Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ": Сергианство и цезарепапизм. Возвращение РПЦЗ(Л) в лоно Московской патриархии стало долгожданным и закономерным явлением жизни современного новообрядчества


Возвращение РПЦЗ(Л) в лоно Московской Патриархии стало долгожданным и закономерным явление жизни современного новообрядчества. С самого начала распада синодальной церкви в 1920-е годы на тихоновцев, живистов, обновленцев, сергиан,непоминающих, иосифовцев, катакомбников и других это явление имело, главным образом, политический, а не религиозный характер. Поэтому, и объединительные процессы происходящие в российском новообрядчестве целиком зависели от политической ситуации и инициативы светской власти. Так в 40-е годы решением правительственных и партийных органов Высшее Церковное Управление Российской Церкви (обновленцы) вошло в составформирующей на базе синода митрополита СергияМосковской Патриархии. Большинство обновленческих архиереев заняло высокие посты в новосозданной церкви. Аналогичным постановление советской власти был "ликвидирован" униатский раскол на западной Украине. По приказу И. Сталина греко-католики были присоединены к "православию"...

Долгое время представители зарубежного российского новообрядчества обвиняли митрополита Сергия в апологии и проповеди так называемой ереси сергианства, выражавшейся в подчинение диктаторской и богоборческой власти большевиков. Но насколько корректными можно назвать эти обвинения? Безусловно, митрополит Сергий сотрудничал с властями. По указке сверху он переходил в обновленчество и обратно, созывал Соборы, "избрался" патриархом, назначал и перемещал священников и архиереев.По его вине были репрессированы и казнены сотни священнослужителей. Митр. Сергий лжесвидетельствовал в интервью и статьях, заверяя мировое сообщество в отсутствиигонений на религию в СССР. Лгал, что храмы закрываются по просьбе верующих. Но был ли он ересиархом, то есть основателем этого учения?

Конечно, нет. Так называемое "сергианство", в истории Церкви более известно как еретическое учение "цезарепапизма". Цезарепапизм провозглашаетглавенство светской власти (цезаря, императора, генерального секретаря ВКП (Б)) над Церковью. Большое распространение эта ересь получилав годы европейской реформации, когда главы целых княжеств и государств становились во главе реформированных церквей.

В российском новообрядчестве ересь цезарепапизма появилась не в 1927 году, как утверждают некоторые противники митрополита Сергия, а гораздо раньше - в начале XVIIIвека. В времена императора Петра I новообрядцы приняли учение о цезарепапизме соборно. "Духовный регламент" - церковно-государственный документ устанавливающий полную зависимость церкви от императора подписали 87 духовных лиц: 6 митрополитов, архиепископ, 12 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Согласно "Духовному регламенту" император становился полновластным правителем церкви. Он назначал и смещал архиереев, формировал священный синод,вводил разные изменения в церковную жизнь: изменял обряды и даже канонизировал святых (правом канонизации святых впоследствии воспользовались Павел Первый и Николай Второй). Были отменены церковные соборы.Виднейшие протестантские богословы Европы с большим одобрением высказались об этой новой ереси принятой российским новообрядчеством. Для членов священного синода была введена клятва верности императору, в которой архиереиименовали его, а не Господа "высшим судией".

Метастазы цезарепапизма в короткое время проникла во все закоулки новообрядческого религиозного организма. Приходские священники во время исповеди обязались доносить соответствующим органам (Преображенскому приказуи т. п.) о злоумышления против государства и церкви. Немало дыб, плах и эшафотов обагрилось кровью после подобных исповедей. В монастырях были созданы тюрьмы, в удушливых и сырых подвалах которых, гибли сотни и тысячи несчастных. Некоторые новообрядческие архиереи создавали свои органы надзора и репрессий, а священники, вооруженные ружьями и саблями,возглавляли карательные команды. Проливали кровь соотечественников желавших следовать традициям своих отцов, святоцерковному преданию.

Только после февраля 1917 новообрядчество попыталось отказаться от этой богоборческой ереси. На соборе 1917-1918 годов были приняты решения о выборности архиереев, всенародного избрания патриарха и другие. Но еретическая проказа не позволила росткам церковного оздоровления стать основой очищения и возвращения к святоотеческому учению. Уже через несколько лет новый устав новообрядческой церкви был отброшен, а цезарепаписты в виде обновленцев, живистов и сергиан стали решительно бороться с противниками ереси. К концу 30-х годов безбожникам не без помощи новообрядных цезарепистов удалось уничтожить почти всех сторонников оздоровления новообрядчества. Учение о подчинении церкви государству, воинствующий красный цезарепапизм вновь стал господствующей ересью.

Какое-то время оппозицией этой ереси являлась РПЦЗ. Осуждая ее в виде сергианства, они изобличали иерархов сотрудничающих с НКВД и митрополита Сергия занимающегося церковным строительством под прямым руководством ВКП (Б) и КПСС.

Сегодня РПЦЗ больше не существует. Ее иерархи отказались от борьбы с ересью, и конце концов, после "диалога" с российскими новообрядцами сами приняли ее. На них исполнились слова преподобного Максима Грека: "Общение с еретиком подобно общению с прокаженным, и здоровья ему не передашь, и сам заразишься". Митрополит Кирилл (Гундяев) подводя итоги объединения, заявил, что это событие поможет в "сближении" со старообрядчеством. Однако, так ли это на самом деле?

Как показала практика "диалога" РПЦ МП и РПЦЗ российские новолюбцы не собираются отказываться от своих ересей и лжеучений. Ни одно из требований зарубежников, а именно отказ от экуменизма, сергианства (цезарепапизма), восстановление церковной соборности и т. п. не было выполнено. Наоборот, итоги "диалога" продемонстрировали староверцам, что российские новообрядцы не только не намерены отказываться от своих лжеучений, но все больше коснеют в них, стараются распространить смердящую заразу на всех окружающих и "прельстить, если возможно и избранных" (Мф. 24,24) Еслироссийские новообрядцы оказались не в состояниивыполнить те незначительные требования, которые к ним предъявляли представители РПЦЗ, то нельзя и мечтатьоб их возвращении к святоотеческому церковному учению.

Констатируя невозможность какого-либо подобного как в случае с РПЦЗ "диалога" или "сближения", земная часть Церкви Христовой все же не проповедует невозможность церковного воссоединения. Причем подлинное церковное воссоединение может произойти не в отдаленном будущем, а уже сегодня, сейчас. Это воссоединение в Духе и Истине не закрыто ни для кого от новообрядцев, даже для патриарха. Ему достаточно согласовать свои убеждения с Священным писанием и Священным преданием и наконец принять Святое Крещение в Церкви Христовой.

Редакция сайта "СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ"

 21 мая 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования