Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО": "Со святыми упокой". Немногие понимали смысл и значение звучавших в день похорон Ельцина в храме Христа Спасителя молитв


В послании Патриарха Алексия II, зачитанном перед отпеванием первого президента России Бориса Ельцина, отмечалось: "Впервые за сто с лишним лет (если быть точным — за 113, со времени погребения императора Александра III. — "ЧС".) мы прощаемся с главой Государства Российского в храме, прощаемся с молитвой". Можно к этому добавить, что впервые страна могла увидеть во время прямой телевизионной трансляции весь православный обряд отпевания. Вот только совсем немногие понимали смысл и значение звучавших в тот день в храме Христа Спасителя молитв.

Смерть как рождение в вечность

Человека составляют несколько начал — материальное (тело) и духовное (его душа). При жизни оба этих начала пребывают в единстве, но со смертью происходит их разъединение. Тело человека после смерти истлевает. Душа — бессмертна. Разлучившись с телом, она на третий день уходит в иной — невидимый — мир, подвергается испытаниям (мытарствам), а на 40-й день над ней совершается частный (предварительный) суд. В зависимости от того, как была прожита земная жизнь, душа попадает либо в рай, где пребывает с Богом и ангелами, либо в ад к бесам, где испытывает мучения. Ад и рай признаются Церковью совершенно реальными, но не материальными.

У Бога имеются как бы два стада: первое — это Церковь, состоящая из живущих на земле, ее обычно называют странствующей или воинствующей, и второе — Церковь, состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии. Эту Церковь называют небесной или торжествующей.

Определение души на частном суде является предварительным: в раю или в аду души умерших ожидают всеобщего воскресения, когда душа каждого человека соединится со своим телом. Тогда все люди предстанут на окончательный суд Бога (Страшный суд), после которого райское блаженство или мучения ада станут для каждого уже полными и окончательными.

Облегчить загробную жизнь души до Страшного суда способна молитва за умершего. Она поддерживает связь живущих и умерших христиан. Ведь для Бога все люди живы, а Христос имеет "ключи ада и смерти". Поскольку умершим предстоит воскреснуть, в православии их называют усопшими (по-старославянски "уснувшими").

Смерть — это великое таинство рождения в иную — вечную — жизнь, это врата, которых не минует ни один человек. Память о смерти пронизывает все сознание православного человека. На богослужениях верующие ежедневно просят у Бога "христианской кончины, безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на Страшном Судище Христове". Смерть воспринимается как возможность встретиться с Богом лицом к лицу. Земной путь человека — только подготовка к вечности.
Церковь говорит о том, что Бог будет судить человека таким, каким застанет его в последний час жизни. Поэтому так важно "подготовиться" к смерти — примириться с собой, с окружающими, со своим прошлым и настоящим. Святые, которым Бог нередко открывал день их кончины, готовились к смерти постом и молитвами. Не случайно в православных молитвословах можно найти молитвы "перед своей кончиной", оставленные преподобным Пафнутием Боровским, благоверным князем Андреем Боголюбским, митрополитом Московским Филиппом.

Внезапная смерть без покаяния — самое худшее для христианина. Для православного очень важно исповедаться и причаститься перед смертью. Надо дать почувствовать умирающему, что он не один, уделить ему все внимание и время. Участие можно выразить в молитве о нем и как бы от его лица. Важно, чтобы умирающий почувствовал, что Бог очень близко, видит его страдания и сделает то, что для него наиболее полезно.

Молиться можно вслух или про себя — в зависимости от реакции тяжелобольного. Главное — не оскорбить его чувств. Очень полезно читать умирающему Евангелие, даже если он не отзывается. Если человек умирает тяжело, положено читать канон "На исход души от тела".

Если тяжелобольной не просит об исповеди или причащении, можно спросить его, есть ли в его жизни груз, который он не хотел бы брать с собой в вечность? При утвердительном ответе пригласить священника для принятия исповеди. К приходу батюшки важно подготовить тяжелобольного, объяснить ему, что исповедь или причащение связаны со смертью не больше других церковных таинств. Никому не известна собственная судьба, и к каждому таинству надо относиться как к последнему.
Тело и Кровь Христовы, принимаемые в таинстве Причащения с чувством покаяния, укрепляют физические и духовные силы человека. Известны случаи, когда безнадежно больные люди, причастившись, выздоравливали. При подготовке тяжелобольного к причащению допускается отступление от обычных условий (пост, чтение молитв). Единственное условие — чтобы больной был в сознании и имел раскаяние.

Третий, девятый, сороковой…

При смерти близких православный скорбит о разлуке с ними, но верит, что Бог упокоит их души в раю, и надеется на встречу с ними после смерти. В первые 40 дней решается посмертная судьба усопшего, поэтому так важны молитвы за него: они могут повлиять на участь души умершего, тогда как сам он уже не в силах исправить прожитую жизнь.

Следует отметить, что знания о том, что происходит с душой после смерти, не являются окончательными. Они относятся к области церковного предания, к духовному опыту святых, которым в видениях была приоткрыта часть истины.

Считается, что первый день после смерти истекает в полночь, даже если смерть наступила за мгновение до полуночи. Лишившись своего "жилища", душа становится свободна, как птица. Сразу после смерти следует оповестить родных, близких умершего, его коллег, тех, с кем он был в хороших отношениях — чтобы как можно больше людей могли помолиться за него или просто вспомнить с добрыми чувствами. Следует сказать, что во время земной жизни Иисуса Христа практика молитв об усопших была у иудеев неотъемлемым элементом религиозной жизни. Господь многократно осуждал разные обычаи иудеев, но ничего не говорил против молитв об усопших. В ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем.

Молитвы за усопших — не только религиозный долг, но и естественная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Молитвы за усопших имеют значение не только для умерших, но и для живых. По словам святого Иоанна Дамаскина, всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит пользу ближнему, ибо Бог правосуден и не забывает добрые дела.

Первые два дня душа находится в этом мире, тянется к тому, что ей было в нем дорого, посещает привычные места. В первые два дня следует заказать в храме сорокоуст — особую молитву, которую возносят ежедневно в течение 40 дней после смерти. Для этого достаточно подать в храме записку. Родные в эти дни молятся за умершего, прося Бога о помиловании души новопреставленного. Если есть возможность не отдавать тело в морг, Псалтирь читают перед телом умершего. Близкие и друзья могут читать Псалтирь по очереди.

На третий день произошло воскресение Христа. С этим связано представление о том, что именно в этот день душа покидает видимый мир, оставляя его ради "мира иного". На пороге этого нового мира ее встречают добрые и злые духи, а на пути в него душу сопровождает ангел-хранитель. С третьего дня начинаются мытарства души: это испытания ее на сродность греху или добродетели. Мытарства можно представить как последовательное восхождение души, на каждом этапе которого вспоминаются добрые и злые дела человека. Душа продвигается дальше лишь при условии, что добро пересиливает зло.

На третий день производится отпевание, за которым в тот же день следуют похороны и поминки. Если есть возможность, желательно гроб с телом умершего доставить в храм еще с вечера второго дня, чтобы ночью по покойному читали Псалтирь. Считается, что молитвы, возносимые в ночь на третий день, укрепляет душу, покидающую этот мир.
На девятый день душа возвращается к Богу. Это представление связано с тем, что на девятый день воскресший Иисус явился апостолам, и они удостоились предстать перед лицом Бога. В этот день желательно заказать в храме поминовение — панихиду. На службу можно пригласить всех, кому небезразлична судьба усопшего. В домашнем кругу проводятся поминки девятого дня.

На 40-й день душа снова предстает перед Богом. Он совершает, как говорилось выше, предварительный суд. Разумеется, и в этот день принято заказывать в храме панихиду. О прощении грехов усопшего и о милосердии нужно просить Бога и в домашних молитвах. Поминки 40-го дня отличаются более узким кругом. После 40-го дня изменяется "статус" умершего. Отныне его называют "усопшим", а первые 40 дней он именовался "новопреставленным". Поскольку, по православному учению, судьба человека будет окончательно решена лишь на Страшном суде, важно продолжать после 40-го дня молиться за усопшего.

Код 2145432 вертикально вдоль позвоночника

Уходящие в вечность близкие не перестают пребывать в Церкви Христовой. В Священном Писании говорится: "Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы". И мы можем просить об отпущении согрешений усопших так же, как мы молимся и заказываем молебны о здравии болеющих. "Никто не спасется иначе, как молитвой всей Церкви, в которой живет Христос, зная и уповая, что пока не пришло совершение времен, все члены Церкви, живые и усопшие, непрестанно совершенствуются взаимной молитвой", — писал в труде "Церковь едина" выдающийся русский мыслитель А. Хомяков.

Молитва всей Церкви… А вот как рассказывают о своем "опыте воскрешения" члены тоталитарной секты Г. Грабового. Причем пересказывает о "воскрешении" не сама "кудесница", а некто, слышавший о "чуде". Итак, якобы одна из знакомых с учением Г. Грабового случайно оказалась 1 января в гостях у знакомой Л. — одинокой женщины 74-х лет. Через 15 минут чаепития хозяйка сползла со стула. Дальше цитирую: "Лицо у смерти некрасивое — пена изо рта, вывалился язык, зрачки сузились, пульс исчез, обмочилась. Ушла… Давление — 0. Пульса нет. Схватилась за телефон, вызвать неотложку, телефон не работает. Побежала вызвать от соседей — не смогла открыть дверь изнутри (про свой сотовый забыла). Западня…

Обратилась: "Господи, помоги, ГПГ (Григорий Петрович Грабовой. — "ЧС".), помоги", после чего пришло спокойствие, пришло четкое понимание, что нужно делать!
Первым пошел код 14111963 — серебряные цифры в серебряной сфере D=10 см — сжала до D=2 см, ввела в сердце. На золотой ленте эти же серебряные цифры — в мозг — над правым плечом серебряная сфера D=голове, эту сферу держала все время работы, в ней серебряный код 2145432.

Вокруг этой сферы формируются цифры серебряно-белые 0123456789, и они начинают вращаться по часовой стрелке, вытягиваясь в длину. Код 2145432 ввела в серебряно-белую сферу — и в солнечное сплетение. Словесно (коды не помнила) вводила номера всех систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной, давления и т. д.
Номер и полное восстановление функций головы, шеи, туловища, рук и ног, и вводила серебряно-белый код 0123456789… Поставила Л. в 5-метровую серебряно-бело-золотистую сферу, сюда же код 2145432, постоянно засвечивала эту сферу. Код 2145432 ввела вертикально вдоль позвоночника, горизонтально по рукам справа налево, и с правого плеча над головой и на левое плечо.

Стирала точку ухода, представляла нить жизни непрерывной. Работала постоянно в розовом потоке любви, любовь посылала всем, и смерти в том числе. Вокруг Л., ее пояса сделала серебряно-белый спасательный круг, ввела в него 2145432. Ввела вечную живую клетку Создателя в сердце, в мозг. И код 2145432, и код 14111963.
Возвращалась Л. в свое тело с выраженными конвульсиями… Потом рвота, потом стала дышать. Вернулась она в свое тело через 30 минут".

Комментарии к подобным "методам воскрешения", разумеется, излишни. Стоит лишь напомнить, что Г. Грабовой уже год находится в следственном изоляторе по подозрению в мошенничестве. Недавно над ним начался суд.

"Плачу и рыдаю, когда помышляю о смерти…"

Отпевание — это первая церковная служба об усопшем, которая открывает возможность и далее церковно молиться о покойном (подавать записки о поминовении, заказывать панихиды). Считается, что душа присутствует при отпевании. Близкие и знакомые умершего, участвуя в отпевании, свидетельствуют перед Богом о своей любви к усопшему. Тем самым они говорят, что он жил не напрасно, что он достоин остаться в вечности.

Отпевание совершается на третий день после смерти. Если третий день приходится на Пасху или двунадесятый праздник, отпевание откладывается на следующий день. В порядке исключения допускается отпевание позже этого срока, либо заочно, уже после похорон. В отпевании не отказывают погибшим преступникам, а вот над самоубийцами отпевание не проводится. Такие люди совершили тяжелый грех — отказались от Божественного дара жизни.

…Церковь за самоубийц не молится, но молиться за несчастного могут его родные. В домашнем молитвослове для мирян есть молитва о самоубийце…

Гроб ставится посередине храма напротив открытых царских врат ногами покойного в сторону алтаря — лицо покойного, подобно молящимся в храме, обращено в сторону алтаря. В православной традиции, в отличие от западной, гроб при отпевании ставят открытым. Цветы из гроба следует убрать, так как тело покойного священнослужители накрывают светлым погребальным покрывалом. Это символ того, что умерший находится под покровом Церкви. На грудь кладут икону Христа Спасителя (если умер мужчина) или образ Богоматери с Младенцем (если покойная — женщина). Эту икону хоронят вместе с телом усопшего. В том случае, если проводится кремация, икону следует забрать из гроба — она становится домашней святыней. В левую руку покойного вкладывают крест. На лоб кладут венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, на котором написано "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Существует традиция подкладывать под голову усопшего смертную подушку, которая делается из веток и цветов вербы. Их зашивают в подушку.

При отпевании стоят вокруг гроба с зажженными свечами. По завершению обряда свечи можно оставить в храме либо взять с собой, чтобы зажечь их на кладбище. Горящие свечи — символ воскресения Христа и горячей любви собравшихся к усопшему. Каждый читаемый при отпевании псалом напоминает о важности момента. Вот псалом 90. Он напоминает об ужасах мытарств, которые встречает душа, но праведную душу Господь "избавит… от сети ловца, от гибельной язвы… щит и ограждение — истина Его… За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое". 118-й псалом представляет исповедь отошедшей души, предстающей на суд Божий. Хор поет от лица усопшего: "Я есть образ неизреченной Твоей славы, я почтен Божественным Твоим образом. Ты, Владыко, очисти мя и вожделенное отечество подаждь ми".

Во время отпевания Церковь обращается к святым мученикам, чтобы они ходатайствовали перед Богом за почившего. Затем к самому Богу, знающему немощь естества нашего, чтобы он спас душу усопшего, и, наконец, просит Богородицу — вступиться за усопшего перед Богом. В торжественной и трогательной "стихире самогласных" говорится о скоротечности земной жизни. Эта проповедь, скорее, обращена к близким усопшего. "Плачу и рыдаю, когда помышляю о смерти. Вижу во гробе лежащую по образу Божьему красоту нашу — бесславную и безобразную (безОбразную. — "ЧС".)… Как сочетаемся мы со смертью?"

Песнопения и молитвы обряда говорят не только о временности и тленности земного бытия, но возвещают о воскресении усопших христиан. Чтение Евангелия напоминает о праведном суде Бога. Собравшиеся просят Бога, чтобы Он открыл усопшему двери рая и даровал его душе покой. Усопшему отпускаются грехи, в которых он каялся на исповеди в течение жизни. Священник сворачивает лист с текстом разрешительной молитвы в свиток и влагает его в правую руку усопшего в знак прощения грехов и примирения с Богом.

Этот обычай ведет начало из глубокой древности. Правда, тогда к тексту нынешней молитвы прибавлялось моление о снятии с усопшего церковных клятв и запрещений. Так, в X веке пастыри восточных Церквей "разрешили" от клятв Льва Мудрого, который был отлучен от Церкви за вступление в четвертый брак. В давние времена без разрешительной молитвы тела христиан, умерших в церковном запрещении, не погребались в землю. Такой случай описан в Требнике Петра Могилы. Когда над черным и не истлевшим телом самозванца, выдававшего себя за сына Бориса Годунова, была прочитана разрешительная молитва, оно рассыпалось в прах.
После этого под пение стихиры "Придите, последнее целование дадим…" происходит прощание с покойным. В этой стихире есть слова, в которых от лица умершего выражается просьба: "Прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, да низвержен буду, по грехам моим, на место мучения: но вчинит мя, идеже свет жизни". Положено поцеловать икону на его груди и лоб покойного. Креститься, подходя к покойному, не принято. Прощаются либо в храме, либо на кладбище. Заканчивается чин отпевания заупокойной литией, отпуском и возглашением вечной памяти. После прощания гроб заколачивают. Из храма гроб выносят так: проносят вокруг аналоя (особого столика, стоящего в центре) ногами покойного вперед. Если гроб будут заколачивать на кладбище, священник дает мешочек с землей. Ею следует крестообразно посыпать тело умершего перед закрытием гроба со словами: "Господня земля, и исполнение ее, вселенная и все живущие на ней".

Отпевание в сослужении митрополитов

После того, как гроб с телом Бориса Ельцина был доставлен в храм Христа Спасителя, над ним всю ночь читалась Псалтирь: от начала до конца, все псалмы подряд. По словам пресс-секретаря Московской патриархии о. Владимира (Вигилянского), такова православная полнота проводов всех усопших. "В данном случае, — сказал о. Владимир, — Псалтирь читали семинаристы Сретенской и Николо-Перервенской семинарий. Утром владыка Арсений отслужил заупокойную литургию. Затем был сделан перерыв, а в два часа дня началось отпевание. Его совершил старейший член Священного синода митрополит Ювелиний в сослужении митрополитов Кирилла и Климента".

— Конечно, участие архиереев в отпевании мирянина бывает нечасто, — говорит о. Владимир, — но назвать такое событие беспрецедентным нельзя. Все зависит от заслуг усопшего, от отношения к нему архиереев. Например, при отпевании писателя Владимира Солоухина тоже служили архиереи.

У тех, кто смотрел трансляцию отпевания Бориса Ельцина, возникло много вопросов в связи с "титулованием" Б. Ельцина "первым президентом России Борисом Николаевичем". Обычно говорится "раб Божий". Однако упоминание отчества правителей во время отпевания было дореволюционной традицией, о которой сегодня, разумеется, почти никто не знает.

Самым трогательным моментом отпевания стало прощание с Борисом Николаевичем его вдовы Наины Иосифовны. Многим показалось, что после последних поцелуев, Наина Иосифовна положила в гроб под погребальный покров белый платок. Было ли это на самом деле, доподлинно не известно. Священники говорят, что в соответствии с народной традицией в гроб могут положить что-то очень дорогое для усопшего. В данном случае это могла быть щепоть святой земли. Буквально за месяц до кончины Борис Николаевич посетил место крещения Иисуса на реке Иордан.

"Яко земли еси и в землю отыдеши"

Хоронить умершего позднее третьего дня после смерти допустимо, ранее — нежелательно. Похороны завершают земной путь человека, и тело предается земле, исполняя библейские слова о человеке "яко земля еси и в землю отыдеши".
Кладбища — это освященные места, где тела умерших ожидают Второго пришествия Христа, когда они встанут из гробов. До революции кладбища были в ведении Церкви, теперь на государственных кладбищах хоронят людей разных вероисповеданий и атеистов. Православные кладбища могут находиться при храмах и монастырях, но такие примеры редки.

Православная традиция предписывает вести себя на кладбище так же, как в храме. Мужчины здесь снимают головные уборы, женщины покрывают голову. Традиция кремации чужда православию. Однако тем, кто не может купить земельный участок на кладбище, Патриарх Алексий II разрешил кремировать тела усопших. Способ захоронения не влияет на посмертную судьбу человека.

Перед тем как опустить гроб в могилу, совершается лития ("усиленное моление"). Во время литии провожающие покойного зажигают свечи. Тело усопшего хоронят с его нательным крестом. Гроб опускают в могилу ногами к востоку и засыпают землей. По чину литии, после того как образовался могильный холм, произносится отпуст: "Слава Богу, сице устроившему".

По обычаю вслед за похоронами проводят поминальный обед. Он не предусмотрен Православной Церковью, однако это очень древняя народная традиция, к которой Церковь относится уважительно. Если похороны пришлись на будний день Великого поста, поминки лучше перенести на субботу или воскресенье. Поминки могут проводиться дома, в столовой или в кафе, в трапезной при храме, прихожанином которого был покойный. Перед тем как сесть за стол, вслух читаются молитвы: обычная молитва перед трапезой и молитва-прошение: "Успокой, Господи, душу усопшего раба…" в знак молитвы на время поминок можно зажечь свечу или лампаду.
Обед начинается с поминальных блюд. Начинают с меда, в память о том, что воскресший Христос ел мед и как знамение сладости будущей жизни, и с кутьи либо колива (блюда из разваренных зерен). Символическое значение кутьи таково: как зерно умирает в земле, чтобы дать жизнь ростку, так человек, умирая, рождается для вечности. Кутью и мед можно предварительно освятить в храме либо покропить святой водой. Среди других блюд подают щи (суп), кашу, блины и компот или кисель. Поминальный стол скромен, закусок на нем должно быть немного, особо изысканных блюд подавать не принято. Существует хорошая традиция готовить на поминки блюдо, которое особенно любил покойный.

За столом поминают усопшего, сочувствие родственникам выражают скромно и лаконично. Поскольку поминки не повод для веселья, желательно не употреблять на них вино и водку. Если они есть, не принято "чокаться" рюмками.

Поминальный обед символически указывает на то, как апостолы собирались за столом в надежде, что воскресший Христос внезапно посетит их. Для Него они оставляли свободное место за столом. В конце поминок принято раздавать всем печенье. Этот обычай тоже восходит к временам апостолов. Они, собираясь для "преломления хлебов", в память о последнем обеде с Христом оставляли для Него хлеб, который в конце трапезы раздавали присутствующим.

Александр ОКОНИШНИКОВ

9 мая 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования