Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО": В преддверии 17 мая. Процесс объединения двух Церквей сопровождается слухами, догадками и обвинениями в клевете и предательстве


Прошлогоднее сообщение участников Четвертого Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) об испытанной ими благодати по поводу принятия осторожного решения о развитии отношений с Московской Патриархией (МП) сменилось потоком сообщений о предстоящем расколе в самой РПЦЗ, обвинении ее иерархов в сотрудничестве с КГБ, предательстве Христовой веры, клевете и обмане.
Какими бы лучезарными ни были улыбки участников торжественной церемонии подписания Акта о воссоединении церквей, которая запланирована на 17 мая в Москве, на душе у многих прихожан и священников РПЦЗ смутно. По предварительным оценкам, до трети приходов зарубежников откажутся примыкать к МП и сохранят традицию, начатую белой иммиграцией. Первой ласточкой стал один из главных духовных центров РПЦЗ в Западной Европе, Леснинский монастырь, объявивший 2 мая о переходе под омофор Истинной Русской православной церкви (ИРПЦ), которую в советские времена звали Катакомбной, то есть подпольной.

Петр Николаевич Колтыпин, входящий в руководство общества мирян РПЦЗ памяти митрополита Антония, сообщает мне, что реальных противников объединения может быть больше чем треть, поскольку иерархи угрожали колеблющимся и несогласным отобрать у них антиминс – освященный епископом плат с зашитыми в нем частицами мощей святых, на котором совершается литургия. Без него невозможно проведение церковных служб.

"Это было явным нарушением норм церковной практики, – говорит Колтыпин. – Но не исключено, что после 17 мая те, кто уступил шанта-жу и запугиваниям, увидят, что они не одни, и проявят большую решительность".

Главные доводы противников объединения: МП является частью коррумпированной государственной машины Путина, который был и ос-тался плотью от плоти советского КГБ. Вопреки ожиданиям участников прошлогоднего Собора в Сан-Франциско, Московская Патриархия так и не осудила Декларацию Сергия, признавшую и поддержавшую безбожную сталинскую власть, и не отказалась от участия в работе экуменического Всемирного Совета Церквей. И, судя по всему, даже не намеревается сдавать эти две позиции в обозримом будущем.

По иронии судьбы, одной из наиболее ярких фигур оппозиции в рядах зарубежников стал бывший офицер КГБ Константин Преображенский, незадолго до объединения издавший книгу "КГБ и русская иммиграция". В ней он рассказал, как путинская разведка использует иммиграцию, включая руководство Зарубежной церкови, для достижения своих внешнеполитических целей. Вероятно, самой шокирующей была высказанная автором мысль о том, что главный инициатор объединения – Архиепископ Берлинский Марк, родившийся в ГДР, прошедший там военную службу и оказавшийся в ФРГ при неясных обстоятельствах, – агент советской разведки. Книга стала бестселлером в русской иммиграции, которая тихо отвыкает читать и думать самостоятельно, довольствуясь телевизионным потоком красивых имиджей с необременительными комментариями, которые производятся в Москве и ретранслируются в Америку.

Выпустив книгу, Преображенский продолжил развитие темы отношений КГБ и зарубежной церкви, шокировав в очередной раз читателей статьей "Отравления в Зарубежной церкви". Со ссылкой на информированные источники и молву, он высказал предположение, что несколько церковных деятелей недалекого прошлого, несогласных с промосковскими настроениями коллег, были отравлены. Гипотеза не оставляет равнодушными в дни, когда еще свежа память об отравлении бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко.

Священник Виктор Потапов, совмещающий духовное окормление вашингтонской паствы с работой на "Голосе Америки" и постом секретаря комиссии по объединению с МП, заявил в открытом письме: "Вы, Константин Георгиевич, – клеветник, лжесвидетель и кощунник, и ввиду того темного душевного состояния, в котором Вы сейчас пребываете, никакой добросовестный священник не вправе Вас допустить к Святой Чаше (к причастию – Ред.). Это было бы равно осквернению великого Таинства. Вот почему в Светлый Понедельник, узнав от прот. Игоря Гребинка, что вы у него даже не исповедались, я запретил Вам причаститься, пока Вы письменно не покаетесь в страшной клевете на дос-тойных архиереев Русской Православной Церкви.
Сделав карьеру в КГБ и дослужившись до ранга подполковника, вы привыкли жить по лжи и продолжаете жить по лжи. Ложь стала для вас нормой, второй природой..."

Преображенский с веселым вызовом ответил: "Совершенно с Вами согласен. Да, я сделал карьеру в КГБ, дослужившись до ранга подполковника. Но ведь то же самое сделал и Путин! Где же Ваше гневное негодование в его адрес? Почему ему можно, а мне нельзя? Более того, я сбежал из России, спасаясь от преследований за мои разоблачительные публикации о КГБ, в то время как Путин его воссоздал до советских масштабов и славословит его преступное прошлое. Но агентом КГБ вы почему-то называете не его, а меня".

Далее Преображенский уточняет, что был офицером, а не агентом. Агентами являются наемные кадры со стороны. К таким, видимо, относятся и некоторые руководящие кадры РПЦЗ. Преображенский делает прогноз: "На торжественном приеме в Кремле 17 мая обязательно будут толпиться многочисленные начальники разведки, представляющиеся советниками МИД. Вас обязательно с ними познакомят и заставят поднять тост "за общее дело".

Не выдержав накала перепалки, отец Виктор, как говорят знающие его люди, слег. Его госпитализировали в связи с сердечным приступом.

Трудно сказать, было ли недомогание следствием одних только публичных дебатов с оппонентом, который в карман за словом не лезет. Одновременно с дебатами по новейшей истории Зарубежной церкви прошел слух о готовящейся продаже церковной недвижимости. В частности, роскошного здания Синода РПЦЗ на Парк-авеню в Манхэттене. По оценкам экспертов, особняк, расположенный на одной из "золотых улиц" Нью-Йорка, вместе с принадлежащими ему "воздушными правами" может стоить до ста миллионов долларов. Отец Потапов, якобы являющийся инициатором продажи, готов продать особняк "по-быстрому", за 30 миллионов, а на вырученные средства приобрести здание в Вашингтоне.

В интернетовских чат-румах вероятная сумма "быстрой" сделки уже обозначена в новозаветных терминах – "30 миллионов сребреников".

"Скорость", в которой заинтересован продавец, не освобождает его от необходимости оформления купчей и неизбежной проверки массы документов, связанных со статусом нынешнего владельца недвижимости. Это, между тем, чревато осложнениями. Дело в том, что здание было передано Синоду благотворительным семейным фондом русских иммигрантов, который якобы завещал его только РПЦЗ и никому больше. Это означает, что после объединения Синода РПЦЗ с Московской церковью свои права на владение зданием может предъявить неприсоединившаяся часть РПЦЗ. Юридически она осталась сама собой, в то время как раскольники признали над собой власть совершенно другого юридического лица – Московской Патриархии.

Однако невысокая, по нью-йоркским меркам, сумма сделки не может ее ускорить. Напротив, продавцы должны быть заинтересованы в том, чтобы выручить максимум, поскольку их могут ждать многочисленные и дорогостоящие имущественные тяжбы в приходах. Часть приходов является независимыми корпорациями, часть принадлежит Синоду. Конфликты неизбежно возникнут там, где прихожане будут против объединения, не располагая юридическим правом на владение имуществом.

Возможная сделка по продаже синодального здания, о которой отец Виктор якобы обмолвился перед своими прихожанами, стала поводом для массы слухов и предположений, вполне объяснимых при нынешней позиции церковного руководства, предпочитающего действо-вать келейно. Отсюда слух, что заведомо низкая сумма, которую отец Виктор хочет получить официально, предполагает существование второй части платежа – "под столом".

Личная инициатива такого рода тем более вероятна, что Москву финансовая часть сделки волновать не может. Для омытой нефтью Пер-вопрестольной купли-продажи такого рода – семечки. Напротив, лукавое начальство всегда склонно сквозь пальцы смотреть на нечистоплотность подчиненных, дабы потом было чем шантажировать.
Возможная сделка, однако, важна не столько суммой, сколько своим символическим характером – она ознаменует смену власти и переезд церковного центра из Нью-Йорка поближе к новому начальству в российском посольстве в Вашингтоне.

Признаками перемены власти стали и некоторые кадровые перестановки. Интернет принес сообщение об увольнении из Джорданвильской семинарии профессора апологетики священника Никиты Григорьева, посвятившего преподавательской деятельности без малого четверть века. По слухам, место священника, выражавшего несогласие с курсом митрополита Лавра, будет занято педагогом, присланным из Санкт-Петербурга. МП не откажешь в дальновидности. Воспитание нового поколения священников РПЦЗ московскими педагогами ликвидирует всякие ростки западного свободомыслия.

Последним пострадавшим от объединения стал исполняющий обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Андроник Котляров. Он отстранен от должности и получил распоряжение покинуть Свято-Вознесенскую обитель на Елеоне, где провел четверть века.

В последних числах апреля молва донесла известие о том, что епископ одесский Агафангел, который является противником объединения с МП, якобы был "сослан" в Бразилию. Однако ни на сайте Синода, ни на сайте самого Агафангела такой ифнормации нет, а знающие люди говорят, что получение бразильской визы гражданином Украины, каковым является Агафангел, в такой короткий срок нереально. Синод явно опоздал с нейтрализацией высокопоставленного оппозиционера.
В доинтернетовское время расправа с оппозицией не помешала бы иерархам РПЦЗ представить объединение как продукт единомыслия паствы и пастырей. В эпоху полной интернетовской гласности объединение предстает довольно неприглядным действом со своими дисси-дентами, пострадавшими и разладом в самом руководстве – трое иерархов РПЦЗ отказались подписывать акт об объединении. На них можно смотреть как на потенциальное руководство "неприсоединистов".

Московская Патриархия, однако, сообщает об успехе объединительного процесса, в упор не видя критиков, а руководство РПЦЗ под на-чалом митрополита Лавра исправно поздравляет паству с текущими праздниками, уходя от ответов на острые вопросы. Попытка автора свя-заться с митрополитом Лавром оказалась безуспешной. Мне рекомендовали черпать всю важную информацию на интернетовском сайте Синода РПЦЗ. Судя по всему, представления владельцев синодального сайта о важности происходящего в РПЦЗ не совпадают с пред-ставлением об этом у значительной части ее паствы. Как велика эта часть? Или как мала? Сегодня рядовые священники предпочитают не объявлять свою позицию, чтобы у них не отобрали приходы, а самих не выбросили на улицу, как игумена Андроника. Картина станет ясной 17 мая, когда церковные иерархи будут отмечать если не полный успех воссоединения, то успешное завершение важного этапа операции, о которой говорит и пишет бывший подполковник КГБ Константин Преображенский.

Вадим Ярмолинец,

"Новое русское слово", 15 мая 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования