Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"RUSSIAN REVIEW": Тульские хранители чистоты кальвинизма. Среди всех реформатских общин России тульская Реформированная Фундаменталистская Церковь в наибольшей степени стремится сохранить верность учению Кальвина


Среди всех немногочисленных реформатских общин России тульская Реформированная Фундаменталистская Церковь (РФЦ) стоит особняком. Она в наибольшей степени стремится сохранить верность учению Кальвина. Тульская община – единственная, считающая себя прямой наследницей дореволюционного российского реформатства, а именно - реформатской общины, основанной в 1632 году на Тульских металлургических заводах А.Виниуса и окормлявшейся пасторами Голландской реформатской церкви. РФЦ чтит память мученика Фомы Иванова, хирурга стрелецкого полка, казненного в царствование Петра I за публичное исповедание реформатской веры.

РФЦ возникла среди российских немцев, проживающих в Туле. Большинство немецких общин обычно становятся основой лютеранских приходов, гораздо реже – католических, были случаи, когда немецкие общины стали основой общин Новоапостольской церкви. Насколько нам известно, кальвинистский выбор – уникальный случай в современной России. Заслуга в обращении большинства тульских немцев в реформатство принадлежит пресвитеру Михаилу Ваннаху. Ваннах – создатель и бессменный глава РФЦ. Он утверждает, что с 1918 года реформатские церкви в России действовали подпольно и РФЦ продолжает традиции катакомбных реформатских общин. Ваннах – потомственный оружейник, до перестройки, как и его предки, был инженером на одном из военных заводов Тулы. По его словам, он был крещен и ординирован в катокомбной реформатской общине еще при советской власти.

Нынешняя РФЦ возникла в начале перестройки и была официально зарегистрирована в 1994 г. В первые годы своего существования она была немецкой церковью, связанной с немецким культурным обществом. После эмиграции в ФРГ нескольких сотен активных членов РФЦ и обращение в реформатство русских богослужения проводятся только на русском. На немецком читаются лишь погребальные службы. По существу к 2007 г. РФЦ стала русской церковью, объединяющей несколько сотен человек. В своем богословии РФЦ жестко придерживается принципов фундаментализма (Богодухновенность и непогрешимость Св. Писания, Божественная природа Иисуса Христа, Его непорочное зачатие от Девы Марии, Искупительная жертва Сына Божиего, Его физическое Воскресение и грядущее Второе Пришествие).

Идеология РФЦ верна Кальвину не только в богословском осмыслении спасительной миссии Иисуса и истинности Писания, но и в евангельском понимании природы общества и политической жизни. Свобода, демократия и права человека (и в первую очередь, свобода совести) для Ваннаха – сакральные евангельские ценности. "Христианин", отвергающий их, для тульских реформатов – не христианин, а христопродавец. Всякие разговоры об "особом пути России", о возможности разделения церквей на "традиционные" и "нетрадиционные", о допустимости существования в какой- либо форме государственной церкви Ваннах считает считает не только беззаконием, но и отходом от христианских ценностей. РФЦ отвергает религиозное законодательство 1997 года, как нарушающее дух и букву Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ как светского государства; вводящее привилегированный статус "для деноминаций, сотрудничавших с тоталитарным коммунистическим режимом". Возникшие после 1997 г. в Тульской и Рязанской областях общины РФЦ принципиально не регистрируются, не желая, таким образом, подпадать под юрисдикцию антиконституционного закона.

РФЦ - единственное религиозное меньшинство, протестующее против дискриминации неправославных в Туле. Кальвинисты публично и в самых резких выражениях осуждает дискриминацию христианских религиозных меньшинств.

Принципиальный антикоммунизм и твердое исповедание свободы и демократии во многом определяют просветительскую деятельность РФЦ. Одно из последних мероприятий такого рода – вечер воспоминаний свидетелей Голодомора начала 30-х гг., на который были приглашены представители всех тульских СМИ, но не пришел ни один.

Ваннах утверждает, что его церковь подвергается нападениям со стороны неизвестных лиц. Сам Ваннах совсем не исключает, что все это – проявления расцветшей в последние годы преступности. Но, и в этом случае, есть, что предъявить властям - ни один из инцидентов с активистами РФЦ (избиение руководителя Русско-немецкого общества "Адлер" В. Г. Полянского, избиение администратора РФЦ А. П. Матвеева, обстрел квартиры самого Ваннаха) органами правопорядка расследован не был.

РФЦ ведет довольно изолированную жизнь, она не имеет существенных отношений с другими российскими реформатскими церквами. Ваннах считает их слишком либеральными во всех смыслах (богословском – не верят в истинность каждого слова Библии, моральном – не достаточно нетерпимы к сексу вне брака и гомосексуализму

внутри свободно принявшей христианские ценности общины, общественно-политическом – не являются безусловными поборниками свободы и демократии). В 90-е гг. РФЦ имела серьезные отношения с лютеранами, что в первую очередь объясняется контактами на личном уровне в среде российских немцев. В последнее время сократили их до минимума, т. к. "слишком многие лютеране в России стали положительно отзываться о разделении церквей на традиционные и нетрадиционные; говорить об особом пути России, в то время как, настоящий христианин обязан утверждать демократию без всяких оговорок". Своеобразие богословской и идейной позиции РФЦ предопределило и круг наиболее приемлемых для нее союзников.

Тульские кальвинисты поддерживают отношения с корейскими пресвитерианами, некоторыми нерегистрированными баптистами и старообрядцами.

Идеологическая позиция РФЦ в определенном смысле для современной России представляет сочетание крайностей – жесткий фундаментализм в догматических вопросах и в вопросах морали неразрывно связан с демократическим политическими ценностями. Это для нашей страны, по краней мере, нетипично. Среди российских протестантов, подобные взгляды существуют, но у РФЦ они выражены, пожалуй, ярче, чем у других.

К этому надо добавить определенно выраженную российскую культурную идентичность, осознание себя представителями многовековой реформатской традиции нашей страны.

Сергей Филатов

Апрель 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования