попытались представить дело таким образом, что акты исламофобии – это, мол, "естественное течение жизни", внутренние разборки самих мусульман; согласно такому сценарию, все претензии по данному поводу мусульманская общественность и правозащитники должны предъявлять М.Шаймиеву и М.Рахимову. На самом деле понятно, что последние не в состоянии контролировать действия силовых структур на территории соответственно Татарстана и Башкирии, и исполнители исламофобских актов не подчиняются им.

В-третьих, важно заметить, что "громоотводом" в данных акциях, как правило, выступают сотрудники внутренних дел, но не других силовых структур. Вероятно, это связано с тем, что "под удар подставляют" главу МВД, татарина Рашида Нургалиева – т.е. для внешнего наблюдателя опять же дело выглядит как "разборки между своими".

В-четвертых, дело по запрету книг Б.С.Нурси показало: если раньше предметом повышенного интереса силовиков и СМИ был ваххабизм, то теперь, после соответствующих заявлений В.Путина о том, что "ваххабизм – это нормально", что он не имеет ничего общего с терроризмом, исламофобы готовы зацепиться за любое, первое попавшееся, исламское течение.

Так как при всем желании книги Нурси нельзя привязать к экстремизму и терроризму, подобная кажущаяся сверхглупость заказчиков этой акции говорит об их желании внести раздор между Россией и Турцией (и шире – главой ОИК И.Эхсаноглу), подобно тому, как была искусственно внесена в 1990-е гг. вражда между РФ и странами Персидского залива из-за проблемы ваххабизма.

В-пятых, должно быть очевидно, что заказчики и исполнители этих акций принадлежат к совершенно разным слоям общества, даже и в умственном отношении. Что касается исполнителей, то это – коррумпированные, не имеющие представления о вопросе (подкладывают героин имаму мечети!) и даже поверхностно не разбирающиеся в Исламе (объявили книги Нурси экстремистскими!!) люди; в Татарстане и Башкирии, как правило, – это татары и башкиры. (Вспомним, что в 1937 г. евреев уничтожали евреи из НКВД, чтобы Советский Союз лишний раз не был обвинен в антисемитизме). Однако ничего из этого нельзя сказать о заказчиках исламофобской линии.

Как мы уже убедились, заказчики акций преследуют далеко идущие политические цели (как во внешней политике, так и во внутренней, что особенно важно в преддверии предвыборной эпопеи). Кроме того, они опасаются В.Путина; желают увести общественный резонанс подальше от Москвы; и перекладывают ответственность на Р.Нургалиева.

Все это свидетельствует о том, что ориентированные против исламского мира лица, о которых идет речь, – очень неглупые люди, сидящие в столице где-то в высоких кабинетах, контролирующие силовые структуры, но в то же время переживающие за свою безопасность и кресла. Вполне вероятно, что они завязаны на одну из идеологических группировок, борющихся за влияние в Кремле после 2007-08 гг.

Подводя итог нашему небольшому исследованию, заметим: да, сегодня Россия, согласно теории цикличности, находится на уровне той же самой точки синусоиды, что и в 1937 г. Однако место для оптимизма остается: ведь история, которая повторяется дважды, лишь в первый раз происходит в виде трагедии, а второй раз – в виде фарса. Будем надеяться, что фарсом закончится и очередной виток исламофобии в нашей стране, который и без того претендует на статус самого глупого шоу в массе никчемных акций по борьбе с ветряными мельницами.

Мансур Алишаев, 28 мая 2007г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования